VNESHECONOMBANK AS A FINANCIAL INSTITUTION FOR DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE RUSSIAN ARCTIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the possibility of Vnesheconombank's participation in the implementation of infrastructure projects in the Arctic zone of the Russian Federation. The role of Vnesheconombank in the creation and implementation of the project financing factory is shown.

Keywords:
infrastructure mortgage, project financing factory, Arctic zone of the Russian Federation.
Text
Text (PDF): Read Download

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (далее – Стратегия), в соответствии с  основными рисками и угрозами развитию, а также с учетом приоритетов развития Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) предусматривает  совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы АЗРФ за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса [1].

Государство финансирует проекты развития инфраструктуры, включая и социальную, в рамках различных государственных программ, например, новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [2]. Кроме того, программы развития инфраструктуры АЗРФ включены и в другие государственные программы Российской Федерации, федеральные и ведомственные целевые программы, отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие меры по комплексному развитию территории Арктической зоны. Многие проекты, связанные с развитием технологической и производственной инфраструктуры, финансирует сам бизнес, к примеру, проекты «Новатэка» или «Норникеля», где он конкретно видит преимущества от создаваемой инфраструктуры.  Однако, существует большое количество проектов, в которых интересы бизнеса присутствуют, но без участия государства их реализовать бизнесу сложно. И тогда появляется такой инструмент, как государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). Ярким примером последнего времени является подписание концессионного соглашения по строительству Северного широтного хода [3]. В настоящее время в России начата работа по совершенствованию инструментария ГЧП. МЭР России разрабатывается ГЧП 2.0, или инфраструктурная ипотека [4, 5]. Инфраструктурная ипотека – это усовершенствованное ГЧП,  и  заключается в том, частный партнер берёт кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счёт регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.

Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов.

Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов), участвующих в данной сделке в определённых долях, в рамках одного кредитного соглашения. Очень важным, по мнению авторов, является то, что в силу использования таких инструментов секьюритизации как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.), ИИ облегчит внедрение «зеленого финансирования» в АЗРФ [6].

Важнейшую роль в развитии ИИ в России играет Внешэкономбанк (далее – ВЭБ). По сути своей, ВЭБ является одним из важнейших в России финансовым институтом развития.  Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Основная цель институтов развития –преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики, и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам [7].

Сейчас ВЭБ также становится «фабрикой проектного финансирования» (далее  – ФПФ). ФПФ – новый механизм для российского рынка. Основная идея – синдицированное кредитование проектов с привлечением государственного субсидирования ставок и госгарантий по облигациям. Законодательная база была сформирована в конце 2017 г. В России объективно есть дефицит активности инвесторов. По сути ВЭБ, как основной оператор фабрики, совместно с куратором – Минэкономразвития – формирует культуру проектного финансирования. Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. №158 утверждена Программа «Фабрика проектного финансирования» [8].  Цель Программы – создание механизма проектного финансирования инвестиционных проектов, предусматривающего предоставление денежных средств заёмщикам на основании договоров синдицированного кредита. Фабрика проектного финансирования проектов предусматривает синдикацию 80/20, где 20% – акционерный капитал, 80% – заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта.

Схема работы фабрики проектного финансирования предполагает несколько этапов: центр компетенции проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. В рамках программы предусматривается предоставление государственной гарантии по облигационным займам, привлекаемым ООО «Специализированное общество проектного финансирования "Фабрика проектного финансирования" (СОПФ ФПФ)». Идет и развитие инфраструктуры ИИ. В частности, с 1 января 2019 г. начнет действовать Фонд развития, входящий в состав бюджета РФ, т.е. это часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Предельный объем Фонда развития устанавливается ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до достижения в 2024 г. суммы до 3 500 000 000 тыс. руб. [9].

Недавно разработан и утвержден, с минимальной доработкой, проект комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. (далее – План), в который вошли многие инфраструктурные объекты, связанные с АЗРФ [10].

В комплексном плане выделены девять направлений, которые предполагают, в частности, строительство автодорог, «относящихся к международному транспортному маршруту "Европа — Западный Китай", развитие инфраструктуры морских портов, строительство атомных ледоколов для увеличения грузопотока по Северному морскому пути.  Также в Плане есть и 66 региональных аэропортов, проект Мурманского транспортного узла и т.д.».

