СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЕГО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен субъектный подход к рассмотрению феномена социально-коммуникативного развития старшего дошкольника. Проанализированы результаты экспериментального исследования, проведенного с учетом и в соответствии с экопсихологическими типами взаимодействия детей в групповых формах игровой деятельности и в общении со сверстниками. Описаны психолого-педагогические условия, необходимые для успешного развития дошкольника как субъекта социально-коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова:
социально-коммуникативное развитие, старшие дошкольники, экопсихология развития, субъект, субъектность, игровая деятельность, зона ближайшего развития, психолого-педагогическое сопровождение.
Текст

ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

В настоящее время при поступлении ребенка в школу в структуре его психологической готовности к обучению крайне редко оценивается социально-коммуникативная составляющая. Вместе с тем на практике учителя начальных классов отмечают, что достаточно высокий уровень интеллектуальной готовности, на которую делается акцент при определении учебной программы для ребенка, все чаще сочетается с недостаточным развитием социально-коммуникативной сферы будущего первоклассника. Это обусловливает трудности во взаимодействии ребенка со сверстниками: от неумения установить контакт и начать общение с другими детьми до конфликтного поведения во время общения.

Группой исследователей (Н.Ф. Виноградова, Н.А. Шкуричева и др.) было установлено, что лишь менее 20% первоклассников способны наладить деловые отношения в ходе совместной деятельности. Так, когда работающим в парах детям предлагают на рисовать по варежке (которые должны составить пару, то есть быть одинаковыми), оказывается, что у большинства детей в результате парные варежки значительно различаются: по цвету, расположению узора и другим деталям. Психолого-педагогические исследования выявляют, что сотрудничество в парах (группах), как правило, заменяется индивидуальной работой, поэтому и результат совместных действий в лучшем случае складывается из отдельных частичек труда каждого участника.

Список литературы

1. Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития. - М.: УМК «Психология», 2009.

2. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2004.

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. Изб. психол. тр. - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

5. Лидская Э.В. Экопсихологические условия образования малой группы во взаимодействиях детей раннего возраста // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всероссийской научной конференции. Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч. 2 / под общ. ред. А.С. Чернышева. - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2011.

6. Панов В.И. Экологическая психология: основные направления и понятия // Экопсихологические исследования-2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития. - М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011.

7. Позднякова Г.П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. - М., 2006.

8. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение: учебно-метод. пособие / сост. С.С. Журавлёва. - Курск: ООО «Планета +», 2014.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014.

10. DeMeis J.L., Stearns E.S. Relationship of school entrance age to academic and social performance // Journal of Educational Research. 1992. 86 (1).

11. Vandivere S., Pitzer L., Halle T., Hair E. Indicators of early school success and child well-being // Ready Schools Reference Guide. W.K. Kellogg Foundation. 2004. - URL: http://www.wkkf.org/default.aspx?tabid=101&;CID=3&CatID=3&ItemID=5000284&NID=20&LanguageID=0.

12. Daily S., Burkhauser M., Halle T. A review of school readiness practices in the states: Early learning guidelines and assessments // Child Trends Early Childhood Highlights series. 2010. - URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2013/02/Child_Trends-2010_06_18_ECH_SchoolReadiness.pdf.

13. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish Е., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The impact of pre-school on young children’s cognitive attainments at entry to reception // British Education Research Journal. 2004. 5(30).

Войти или Создать
* Забыли пароль?