DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATIONAL PROCESS: ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF STUDENTS' ATTITUDE TO DIFFERENT FORMS OF LEARNING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to topical issues of digitalization of the educational process at the university. The development of digital technologies in the field of education is, on the one hand, a necessity, on the other hand, a rapid transformation of the education system and is supported by the state and society. In the course of the study, the authors analyzed and presented the theoretical aspects of the digitalization of the educational process, identified by domestic scientists and practitioners. The subject of research in this article is the digitalization of the educational process at the university. Purpose: to analyze the change in the attitude of students studying in the direction of training "Personnel Management" to various forms of conducting training sessions, namely, offline and online, to identify the existing opportunities and threats for the educational process at the university. The following research methods were used in the work: written survey, participant observation, comparative analysis, analysis of scientific works. The findings of the study and the conclusion are presented.

Keywords:
digitalization, educational process, students, opportunities, threats
Text

Актуальность и новизна исследования проблематики цифровизации учебного процесса в вузе

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена, реализацией федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в образовательных организациях страны. А также тем, что эпидемиологическая ситуация в России требует ускорения внедрения онлайн-образования в учебный процесс вузов и других образовательных организаций. В результате чего допускаются противоречивые практические действия в отношении решения проблемы цифровизации образования в целом и цифровизации подготовки студентов в вузе, в частности.

Высшее образование в нашей стране активно модернизируется и развивается, в том числе и в зависимости от различных факторов, требующих постоянного совершенствования учебного процесса для получения необходимого результата обучения. В современных жестких условиях рынка труда чрезвычайно востребованы выпускники вуза, которые обладают способностью эффективно применять освоенные в профессиональном обучении знания и умения. Обеспечить качественную подготовку таких специалистов представляется возможным при внедрении в образовательный процесс цифровых технологий. Результатом обучения, согласно ФГОС ВО, является набор сформированных компетенций у будущих управленцев, в том числе и цифровых, под которыми понимается способность эффективно действовать при решении профессиональных задач, выполнении трудовых функций.

Так, «Цифровизация учебного процесса в высших учебных заведениях стала современной реальностью, которая зависит не столько от желания руководства, профессорско-преподавательского состава и обучающихся в них студентов, сколько от реальных условий агрессивности и непредсказуемости внешней среды, диктующей свои правила адаптации социума к изменяющимся условиям жизни в современном обществе» [6].

Теоретико-методологические аспекты исследования цифровизации учебного процесса в вузе

По мнению А. В. Гречушкиной, «Цифровизация – современный тренд в развитии системы образования России» [6, 8].

Педагоги, А. М. Юдина, А. А. Пронина советуют обратить внимание на «приобретение цифровых компетенций» участниками учебного процесса, на структуру и отбор педагогических технологий, форм, методов и средств, повышающих цифровую культуру.

А. В. Тимофеев предупреждает о формировании «цифрового человека», который оказывается в ситуации постоянного и беспрепятственного получения необходимой ему информации, осуществления коммуникации в режиме on-line, использования информационных ресурсов для решения текущих задач.

Таким образом, цифровизация приобретает важное значение не только для системы образования, но и для экономики, в целом, поскольку в процессе их трансформации чрезвычайно значимо использование цифровых ресурсов, тем самым совершенствуя информационно-образовательную среду.

Необходимо также обратиться к исследованиям, в которых на первое место поставлено понятие «цифровое образование». Так, А. В. Соловов обобщает модели проектирования и функционирования цифровых технологий относительно системы высшего образования. В этих рамках внимание сосредотачивается на цифровых образовательных ресурсах в процессе обучения, различные виды которых целесообразно интегрировать в комплексы профессиональных задач.

В этой связи следует обратить внимание и на готовность системы высшего образования к деятельности в цифровой образовательной среде. На этот аспект обращает внимание в своем исследовании О. В. Усачева, выделяя при этом следующие критерии готовности: использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; готовность преподавателей к использованию цифровых технологий в учебном процессе; использование цифровых ресурсов в управлении образованием; цифровая образовательная среда; нормативно-правовая основа цифровизации образования; готовность обучающихся к использованию информационных ресурсов в образовательной среде вуза .

В своем исследовании И. А. Погодина анализирует взаимосвязь субъектов образовательных отношений в условиях использования цифровых технологий. В этих условиях студенты имеют возможность самостоятельно выстраивать график учебной деятельности, при этом в удобном для себя режиме выполнять задания, усваивать необходимые порции информации, повторять и закреплять наиболее сложные варианты.

Если рассматривать методические и технологические аспекты в реализации цифрового образования, то можно обратиться к разработкам А. З. Алексеевой. В них автор подчеркивает особую значимость использования технологий комплексного обучения, то есть совмещение очного формата с онлайн-обучением. В реализации именно этого варианта значительную результативность показали модели, уже апробированные в мировой практике: Face-to-Face Driver; Flex Model; Online Lab; Rotation Model; Self-Blend Model; Online Driver Model и др.

