PROSPECTS FOR GREEN FINANCING IN THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE ARCTIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
Sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation requires a transition to responsible investment (green financing). In the work, taking into account the implementation of the state program "Social and economic development of the Russian Arctic", the main directions of attracting green financing in projects implemented in the Arctic.It is noted that the further use of green financing instruments, in particular, green bonds, is relevant in the implementation of the new mechanism of creation of regional and Federal infrastructure-infrastructure mortgage. In Russia, it is necessary to form the legal framework for green Finance, and in particular, the standards of green bonds.

Keywords:
Arctic zone of the Russian Federation, green financing, green bonds.
Text

Современное развитие Арктики должно базироваться на принципах устойчивого развития, которые были сформулированы в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН.  Устойчивым было названо «развитие, удовлетворяющее нужды настоящего без угрозы возможности будущих поколений удовлетворять их собственные нужды»[1]. В основе концепции устойчивого развития находится согласование и уравновешивание экономической, социальной и экологической составляющих самого процесса развития общества, ориентируя рост экономики в долгосрочной перспективе на достижение социальных и экологических целей, обеспечивающих рост уровня и качества жизни людей. Актуальность устойчивого развития для Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) несомненна.  По площади Арктическая зона занимает около 3,1 млн км², или 18% территории Российской Федерации. Площадь континентального шельфа в Арктической зоне Российской Федерации составляет более 4.0 млн км²(около 70% всего континентального шельфа Российской Федерации).АЗРФ характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов; высокой долей коренных малочисленных народов в населении арктических регионов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью; чрезвычайной уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем. Реализация принципов устойчивого развития в АЗРФ позволит решить проблему социально-экономического развития АЗРФ, на достижение которого направлена Государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», обновленная и продленная до 2025 г., что невозможно без решения как экологических, так и социальных проблем.

     Такой подход к развитию требует и новых методов, и новых инструментов финансирования. Появилось новое понятие «ответственное инвестирование». [2]. Ответственное инвестирование – это подход к принятию инвестиционных решений, учитывающий экологические, социальные и корпоративно-управленческие факторы – ЭСКУ (ESG – environmental, social, governanеnce), а также стабильность и устойчивость рынка в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что для бенефициара проекта важна не только прибыль от его реализации, но и социальные выгоды, а самое главное, проект не только не вредит экологии, а происходят позитивные изменения в экологической обстановке. Хотя надо отметить, что на сегодняшний день более распространен такой термин, как «зеленое» финансирование. «Зеленое» финансирование (далее – ЗФ) подразумевает использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Данная деятельность включает в себя отбор, финансирование и реализацию «зеленых» проектов. Инструменты ЗФ активно используют все экономические агенты без ограничений. В целях снижения рисковдиверсификация происходит не только на уровне портфелей «зеленых» проектов, но также и используемых инструментов. Наиболее распространенными инструментами ЗФ в мировой практике являются следующие: «зеленые» облигации, «зеленое» кредитование, гарантии под финансирование «зеленых» проектов, государственные и муниципальные  «зеленые» фонды, субсидии, «зеленые» банковские и страховые инструменты, дочерние «зеленые» фонды, гранты и т.д.ЗФ  представляет собой инвестиционные потоки, используемые для перехода на «зеленое», устойчивое  развитие, которое приводит к качественному изменению и модернизации отдельных отраслей, что предполагает определение новых целевых показателей на продукцию и технологические процессы в среднесрочном периоде в соответствии с новым регулированием и технологическими возможностями. Такое «зеленое» финансирование отдельных отраслей приводит  к значительному технологическому прогрессу в этих отраслях, а также способствует развитию прорывных передовых технологий, что в итоге приводит к существенному ценовому сдвигу в экономиках. Отсутствие такого подхода в российской экономике означает, что продукты, технологии, услуги, которые не будут удовлетворять указанным целевым показателям и требованиям, лишатся перспектив выхода на рынки Европы/США/Азии и на конкуренцию с импортными аналогами на российском рынке. Для нашей страны это фактически означает увеличение серьезного отставания – как технологического, так и интеллектуального, и, как следствие, экономического и геополитического.Внедрение «зеленых» технологий, реализация «зеленых» проектов должно стать одним из направлений преодоления технологического отставания Российской Федерации. Преодоление технологического отставания страны – одна из важнейших задач, определенная Посланием президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г.[3].Основным инструментом ЗФ в мире являются «зеленые» облигации. «Зеленые» облигации (далее –ЗО) – это долговые инструменты, используемые для привлечения средств на проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом или низкоуглеродной экономикой, которые существуют на финансовом рынке уже более десяти лет. Их выпуск превысил в 2017 г. $160 млрд. В первую очередь, это стало возможным благодаря развивающимся рынкам в России, к ЗО пока только присматриваются. Хотя Республика Казахстан, например, уже утвердила стандарты ЗО.

Россия находится в самом начале пути по развитию ЗФ. Ноуже  есть примеры финансирования «зеленых» проектов, в частности, финансирования проектов в области ВИЭ. Например, несколько разных инвесторов уже строят или планируют построить в Астраханской области 6 солнечных электростанций [4].

