ПЕРСПЕКТИВЫ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В АРКТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации требует перехода на ответственное инвестирование(зеленое финансирование). В работе с учетом реализации государственной программы «Социально-экономического развития АЗРФ» выделены основные направления привлечения зеленого финансирования в проекты, реализуемые в Арктике. Отмечено, что дальнейшее применение инструментов зеленого финансирования, в частности, зеленых облигаций, актуально при реализации нового механизма создания региональной и федеральной инфраструктуры –инфраструктурной ипотеки. В России необходимо формировать нормативно-правовую базу зеленого финансирования, и в частности, стандарты зеленых облигаций.

Ключевые слова:
Арктическая зона Российской Федерации, зеленое финансирование, зеленые облигации.
Текст

Современное развитие Арктики должно базироваться на принципах устойчивого развития, которые были сформулированы в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН.  Устойчивым было названо «развитие, удовлетворяющее нужды настоящего без угрозы возможности будущих поколений удовлетворять их собственные нужды»[1]. В основе концепции устойчивого развития находится согласование и уравновешивание экономической, социальной и экологической составляющих самого процесса развития общества, ориентируя рост экономики в долгосрочной перспективе на достижение социальных и экологических целей, обеспечивающих рост уровня и качества жизни людей. Актуальность устойчивого развития для Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) несомненна.  По площади Арктическая зона занимает около 3,1 млн км², или 18% территории Российской Федерации. Площадь континентального шельфа в Арктической зоне Российской Федерации составляет более 4.0 млн км²(около 70% всего континентального шельфа Российской Федерации).АЗРФ характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов; высокой долей коренных малочисленных народов в населении арктических регионов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью; чрезвычайной уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем. Реализация принципов устойчивого развития в АЗРФ позволит решить проблему социально-экономического развития АЗРФ, на достижение которого направлена Государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», обновленная и продленная до 2025 г., что невозможно без решения как экологических, так и социальных проблем.

     Такой подход к развитию требует и новых методов, и новых инструментов финансирования. Появилось новое понятие «ответственное инвестирование». [2]. Ответственное инвестирование – это подход к принятию инвестиционных решений, учитывающий экологические, социальные и корпоративно-управленческие факторы – ЭСКУ (ESG – environmental, social, governanеnce), а также стабильность и устойчивость рынка в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что для бенефициара проекта важна не только прибыль от его реализации, но и социальные выгоды, а самое главное, проект не только не вредит экологии, а происходят позитивные изменения в экологической обстановке. Хотя надо отметить, что на сегодняшний день более распространен такой термин, как «зеленое» финансирование. «Зеленое» финансирование (далее – ЗФ) подразумевает использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Данная деятельность включает в себя отбор, финансирование и реализацию «зеленых» проектов. Инструменты ЗФ активно используют все экономические агенты без ограничений. В целях снижения рисковдиверсификация происходит не только на уровне портфелей «зеленых» проектов, но также и используемых инструментов. Наиболее распространенными инструментами ЗФ в мировой практике являются следующие: «зеленые» облигации, «зеленое» кредитование, гарантии под финансирование «зеленых» проектов, государственные и муниципальные  «зеленые» фонды, субсидии, «зеленые» банковские и страховые инструменты, дочерние «зеленые» фонды, гранты и т.д.ЗФ  представляет собой инвестиционные потоки, используемые для перехода на «зеленое», устойчивое  развитие, которое приводит к качественному изменению и модернизации отдельных отраслей, что предполагает определение новых целевых показателей на продукцию и технологические процессы в среднесрочном периоде в соответствии с новым регулированием и технологическими возможностями. Такое «зеленое» финансирование отдельных отраслей приводит  к значительному технологическому прогрессу в этих отраслях, а также способствует развитию прорывных передовых технологий, что в итоге приводит к существенному ценовому сдвигу в экономиках. Отсутствие такого подхода в российской экономике означает, что продукты, технологии, услуги, которые не будут удовлетворять указанным целевым показателям и требованиям, лишатся перспектив выхода на рынки Европы/США/Азии и на конкуренцию с импортными аналогами на российском рынке. Для нашей страны это фактически означает увеличение серьезного отставания – как технологического, так и интеллектуального, и, как следствие, экономического и геополитического.Внедрение «зеленых» технологий, реализация «зеленых» проектов должно стать одним из направлений преодоления технологического отставания Российской Федерации. Преодоление технологического отставания страны – одна из важнейших задач, определенная Посланием президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г.[3].Основным инструментом ЗФ в мире являются «зеленые» облигации. «Зеленые» облигации (далее –ЗО) – это долговые инструменты, используемые для привлечения средств на проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом или низкоуглеродной экономикой, которые существуют на финансовом рынке уже более десяти лет. Их выпуск превысил в 2017 г. $160 млрд. В первую очередь, это стало возможным благодаря развивающимся рынкам в России, к ЗО пока только присматриваются. Хотя Республика Казахстан, например, уже утвердила стандарты ЗО.

Россия находится в самом начале пути по развитию ЗФ. Ноуже  есть примеры финансирования «зеленых» проектов, в частности, финансирования проектов в области ВИЭ. Например, несколько разных инвесторов уже строят или планируют построить в Астраханской области 6 солнечных электростанций [4].