Также широко представляются и обсуждаются психологические аспекты реализации цифрового образования. Так, например, Н. А. Шайденко делает акцент на психологических аспектах использования цифровых технологий, при этом на достаточно высоком уровне создавая цифровую образовательную среду в рамках конкретной учебной дисциплины.

Кроме того, как и в любом другом процессе, в онлайн-обучении очевидны и новые возможности, которые помогают достичь высоких результатов деятельности, но и существуют определенные риски, при которых наблюдаются некоторые потери. Так, Н. А. Тарасова, при исследовании психологических аспектов онлайн-обучения, выделяет как плюсы, так и возможные его минусы.

Среди позитивных сторон цифрового образования выделяются: 1) доступность образовательной среды, то есть отсутствие пространственных и временных ограничений; 2) массовый характер образования; 3) персонализация обучения; 4) оперативность обратной связи в процессе» обучения; 5) высокая интенсивность образования.

К минусам цифрового образования, по мнению многих исследователей, можно отнести:

1) «снижение доверия к достоверности получаемой информации, сомнение в истинности излагаемых фактов» [9; 14];

2) «возможность формирования искаженной картины мира, упрощенного и примитивного образа различных явлений» [20; 23];

3) «нарушение традиционных механизмов социализации» обучающихся [9; 22];

4) «нарушение социальных контактов» [17; 20];

5) актуализация «проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся» [7; 13].

Таким образом, неоднозначность психологических эффектов цифрового образования очевидна, что предполагает определенные трудности при их внедрении в учебный процесс онлайн-обучения.

Описание и результаты эмпирического исследования

В связи с пандемией в Уральском федеральном университете (УрФУ) с марта 2020 года определенная часть студентов была переведена на онлайн-обучение, в 2021 году уже большинство обучающихся получали теоретические знания в режиме онлайн.

«В образовательном процессе Уральского федерального университета используются все известные современные подходы, формы и методы для обучения и развития бакалавров, получения ими современных компетенций, которые необходимы им в будущей профессиональной деятельности» [6].

В исследовании принимали участие бакалавры третьего и четвертого курсов по направлению подготовки «Управление персоналом» Уральского гуманитарного института УрФУ за период с марта 2020 года по декабрь 2021 года. Всего участвовало 280 студентов.

Цель исследования: проанализировать в динамике изменение отношения студентов к форме обучения.

За период с марта 2020 по декабрь 2021 года в исследовании принимали участие 280 студента, из них в 2019-20 учебном году 76 человек учились на третьем, а в 2020-21 учебном году на четвертом курсе, также на третьем курсе в 2020-21 году - 60 студентов, на четвертом курсе в 2020-21 – 75 человек. За этот период проводились практические и теоретические занятия в аудиториях, офлайн, так и дистанционно, онлайн.

Нами было проведено 4 письменных опроса студентов данных групп в 2019, 2020 и 2021 году (таблица), в которой отражена сравнительная оценка теоретических занятий оффлайн и онлайн по 100 бальной системе.

Таблица

Отношение студентов к форме занятий в динамике

Курс / год

Количество

студентов

Офлайн –

занятия (%)

Онлайн –

занятия (%)

Третий курс / 2019-2020 уч. год

76 чел.

72 %

28 %

Четвертый курс /

2019-2020 уч. го

69 чел.

69 %

31 %

Третий курс / 2020-2021 уч. год

60 чел.

62 %

38 %

Четвертый курс /

2020-2021 уч. го

75 чел.

51 %

49 %

 

В результате опроса и анализа полученных результатов, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

- при переводе студентов на онлайн-обучение в 2019-20 учебном году, большинство студентов, как третьего, так и четвертого курсов предпочитали получать теоретические знания в аудитории, т.е. оффлайн (72 %, 69 % соответственно);

- отношение к занятиям в форме онлайн, как видно в таблице. у студентов в динамике изменилось (2019 – 28 %, если в 2019 году только 28 % - 3 курс, 31 % - четвертый курс) предпочитали изучать теорию в режиме онлайн, то в 2020 и 2021 годы соответственно 38 % и 49 %;

- таким образом почти половина студентов (49 %) в 2021 году предпочитали получать теоретические знания онлайн.

Заключение

В заключение резюмируем:

- теоретический анализ научных источников выявил достаточное количество положительных возможностей для образовательного процесса вузов, но и не меньшее количество определенных угроз, которые могут повлиять на весь процесс обучения и формирование компетенций бакалавров и магистрантов;

- занятия в форме онлайн несут в себе как большие возможности, так и некоторые угрозы для учебного процесса;

- практическое исследование показало, что в первый год обучения онлайн, студенты предпочитали слушать лекции в учебной аудитории офлайн. В динамике ситуация изменилась, предпочтения студентов-бакалавров по направлению подготовки «Управление персоналом» были поделены примерно поровну по отношению к занятиям офлайн и онлайн.

Убеждены, что в образовательном пространстве вуза должны использоваться абсолютно разнообразные методы, приемы, технологии в рамках и реального, и виртуального пространства, в том числе и социальные сети для представления образовательных результатов.

