РАБОТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ДИАГРАММОЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается задача формирования информационной грамотности младших школьников на основе их обучения работе с диаграммами. Описаны виды диаграмм, последовательность действий, из совокупности которых складывается процесс работы с диаграммой, – мотивационных, процессуальных, контрольно-оценочных. Особое внимание уделено трудностям, которые испытывают учащиеся, сталкиваясь с информацией, представленной в форме диаграмм, и способам их разрешения.

Ключевые слова:
информационная культура, виды диаграмм, мотивационные действия, процессуальные действия, контрольно-оценочные действия, последовательность действий при обучении работе с диаграммами, вопросы и задания.
Текст

Формирование у младших школьников информационной культуры

Для полноценной жизни в современном обществе человеку необходимо обладать информационной культурой, которая включает умения отбирать, обрабатывать, классифицировать и анализировать информацию. Приобрести данные умения должна помочь школа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования особое внимание в современной начальной школе должно уделяться работе с различными источниками и видами информации [4].

В примерной Основной образовательной программе образовательного учреждения выделен раздел «Чтение. Работа с информацией» и указаны метапредметные результаты [3]. В ней отмечается, что ученик должен уметь:

  • осуществлять поиск информации;
  • понимать прочитанное;
  • преобразовывать и интерпретировать информацию;
  • осуществлять оценку информации;
  • читать информацию, представленную в разных формах.

Причем под:

  • осуществлением поиска информации понимается нахождение конкретных сведений, фактов, представленных в тексте;
  • пониманием прочитанного – чтение информации, представленной разными способами;
  • преобразованием и интерпретацией прочитанного – формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение аргументов, подтверждающих вывод;
  • оценкой информации – высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.

 

Список литературы

1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2.- С. 53-68.

2. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. - Нижний Новгород: Изд.-во ВГИПУ, 2007.

3. Примерная Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11. 2010 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?