ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальным проблемам цифровизации учебного процесса в вузе. Развитие цифровых технологий в сфере образования является, с одной стороны, необходимостью, с другой – стремительной трансформацией системы образования и поддерживается государством и обществом. В процессе исследования авторами проанализированы и представлены теоретические аспекты цифровизации образовательного процесса, выявленные отечественными учеными и практиками. Предметом исследования в настоящей статье является цифровизация учебного процесса в вузе. Цель: проанализировать изменение отношения студентов, обучающихся на направлении подготовки «Управление персоналом», к различным формам проведения учебных занятий, а именно, офлайн и онлайн, выявить имеющиеся возможности и угрозы для учебного процесса в вузе. В работе использованы следующие методы исследования: письменный опрос, включенное наблюдение, сравнительный анализ, анализ научных работ. Представлены выводы исследования и заключение.

Ключевые слова:
цифровизация, учебный процесс, студенты, возможности, угрозы
Текст

Актуальность и новизна исследования проблематики цифровизации учебного процесса в вузе

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена, реализацией федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в образовательных организациях страны. А также тем, что эпидемиологическая ситуация в России требует ускорения внедрения онлайн-образования в учебный процесс вузов и других образовательных организаций. В результате чего допускаются противоречивые практические действия в отношении решения проблемы цифровизации образования в целом и цифровизации подготовки студентов в вузе, в частности.

Высшее образование в нашей стране активно модернизируется и развивается, в том числе и в зависимости от различных факторов, требующих постоянного совершенствования учебного процесса для получения необходимого результата обучения. В современных жестких условиях рынка труда чрезвычайно востребованы выпускники вуза, которые обладают способностью эффективно применять освоенные в профессиональном обучении знания и умения. Обеспечить качественную подготовку таких специалистов представляется возможным при внедрении в образовательный процесс цифровых технологий. Результатом обучения, согласно ФГОС ВО, является набор сформированных компетенций у будущих управленцев, в том числе и цифровых, под которыми понимается способность эффективно действовать при решении профессиональных задач, выполнении трудовых функций.

Так, «Цифровизация учебного процесса в высших учебных заведениях стала современной реальностью, которая зависит не столько от желания руководства, профессорско-преподавательского состава и обучающихся в них студентов, сколько от реальных условий агрессивности и непредсказуемости внешней среды, диктующей свои правила адаптации социума к изменяющимся условиям жизни в современном обществе» [6].

Теоретико-методологические аспекты исследования цифровизации учебного процесса в вузе

По мнению А. В. Гречушкиной, «Цифровизация – современный тренд в развитии системы образования России» [6, 8].

Педагоги, А. М. Юдина, А. А. Пронина советуют обратить внимание на «приобретение цифровых компетенций» участниками учебного процесса, на структуру и отбор педагогических технологий, форм, методов и средств, повышающих цифровую культуру.

А. В. Тимофеев предупреждает о формировании «цифрового человека», который оказывается в ситуации постоянного и беспрепятственного получения необходимой ему информации, осуществления коммуникации в режиме on-line, использования информационных ресурсов для решения текущих задач.

Таким образом, цифровизация приобретает важное значение не только для системы образования, но и для экономики, в целом, поскольку в процессе их трансформации чрезвычайно значимо использование цифровых ресурсов, тем самым совершенствуя информационно-образовательную среду.

Необходимо также обратиться к исследованиям, в которых на первое место поставлено понятие «цифровое образование». Так, А. В. Соловов обобщает модели проектирования и функционирования цифровых технологий относительно системы высшего образования. В этих рамках внимание сосредотачивается на цифровых образовательных ресурсах в процессе обучения, различные виды которых целесообразно интегрировать в комплексы профессиональных задач.

В этой связи следует обратить внимание и на готовность системы высшего образования к деятельности в цифровой образовательной среде. На этот аспект обращает внимание в своем исследовании О. В. Усачева, выделяя при этом следующие критерии готовности: использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; готовность преподавателей к использованию цифровых технологий в учебном процессе; использование цифровых ресурсов в управлении образованием; цифровая образовательная среда; нормативно-правовая основа цифровизации образования; готовность обучающихся к использованию информационных ресурсов в образовательной среде вуза .

В своем исследовании И. А. Погодина анализирует взаимосвязь субъектов образовательных отношений в условиях использования цифровых технологий. В этих условиях студенты имеют возможность самостоятельно выстраивать график учебной деятельности, при этом в удобном для себя режиме выполнять задания, усваивать необходимые порции информации, повторять и закреплять наиболее сложные варианты.