Авторы планируют в будущем продолжить исследования в рамках цифровизации учебного процесса в высших учебных заведениях.

References

1. Agibova I.M. Usloviya i faktory organizacii effektivnoy samostoyatel'noy raboty studentov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologiy // Vestnik pomorskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2010. - № 5. - S. 128-134.

2. Alekseeva A.Z. Cifrovizaciya obrazovaniya: tehnologiya smeshannogo obucheniya // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. - 2020. - № 3. - S. 5-9.

3. Andreev A.A. Rol' i problemy prepodavatelya v srede e-Learning // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 8-9. - S. 41-44.

4. Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu. Osnovnye idei didakticheskoy koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. - M., 2019. - 24 s.

5. Vorob'eva T.A. Psihologicheskie osobennosti elektronnogo obucheniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 2. S. 100-104.

6. Gluhen'kaya N.M., Gluhen'kiy A.N. Cifrovizaciya obrazovatel'nogo processa v vuze: real'nost' i perspektivy // Perspektivy nauki. - 2020. - № 11. - S. 95-97.

7. Gorelkin A.V., Yanickiy M.S. Problema negativnogo informacionnogo vozdeystviya v internet-srede i osnovnye napravleniya obespecheniya informacionnoy bezopasnosti molodezhi // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. - 2014. - № 3 (43). - S. 208-212.

8. Grechushkina N.V. Osobennosti integracii onlayn kursa v obrazovatel'nyy process vuza // Nauchnoe mnenie. - 2019. - № 10. - S. 62-67.

9. Ivanov M.S., Yanickiy M.S. Obrazovanie v postmodernistskom obschestve: problemy i perspektivy // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2012. - № 9. - S. 78-85.

10. Ignatova N.Yu. Obrazovanie v cifrovuyu epohu. - Nizhniy Tagil, 2017. - 128 s.

11. Kazaeva E.A., Tokareva Yu.A., Suvorkova Yu.E. Cifrovye sredstva v optimizacii deyatel'nosti personala v period bor'by s COVID-19 // Cifrovaya transformaciya obschestva, ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoy konferencii. - 2020. - S. 80-91.

12. Kramarenko N.S., Kvashnin A.Yu. Psihologicheskie i organizacionnye aspekty vvedeniya cifrovogo obrazovaniya, ili kak vnedrenie innovaciy ne prevratit' v «cifrovoy kolhoz» [Elektronnyy resurs] // Vestnik MGOU. - 2017. - № 4. - URL: https://evestnik-mgou.nu/nu/Anticles/Doc/850/.

13. Podd'yakov A.N. «Otravlyayuschie ataki» na mashinnoe obuchenie i semanticheskie seti: versiya narrativa ugrozy v cifrovom obschestve // Cifrovoe obschestvo v kul'turno-istoricheskoy paradigme. - M., 2018. - S. 12-17.

14. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psihologiya: cennostno-smyslovoy trend / M.S. Yanickiy, A.V. Seryy, M.S. Ivanov i dr. Kemerovo, 2017. - 202 s.

15. Rubcova A.Yu., Kazaeva E.A. Cifrovizaciya vnutrenney sistemy obucheniya personala // Aktual'nye voprosy upravleniya personalom i ekonomiki truda: Materialy VII nauchno-prakticheskoy konferencii. Redkollegiya: R.A. Ashurbekov [i dr.]. - M., 2021. - S. 263-266.

16. Solovov A.V., Men'shikova A.A. Modeli proektirovaniya i funkcionirovaniya cifrovyh obrazovatel'nyh sred // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2021. - T. 30. - № 1. - S. 144-155. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155.

17. Tarasova N.A. Psihologicheskie aspekty elektronnogo obucheniya: optimizaciya effektivnosti uchebnogo i samoobrazovatel'nogo processov : dis. ... kand. psihol. nauk. - Tver', 2014. - 163 s.

18. Timofeev A.V. «Cifrovoy chelovek» kak sub'ekt virtual'noy kommunikacii // Nauchnoe mnenie. - 2019. - № 10. - S. 39-41.

19. Usacheva O.V., Chernyakov M.K. Ocenka gotovnosti vuzov k perehodu k cifrovoy obrazovatel'noy srede // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2020. - T. 29. - № 5. - S. 53-62. DOI: https://DOI.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62.

20. Chumakova V.A. Psihologicheskie osobennosti i problemnye aspekty elektronnoy obrazovatel'noy kommunikacii // Aktual'nye voprosy sovremennoy psihologii. - Chelyabinsk, 2015. - S. 111-113.

21. Yudina A.M., Pronina A.A. Rol' pedagogov v formirovanii informacionnoy kul'tury u studentov vysshey shkoly // Perspektivy nauki. - 2020. - № 5. - S. 180-182.

22. Abramovskikh N.V., Kazaeva E.A. Methodical system of advanced training for elementary school teachers in the application of information technology. Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020). 2020. S. 859-863. DOI:https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.140

23. Russell G. The problems and possibilities of virtual schools // Encyclopedia of distance learning. NY, 2009. P. 1673-1679.

Login or Create
* Forgot password?