     Как показывает мировая практика, перспективным для ЗФ является достаточно широкий перечень отраслей и направлений. Для АЗРФ этот перечень вполне можно увязать с потребностями и направлениями ГП «Социально-экономического развития АЗРФ», учитывая и то, что каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития. Поэтому на первом этапе не следует закреплять жесткие критерии «зеленых» проектов, а определить наиболее важные отрасли, переход которых на «зеленое» развитие, во-первых, будет экономически и социально выгодным, а во-вторых, может быть проведен с наименьшими административными и транзакционными издержками, и, в-третьих, максимально повысит качество ВВП страны. Важнейшим критерием выбора перспективных отраслей для ЗФ должно стать согласование интересов бизнеса и государства в АЗРФ. Реализуемые «зеленые» проекты и использование ЗФ должны с одной стороны, способствовать устойчивому развитию АЗРФ, но, с другой стороны, и способствовать устойчивому развитию бизнеса в регионе. На основании такого подходабыло выделено несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств ЗФ в АЗРФ:

– проекты по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ);

–проекты в области развития возобновляемой энергетики (ВИЭ);

–проекты в области переработки мусора и бытовых отходов;

–проекты по повышению энергоэффективности;

–инвестиционные программы компаний;

–инфраструктурные проекты (проекты адаптации);

– проекты в области транспорта;

– проекты в сфере «зеленого» строительства;

–органическое сельское хозяйство («зеленая»агропромышленность).

      Остановимся только на некоторых из них, которые особенно актуальны для развития АЗРФ вкачестве примера:

  1. Проекты в области развития транспорта.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры АЗРФ (далее – ТЛИ) – одна из важнейших задач для достижения устойчивого развития Арктики[5].

С учетом того, что ТЛИ АЗРФ слаборазвита и требует больших инвестиций, то оптимальным было создавать ее на принципах устойчивого развития с использованием самых современных технологий (НДТ) и с использованием ЗФ. Тем более, в своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г., Президент России дал много важных поручений, связанных с развитием АЗРФ и ее ТЛИ [3].

Вот небольшой список проблем при деятельности ТЛИ АЗР, которые решаются с применением ЗФ:

1.      Предупреждение и ликвидация нелегальных сливов нефтепродуктов и отходов в море.

2. Переход на новые низкоуглеродные и безуглеродные виды топлива, включая газомоторное.

3. Новые технологии проектирования и строительства ТЛИ, сохраняющей биоценозы и, сокращающих территории, занимаемые ТЛИ.

4. Создание системы обращения с отходами деятельности ТЛИ.

5. Использование в АЗРФ экологически чистого транспорта, в том числе и городского (например, электрический, гибридный, общественный, железнодорожный, немоторизованный, мультимодальный транспорт, инфраструктура для экологически чистых транспортных средств и сокращение вредных выбросов).

Решение этих проблем в создании и развитии современной, инновационной ТЛИ АЗРВ позволит увязать и уравновесить экономическую, социальную и экологическую составляющие устойчивого развития АЗРФ и обеспечить рост уровня и качества жизни людей.

2. Проекты создания и развития минерально-сырьевых центров

    Минерально-сырьевые центры (МСЦ) – это совокупность разрабатываемых и планируемых, к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям [6].  Создание и развитие МСЦ в АЗРФ предусмотреноГП «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Реализация таких проектов совершенно очевидно возможна с использованием ЗФ. Проект создания МСЦ является комплексным и это позволит согласованно использовать несколько направлений ЗФ, что не возбраняется.

    Исключительно востребованы в АЗРФ будут и проекты, связанные с развитием распределенной генерации и в сфере обращения с коммунальными отходами.

     Таким образом, реализация инфраструктурных проектов в АЗРФ, направленных на сохранение хрупкой экологии Арктики, позволит использовать ЗФ для их реализации, и в то же время позволит реализовать их с меньшими затратами. Важно и то, что применение инструментов ЗФ, в частности ЗО, становится особенно актуальным в связи с запуском нового механизма реализации инфраструктурных проектов – инфраструктурной ипотекой[7].  Дело осталось за малым, разработать нормативно-правовую базу ЗФ, создать институты ЗФ, утвердить стандарты PJ, как уже сделал недавно Казахстан и начать реализовывать проекты «зеленого» финансирования.

Список литературы

1. Устойчивое развитие: концепция, принципы, целиhttp://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi

2. Кузнецова Г.В. Ответственное инвестирование и устойчивое развитие: мировой и Российский опыт // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennoe-investirovanie-i-ustoychivoe-razvitie-mirovoy-i-rossiyskiy-opyt (дата обращения: 08.06.2018).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // [Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения 10.03.2018)

4. Инвесторы вложат 5,5 млрд рублей в строительство СЭС в Астраханской области http://tass.ru/ekonomika/5023765

5. Балобанов А.Е., Воротников А.М., Майоров С.В. " Роль транспортно-логистической инфраструктуры в реализации проектов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации " Журнал экономических исследований 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (дата обращения: 09.03.2018).

6. Донской С.Е., Орлов В.П., Григорьев М.Н. Выделение минерально-сырьевых центров России в соответствии со «Стратегией развития геологической отрасли» и подходы к управлению их развитием. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.doc http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.ppt

7. Воротников А.М. Инфраструктурная ипотека - новый механизм финансирования//Региональная энергетика и энергосбережение. - 2017. - №4. - С. 61-63.

Войти или Создать
* Забыли пароль?