ВНЕШЭКОНОМБАНК КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В АЗРФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена возможность участия Внешэкономбанка в реализации инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации. Показана роль Внешэкономбанка в создании и реализации деятельности фабрики проектного финансирования.

Ключевые слова:
инфраструктурные облигации, фабрика проектного финансирования, Арктическая зона Российской Федерации.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (далее – Стратегия), в соответствии с  основными рисками и угрозами развитию, а также с учетом приоритетов развития Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) предусматривает  совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы АЗРФ за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса [1].

Государство финансирует проекты развития инфраструктуры, включая и социальную, в рамках различных государственных программ, например, новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [2]. Кроме того, программы развития инфраструктуры АЗРФ включены и в другие государственные программы Российской Федерации, федеральные и ведомственные целевые программы, отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие меры по комплексному развитию территории Арктической зоны. Многие проекты, связанные с развитием технологической и производственной инфраструктуры, финансирует сам бизнес, к примеру, проекты «Новатэка» или «Норникеля», где он конкретно видит преимущества от создаваемой инфраструктуры.  Однако, существует большое количество проектов, в которых интересы бизнеса присутствуют, но без участия государства их реализовать бизнесу сложно. И тогда появляется такой инструмент, как государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). Ярким примером последнего времени является подписание концессионного соглашения по строительству Северного широтного хода [3]. В настоящее время в России начата работа по совершенствованию инструментария ГЧП. МЭР России разрабатывается ГЧП 2.0, или инфраструктурная ипотека [4, 5]. Инфраструктурная ипотека – это усовершенствованное ГЧП,  и  заключается в том, частный партнер берёт кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счёт регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.

Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов.

Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов), участвующих в данной сделке в определённых долях, в рамках одного кредитного соглашения. Очень важным, по мнению авторов, является то, что в силу использования таких инструментов секьюритизации как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.), ИИ облегчит внедрение «зеленого финансирования» в АЗРФ [6].

Важнейшую роль в развитии ИИ в России играет Внешэкономбанк (далее – ВЭБ). По сути своей, ВЭБ является одним из важнейших в России финансовым институтом развития.  Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель институтов развития –преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики, и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам [7].

Сейчас ВЭБ также становится «фабрикой проектного финансирования» (далее  – ФПФ). ФПФ – новый механизм для российского рынка. Основная идея – синдицированное кредитование проектов с привлечением государственного субсидирования ставок и госгарантий по облигациям. Законодательная база была сформирована в конце 2017 г. В России объективно есть дефицит активности инвесторов. По сути ВЭБ, как основной оператор фабрики, совместно с куратором – Минэкономразвития – формирует культуру проектного финансирования. Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. №158 утверждена Программа «Фабрика проектного финансирования» [8].  Цель Программы – создание механизма проектного финансирования инвестиционных проектов, предусматривающего предоставление денежных средств заёмщикам на основании договоров синдицированного кредита. Фабрика проектного финансирования проектов предусматривает синдикацию 80/20, где 20% – акционерный капитал, 80% – заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта.

Схема работы фабрики проектного финансирования предполагает несколько этапов: центр компетенции проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. В рамках программы предусматривается предоставление государственной гарантии по облигационным займам, привлекаемым ООО «Специализированное общество проектного финансирования "Фабрика проектного финансирования" (СОПФ ФПФ)». Идет и развитие инфраструктуры ИИ. В частности, с 1 января 2019 г. начнет действовать Фонд развития, входящий в состав бюджета РФ, т.е. это часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Предельный объем Фонда развития устанавливается ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до достижения в 2024 г. суммы до 3 500 000 000 тыс. руб. [9].

Недавно разработан и утвержден, с минимальной доработкой, проект комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. (далее – План), в который вошли многие инфраструктурные объекты, связанные с АЗРФ [10].