Если рассматривать методические и технологические аспекты в реализации цифрового образования, то можно обратиться к разработкам А. З. Алексеевой. В них автор подчеркивает особую значимость использования технологий комплексного обучения, то есть совмещение очного формата с онлайн-обучением. В реализации именно этого варианта значительную результативность показали модели, уже апробированные в мировой практике: Face-to-Face Driver; Flex Model; Online Lab; Rotation Model; Self-Blend Model; Online Driver Model и др.

Также широко представляются и обсуждаются психологические аспекты реализации цифрового образования. Так, например, Н. А. Шайденко делает акцент на психологических аспектах использования цифровых технологий, при этом на достаточно высоком уровне создавая цифровую образовательную среду в рамках конкретной учебной дисциплины.

Кроме того, как и в любом другом процессе, в онлайн-обучении очевидны и новые возможности, которые помогают достичь высоких результатов деятельности, но и существуют определенные риски, при которых наблюдаются некоторые потери. Так, Н. А. Тарасова, при исследовании психологических аспектов онлайн-обучения, выделяет как плюсы, так и возможные его минусы.

Среди позитивных сторон цифрового образования выделяются: 1) доступность образовательной среды, то есть отсутствие пространственных и временных ограничений; 2) массовый характер образования; 3) персонализация обучения; 4) оперативность обратной связи в процессе» обучения; 5) высокая интенсивность образования.

К минусам цифрового образования, по мнению многих исследователей, можно отнести:

1) «снижение доверия к достоверности получаемой информации, сомнение в истинности излагаемых фактов» [9; 14];

2) «возможность формирования искаженной картины мира, упрощенного и примитивного образа различных явлений» [20; 23];

3) «нарушение традиционных механизмов социализации» обучающихся [9; 22];

4) «нарушение социальных контактов» [17; 20];

5) актуализация «проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся» [7; 13].

Таким образом, неоднозначность психологических эффектов цифрового образования очевидна, что предполагает определенные трудности при их внедрении в учебный процесс онлайн-обучения.

Описание и результаты эмпирического исследования

В связи с пандемией в Уральском федеральном университете (УрФУ) с марта 2020 года определенная часть студентов была переведена на онлайн-обучение, в 2021 году уже большинство обучающихся получали теоретические знания в режиме онлайн.

«В образовательном процессе Уральского федерального университета используются все известные современные подходы, формы и методы для обучения и развития бакалавров, получения ими современных компетенций, которые необходимы им в будущей профессиональной деятельности» [6].

В исследовании принимали участие бакалавры третьего и четвертого курсов по направлению подготовки «Управление персоналом» Уральского гуманитарного института УрФУ за период с марта 2020 года по декабрь 2021 года. Всего участвовало 280 студентов.

Цель исследования: проанализировать в динамике изменение отношения студентов к форме обучения.

За период с марта 2020 по декабрь 2021 года в исследовании принимали участие 280 студента, из них в 2019-20 учебном году 76 человек учились на третьем, а в 2020-21 учебном году на четвертом курсе, также на третьем курсе в 2020-21 году - 60 студентов, на четвертом курсе в 2020-21 – 75 человек. За этот период проводились практические и теоретические занятия в аудиториях, офлайн, так и дистанционно, онлайн.

Нами было проведено 4 письменных опроса студентов данных групп в 2019, 2020 и 2021 году (таблица), в которой отражена сравнительная оценка теоретических занятий оффлайн и онлайн по 100 бальной системе.

Таблица

Отношение студентов к форме занятий в динамике

Курс / год

Количество

студентов

Офлайн –

занятия (%)

Онлайн –

занятия (%)

Третий курс / 2019-2020 уч. год

76 чел.

72 %

28 %

Четвертый курс /

2019-2020 уч. го

69 чел.

69 %

31 %

Третий курс / 2020-2021 уч. год

60 чел.

62 %

38 %

Четвертый курс /

2020-2021 уч. го

75 чел.

51 %

49 %

 

В результате опроса и анализа полученных результатов, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

- при переводе студентов на онлайн-обучение в 2019-20 учебном году, большинство студентов, как третьего, так и четвертого курсов предпочитали получать теоретические знания в аудитории, т.е. оффлайн (72 %, 69 % соответственно);

- отношение к занятиям в форме онлайн, как видно в таблице. у студентов в динамике изменилось (2019 – 28 %, если в 2019 году только 28 % - 3 курс, 31 % - четвертый курс) предпочитали изучать теорию в режиме онлайн, то в 2020 и 2021 годы соответственно 38 % и 49 %;

- таким образом почти половина студентов (49 %) в 2021 году предпочитали получать теоретические знания онлайн.

