HEALTH SAVING TECHNOLOGIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TEACHING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers learning technologies that contribute to maintaining and strengthening the spiritual (mental) health of children. The article identifies three characteristics of health saving technology: the creation of emotional and motivational comfort that accompanies the student activities; prevention of stress, stress relief in the performance of educational work; ensuring rational distribution of work in the classroom through the combination of work and rest. Description of each characteristic is accompanied by examples of technologies.

Keywords:
younger schoolchild, health, control, verification work, emotional and motivational comfort, prevention of stress, the rational allocation of time
Text

Учебно-познавательная деятельность младшего школьника протекает в процессе систематического классно-урочного обучения. Как в этих условиях укреплятьздоровье ребенка, увеличивать адаптивные возможности детского организма с помощью современных технологий обучения?

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на этапе начального образования должно укрепляться духовное и физическое здоровье школьника [8, с. 7]. В портрете выпускника начальной школы наряду с любознательностью и познавательной активностью выделена способность следовать правилам здорового и безопасного образа жизни.

 

Создание условий для поддержания и укрепления духовного здоровья детей

Рассмотрим одно из направлений разработки здоровьесберегающих технологий – создание условий для поддержания и укрепления духовного (психического) здоровья детей. Данные технологии проверялись экспериментально в течение ряда лет (2009–2014). (Экспериментальная работа проводилась в гимназии г. Троицка (директор – канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ В.Я. Гурова, заведующий учебной частью – В.С. Сазонова).

Всемирная организация здравоохранения предлагает понимать под духовным (психическим, ментальным) здоровьем состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с обычными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества. Применительно к возрасту младшего школьника его духовное здоровье можно определить как способность ребенка действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми учебным процессом (приходить в школу к определенному времени, активно работать на уроках в течение отведенного времени и др.).

 

References

1. Antropova M.V. Osnovy gigieny uchashchikhsya [Basics of hygiene students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1971. 208 p.

2. Bezrukikh M.M., Makeeva A.G., Filippova T.A. Vse tsveta, krome chernogo. Uchus’ ponimat’ sebya: rabochaya tetrad’. 2 klass [All colors except black. I study to understand yourself workbook. 2 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2002. 56 p.

3. Makhaneva M.D. Vospitanie zdorovogo rebenka: posobie dlya prakticheskikh rabotnikov detskikh doshkol’nykh uchrezhdeniy [Raising a healthy child: A guide for practitioners kindergartens]. Moscow, ARKTI Publ., 1997. 88 p.

4. Minaeva S.S., Roslova L.O., Rydze O.A. Chto umeet chetveroklassnik. Matematika: tetrad’ dlya proverochnykh rabot dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh organizatsiy. 4 klass [What can fourth grader. Math: Notebook for verification activities for students of educational institutions. 4th grade]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2015. 112 p.

5. Minaeva S.S., Roslova L.O., Rydze O.A. Programma po matematike dlya chetyrekhletney nachal’noy shkoly: FGOS [Program in mathematics for a four-year elementary school: GEF]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 80 p.

6. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1998. 256 p.

7. Sokratov N.V. Sovremennye tekhnologii sokhraneniya i ukrepleniya zdorov’ya detey [Modern technologies of preservation and strengthening of health of children]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2005. 224 p.

8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The Federal state educational standard primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 33 p.

Login or Create
* Forgot password?