Документ подготовлен в соответствии с новым «майским указом» Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 г. № 204, которым предусмотрено повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации, c учетом Проекта Пространственной стратегии развития Российской Федерации [11]. Естественно, что большинство этих проектов будут реализованы с привлечением ВЭБа и использованием Фонда Развития.

Дальнейшее развитие использования механизма ГЧП (и, в первую очередь, ИИ) в АЗРФ будет актуально также в таких важных для АЗРФ проектах:

  1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализации проектов опорных зон развития и минерально-сырьевых центров в  АЗРФ [12-14].
  2. Обеспечение энергией производства и поселений (проекты распределенной энергетики, микрогриды) [15].
  3. Создание инфраструктуры переработки коммунальных и производственных отходов (с учетом щадящего экологического режима в АЗРФ) [16].
  4. Развитие инфраструктуры арктического туризма с использованием возможностей ООПТ (особо охраняемых природных территорий) АЗРФ [17].
  5. Снижение продовольственной зависимости от завоза (развитие сельскохозяйственного производства на территории АЗРФ).
  6. Цифровизация регионов и территорий. Создание умных городов.

Таким образом, использование нового инструмента инвестирования, как инфраструктурная ипотека, при участии ВЭБа позволит   профинансировать многие инвестиционные проекты в АЗРФ, и сделает реальным ее устойчивое развитие.

References

1. Strategiya razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii i obespecheniya nacional'noy bezopasnosti na period do 2020 goda, utverzhdennoy Prezidentom Rossiyskoy Federacii 8 fevralya 2013 g.// Pravitel'stvo Rossii: ofic. internet-sayt. 2013. - [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/news/432.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 aprelya 2014 g. N 366 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami)http://base.garant.ru/70644266/#ixzz5SvtmJlsy

3. Podpisana koncessiya na Severnyy shirotnyy hod [elektronnyy resurs] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/10/02/782628-severnii-hod (data obrascheniya 03.10. 2018)

4. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka - novyy mehanizm finansirovaniya // Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2017. - №4. - S. 61-63.

5. Vorotnikov A.M. Vozmozhnosti mehanizma «infrastrukturnoy ipoteki» v finansirovanii proektov gorodskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 3. - №. 11. - S. 46-54. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18773/view (data obrascheniya: 30.04.2018).

6. Vorotnikov A.M. Perspektivy «zelenogo» finansirovaniya v realizacii infrastrukturnyh proektov v Arktike // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M». - 2018. - T. 4. - №. 6. - S. 87-96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (data obrascheniya: 02.09.2018).

7. Deyatel'nost' institutov razvitiya [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 fevralya 2018 g. № 158 “O programme "Fabrika proektnogo finansirovaniya" [Elektronnyy resurs] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71781806/#1000

9. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 222-FZ “O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i stat'yu 4 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy zakonodatel'nyh aktov Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy resurs] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71892672/#ixzz5PpiLXrSp.

10. Sovet po strategicheskomu razvitiyu odobril razvitie magistral'noy infrastruktury do 2024 g. [Elektronnyy resurs] https://tass.ru/ekonomika/5598586

11. Proekt Strategii Prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] //http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/

12. Vorotnikov A.M. Ispol'zovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlya finansirovaniya proektov sozdaniya i razvitiya mineral'no-syr'evyh centrov// Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2017. - №2. - S. 56-57.

13. Balobanov A.E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. " Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii " Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).

14. Vorotnikov A.M. Aktual'nost' realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na territorii Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . - 2017. - T. 2. - №. 3. - S. 65-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (data obrascheniya: 02.09.2018).

15. Vorotnikov A.M. Finansirovanie proektov sozdaniya i razvitiya lokal'noy energetiki// Regional'naya energetika i energosberezhenie. - №3. - 2017. - S. 46-49.

16. Strategiya razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda". [Elektronnyy resurs] //http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf

17. Vorotnikov A.M. Turizm-aktual'nyy trend razvitiya arkticheskih regionov// Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2018. - №1. - S. 44-46.

Login or Create
* Forgot password?