ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются технологии обучения, способствующие сохранению и укреплению духовного (психического) здоровья детей. Выделены три характеристики здоровьесберегающих технологий: создание эмоционального и мотивационного комфорта, сопровождающего деятельность ученика; предупреждение стресса, снятие напряжения при выполнении учебной работы; обеспечение рационального распределения рабочего времени на уроке за счет сочетания труда и отдыха. Описание каждой характеристики сопровождается примерами технологий.

Ключевые слова:
младший школьник, здоровье, контроль, проверочные работы, эмоциональный и мотивационный комфорт, предупреждение стресса, рациональное распределение времени
Текст

Учебно-познавательная деятельность младшего школьника протекает в процессе систематического классно-урочного обучения. Как в этих условиях укреплятьздоровье ребенка, увеличивать адаптивные возможности детского организма с помощью современных технологий обучения?

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на этапе начального образования должно укрепляться духовное и физическое здоровье школьника [8, с. 7]. В портрете выпускника начальной школы наряду с любознательностью и познавательной активностью выделена способность следовать правилам здорового и безопасного образа жизни.

 

Создание условий для поддержания и укрепления духовного здоровья детей

Рассмотрим одно из направлений разработки здоровьесберегающих технологий – создание условий для поддержания и укрепления духовного (психического) здоровья детей. Данные технологии проверялись экспериментально в течение ряда лет (2009–2014). (Экспериментальная работа проводилась в гимназии г. Троицка (директор – канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ В.Я. Гурова, заведующий учебной частью – В.С. Сазонова).

Всемирная организация здравоохранения предлагает понимать под духовным (психическим, ментальным) здоровьем состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с обычными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества. Применительно к возрасту младшего школьника его духовное здоровье можно определить как способность ребенка действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми учебным процессом (приходить в школу к определенному времени, активно работать на уроках в течение отведенного времени и др.).

 

Список литературы

1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. - М.: Просвещение, 1971. - 208 с.

2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя: рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 56 с.

3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1997. - 88 с.

4. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Что умеет четвероклассник. Математика: тетрадь для проверочных работ для учащихся общеобразовательных организаций. 4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 112 с.

5. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Программа по математике для четырёхлетней начальной школы: ФГОС. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 80 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?