Заключение

В заключение резюмируем:

- теоретический анализ научных источников выявил достаточное количество положительных возможностей для образовательного процесса вузов, но и не меньшее количество определенных угроз, которые могут повлиять на весь процесс обучения и формирование компетенций бакалавров и магистрантов;

- занятия в форме онлайн несут в себе как большие возможности, так и некоторые угрозы для учебного процесса;

- практическое исследование показало, что в первый год обучения онлайн, студенты предпочитали слушать лекции в учебной аудитории офлайн. В динамике ситуация изменилась, предпочтения студентов-бакалавров по направлению подготовки «Управление персоналом» были поделены примерно поровну по отношению к занятиям офлайн и онлайн.

Убеждены, что в образовательном пространстве вуза должны использоваться абсолютно разнообразные методы, приемы, технологии в рамках и реального, и виртуального пространства, в том числе и социальные сети для представления образовательных результатов.

Авторы планируют в будущем продолжить исследования в рамках цифровизации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Агибова И.М. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий // Вестник поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 5. - С. 128-134.

2. Алексеева А.З. Цифровизация образования: технология смешанного обучения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - № 3. - С. 5-9.

3. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. - 2010. - № 8-9. - С. 41-44.

4. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М., 2019. - 24 с.

5. Воробьева Т.А. Психологические особенности электронного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100-104.

6. Глухенькая Н.М., Глухенький А.Н. Цифровизация образовательного процесса в вузе: реальность и перспективы // Перспективы науки. - 2020. - № 11. - С. 95-97.

7. Горелкин А.В., Яницкий М.С. Проблема негативного информационного воздействия в интернет-среде и основные направления обеспечения информационной безопасности молодежи // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3 (43). - С. 208-212.

8. Гречушкина Н.В. Особенности интеграции онлайн курса в образовательный процесс вуза // Научное мнение. - 2019. - № 10. - С. 62-67.

9. Иванов М.С., Яницкий М.С. Образование в постмодернистском обществе: проблемы и перспективы // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 78-85.

10. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. - Нижний Тагил, 2017. - 128 с.

11. Казаева Е.А., Токарева Ю.А., Суворкова Ю.Е. Цифровые средства в оптимизации деятельности персонала в период борьбы с COVID-19 // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы III Международной конференции. - 2020. - С. 80-91.

12. Крамаренко Н.С., Квашнин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. - 2017. - № 4. - URL: https://evestnik-mgou.nu/nu/Anticles/Doc/850/.

13. Поддьяков А.Н. «Отравляющие атаки» на машинное обучение и семантические сети: версия нарратива угрозы в цифровом обществе // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. - М., 2018. - С. 12-17.

14. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд / М.С. Яницкий, А.В. Серый, М.С. Иванов и др. Кемерово, 2017. - 202 с.

15. Рубцова А.Ю., Казаева Е.А. Цифровизация внутренней системы обучения персонала // Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда: Материалы VII научно-практической конференции. Редколлегия: Р.А. Ашурбеков [и др.]. - М., 2021. - С. 263-266.

16. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 1. - С. 144-155. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155.

17. Тарасова Н.А. Психологические аспекты электронного обучения: оптимизация эффективности учебного и самообразовательного процессов : дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2014. - 163 с.

18. Тимофеев А.В. «Цифровой человек» как субъект виртуальной коммуникации // Научное мнение. - 2019. - № 10. - С. 39-41.

19. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 5. - С. 53-62. DOI: https://DOI.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62.

20. Чумакова В.А. Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации // Актуальные вопросы современной психологии. - Челябинск, 2015. - С. 111-113.

21. Юдина А.М., Пронина А.А. Роль педагогов в формировании информационной культуры у студентов высшей школы // Перспективы науки. - 2020. - № 5. - С. 180-182.

22. Abramovskikh N.V., Kazaeva E.A. Methodical system of advanced training for elementary school teachers in the application of information technology. Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020). 2020. С. 859-863. DOI:https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.140

23. Russell G. The problems and possibilities of virtual schools // Encyclopedia of distance learning. NY, 2009. P. 1673-1679.

Войти или Создать
* Забыли пароль?