WORKING WITH A DIAGRAM AS A GENERAL- PURPOSE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A PRIMARY SCHOOL PUPIL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The task of teaching pupils to deal with diagrams is presented as a means of nurturing informational literacy among primary schoolchildren. Different types of diagrams and due sequence of actions for dealing with diagrams are described, including such kinds of actions, as motivational, procedural, controlling and judgmental. Special attention is given to the methods intended to help pupils to overcome misunderstanding of information presented in the form of diagrams.

Keywords:
informational culture, kinds of diagrams, motivational actions, procedural actions, controlling and judgmental actions, sequence of actions when working with a diagram, questions and assignments.
Text

Формирование у младших школьников информационной культуры

Для полноценной жизни в современном обществе человеку необходимо обладать информационной культурой, которая включает умения отбирать, обрабатывать, классифицировать и анализировать информацию. Приобрести данные умения должна помочь школа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования особое внимание в современной начальной школе должно уделяться работе с различными источниками и видами информации [4].

В примерной Основной образовательной программе образовательного учреждения выделен раздел «Чтение. Работа с информацией» и указаны метапредметные результаты [3]. В ней отмечается, что ученик должен уметь:

  • осуществлять поиск информации;
  • понимать прочитанное;
  • преобразовывать и интерпретировать информацию;
  • осуществлять оценку информации;
  • читать информацию, представленную в разных формах.

Причем под:

  • осуществлением поиска информации понимается нахождение конкретных сведений, фактов, представленных в тексте;
  • пониманием прочитанного – чтение информации, представленной разными способами;
  • преобразованием и интерпретацией прочитанного – формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение аргументов, подтверждающих вывод;
  • оценкой информации – высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.

 

References

1. Karakozov S.D. Informatsionnaya kul'tura v kontekste obshchey teorii kul'tury lichnosti. Pedagogicheskaya informatika. - 2000. - № 2.- S. 53-68.

2. Petukhova T.P., Vashchuk I.N. Formirovanie informatsionnoy gramotnosti mladshego shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti. - Nizhniy Novgorod: Izd.-vo VGIPU, 2007.

3. Primernaya Osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola / sost. E.S. Savinov. - M.: Prosveshchenie, 2010.

4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. - Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11. 2010 g.).

Login or Create
* Forgot password?