В комплексном плане выделены девять направлений, которые предполагают, в частности, строительство автодорог, «относящихся к международному транспортному маршруту "Европа — Западный Китай", развитие инфраструктуры морских портов, строительство атомных ледоколов для увеличения грузопотока по Северному морскому пути.  Также в Плане есть и 66 региональных аэропортов, проект Мурманского транспортного узла и т.д.».

Документ подготовлен в соответствии с новым «майским указом» Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 г. № 204, которым предусмотрено повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации, c учетом Проекта Пространственной стратегии развития Российской Федерации [11]. Естественно, что большинство этих проектов будут реализованы с привлечением ВЭБа и использованием Фонда Развития.

Дальнейшее развитие использования механизма ГЧП (и, в первую очередь, ИИ) в АЗРФ будет актуально также в таких важных для АЗРФ проектах:

  1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализации проектов опорных зон развития и минерально-сырьевых центров в  АЗРФ [12-14].
  2. Обеспечение энергией производства и поселений (проекты распределенной энергетики, микрогриды) [15].
  3. Создание инфраструктуры переработки коммунальных и производственных отходов (с учетом щадящего экологического режима в АЗРФ) [16].
  4. Развитие инфраструктуры арктического туризма с использованием возможностей ООПТ (особо охраняемых природных территорий) АЗРФ [17].
  5. Снижение продовольственной зависимости от завоза (развитие сельскохозяйственного производства на территории АЗРФ).
  6. Цифровизация регионов и территорий. Создание умных городов.

Таким образом, использование нового инструмента инвестирования, как инфраструктурная ипотека, при участии ВЭБа позволит   профинансировать многие инвестиционные проекты в АЗРФ, и сделает реальным ее устойчивое развитие.

Список литературы

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.// Правительство России: офиц. интернет-сайт. 2013. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/432.

2. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)http://base.garant.ru/70644266/#ixzz5SvtmJlsy

3. Подписана концессия на Северный широтный ход [электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/10/02/782628-severnii-hod (дата обращения 03.10. 2018)

4. Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования // Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.

5. Воротников А.М. Возможности механизма «инфраструктурной ипотеки» в финансировании проектов городского развития Российской Федерации // Журнал экономических исследований Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . - 2017. - Т. 3. - №. 11. - С. 46-54. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18773/view (дата обращения: 30.04.2018).

6. Воротников А.М. Перспективы «зеленого» финансирования в реализации инфраструктурных проектов в Арктике // Журнал экономических исследований . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - 2018. - Т. 4. - №. 6. - С. 87-96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (дата обращения: 02.09.2018).

7. Деятельность институтов развития [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute

8. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. № 158 “О программе "Фабрика проектного финансирования" [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71781806/#1000

9. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 222-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71892672/#ixzz5PpiLXrSp.

10. Совет по стратегическому развитию одобрил развитие магистральной инфраструктуры до 2024 г. [Электронный ресурс] https://tass.ru/ekonomika/5598586

11. Проект Стратегии Пространственного развития Российской Федерации [Электронный ресурс] //http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/

12. Воротников А.М. Использование государственно-частного партнерства для финансирования проектов создания и развития минерально-сырьевых центров// Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №2. - С. 56-57.

13. Балобанов А.Е., Воротников А.М., Майоров С.В. " Роль транспортно-логистической инфраструктуры в реализации проектов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации " Журнал экономических исследований 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (дата обращения: 09.03.2018).

14. Воротников А.М. Актуальность реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Арктической зоны Российской Федерации // Журнал юридических исследований . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . - 2017. - Т. 2. - №. 3. - С. 65-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (дата обращения: 02.09.2018).

15. Воротников А.М. Финансирование проектов создания и развития локальной энергетики// Региональная энергетика и энергосбережение. - №3. - 2017. - С. 46-49.

16. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года". [Электронный ресурс] //http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf

17. Воротников А.М. Туризм-актуальный тренд развития арктических регионов// Региональная энергетика и энергосбережение. - 2018. - №1. - С. 44-46.

Войти или Создать
* Забыли пароль?