     Как показывает мировая практика, перспективным для ЗФ является достаточно широкий перечень отраслей и направлений. Для АЗРФ этот перечень вполне можно увязать с потребностями и направлениями ГП «Социально-экономического развития АЗРФ», учитывая и то, что каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития. Поэтому на первом этапе не следует закреплять жесткие критерии «зеленых» проектов, а определить наиболее важные отрасли, переход которых на «зеленое» развитие, во-первых, будет экономически и социально выгодным, а во-вторых, может быть проведен с наименьшими административными и транзакционными издержками, и, в-третьих, максимально повысит качество ВВП страны. Важнейшим критерием выбора перспективных отраслей для ЗФ должно стать согласование интересов бизнеса и государства в АЗРФ. Реализуемые «зеленые» проекты и использование ЗФ должны с одной стороны, способствовать устойчивому развитию АЗРФ, но, с другой стороны, и способствовать устойчивому развитию бизнеса в регионе. На основании такого подходабыло выделено несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств ЗФ в АЗРФ:

– проекты по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ);

–проекты в области развития возобновляемой энергетики (ВИЭ);

–проекты в области переработки мусора и бытовых отходов;

–проекты по повышению энергоэффективности;

–инвестиционные программы компаний;

–инфраструктурные проекты (проекты адаптации);

– проекты в области транспорта;

– проекты в сфере «зеленого» строительства;

–органическое сельское хозяйство («зеленая»агропромышленность).

      Остановимся только на некоторых из них, которые особенно актуальны для развития АЗРФ вкачестве примера:

  1. Проекты в области развития транспорта.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры АЗРФ (далее – ТЛИ) – одна из важнейших задач для достижения устойчивого развития Арктики[5].

С учетом того, что ТЛИ АЗРФ слаборазвита и требует больших инвестиций, то оптимальным было создавать ее на принципах устойчивого развития с использованием самых современных технологий (НДТ) и с использованием ЗФ. Тем более, в своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г., Президент России дал много важных поручений, связанных с развитием АЗРФ и ее ТЛИ [3].

Вот небольшой список проблем при деятельности ТЛИ АЗР, которые решаются с применением ЗФ:

1.      Предупреждение и ликвидация нелегальных сливов нефтепродуктов и отходов в море.

2. Переход на новые низкоуглеродные и безуглеродные виды топлива, включая газомоторное.

3. Новые технологии проектирования и строительства ТЛИ, сохраняющей биоценозы и, сокращающих территории, занимаемые ТЛИ.

4. Создание системы обращения с отходами деятельности ТЛИ.

5. Использование в АЗРФ экологически чистого транспорта, в том числе и городского (например, электрический, гибридный, общественный, железнодорожный, немоторизованный, мультимодальный транспорт, инфраструктура для экологически чистых транспортных средств и сокращение вредных выбросов).

Решение этих проблем в создании и развитии современной, инновационной ТЛИ АЗРВ позволит увязать и уравновесить экономическую, социальную и экологическую составляющие устойчивого развития АЗРФ и обеспечить рост уровня и качества жизни людей.

2. Проекты создания и развития минерально-сырьевых центров

    Минерально-сырьевые центры (МСЦ) – это совокупность разрабатываемых и планируемых, к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям [6].  Создание и развитие МСЦ в АЗРФ предусмотреноГП «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Реализация таких проектов совершенно очевидно возможна с использованием ЗФ. Проект создания МСЦ является комплексным и это позволит согласованно использовать несколько направлений ЗФ, что не возбраняется.

    Исключительно востребованы в АЗРФ будут и проекты, связанные с развитием распределенной генерации и в сфере обращения с коммунальными отходами.

     Таким образом, реализация инфраструктурных проектов в АЗРФ, направленных на сохранение хрупкой экологии Арктики, позволит использовать ЗФ для их реализации, и в то же время позволит реализовать их с меньшими затратами. Важно и то, что применение инструментов ЗФ, в частности ЗО, становится особенно актуальным в связи с запуском нового механизма реализации инфраструктурных проектов – инфраструктурной ипотекой[7].  Дело осталось за малым, разработать нормативно-правовую базу ЗФ, создать институты ЗФ, утвердить стандарты PJ, как уже сделал недавно Казахстан и начать реализовывать проекты «зеленого» финансирования.

References

1. Ustoychivoe razvitie: koncepciya, principy, celihttp://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi

2. Kuznecova G.V. Otvetstvennoe investirovanie i ustoychivoe razvitie: mirovoy i Rossiyskiy opyt // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennoe-investirovanie-i-ustoychivoe-razvitie-mirovoy-i-rossiyskiy-opyt (data obrascheniya: 08.06.2018).

3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (data obrascheniya 10.03.2018)

4. Investory vlozhat 5,5 mlrd rubley v stroitel'stvo SES v Astrahanskoy oblasti http://tass.ru/ekonomika/5023765

5. Balobanov A.E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. " Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii " Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).

6. Donskoy S.E., Orlov V.P., Grigor'ev M.N. Vydelenie mineral'no-syr'evyh centrov Rossii v sootvetstvii so «Strategiey razvitiya geologicheskoy otrasli» i podhody k upravleniyu ih razvitiem. 2010. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.doc http://www.vsegei.com/ru/conf/summary/round_table10/PM_02.ppt

7. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka - novyy mehanizm finansirovaniya//Regional'naya energetika i energosberezhenie. - 2017. - №4. - S. 61-63.

Login or Create
* Forgot password?