В статье рассматривается проблема управления судном в условиях минимальной тяги винта на обратном ходу при швартовке в ограниченных акваториях. Оценивается влияние низкой тяги на маневренность судна и эффективность швартовки, а также исследуются методы, направленные на повышение точности выполнения маневров в сложных условиях. В рамках работы предложены методы оптимизации процесса швартовки, включающие использование вспомогательных маневровых систем, таких как боковые двигатели, а также корректировка скорости и направления судна с уче-том внешних факторов, таких как ветер и течение. Рекомендации для судоводителей и экипажей заключаются в применении комплексного подхода, включающего точные расчеты, использование вспомогательных средств и обучение персонала для повыше-ния безопасности и эффективности маневров. Разработанные методы и подходы мо-гут существенно снизить риски повреждения судна и инфраструктуры порта при вы-полнении маневров в условиях минимальной тяги винта.
управление судном, минимальная тяга, обратный ход, швартовка, маневренность судна, вспомогательные маневровые системы, боковые двигатели, ветер, течение, оп-тимизация швартовки, безопасность судоходства
1. Суворов, А. И. Основы судовождения: теория и практика. – Санкт-Петербург: Судостроение, 2016. – 352 с.
2. Иванов, Е. В., Кузьмин, А. П. Гидродинамика судов: управление и маневриро-вание. – Москва: Транспорт, 2018. – 288 с.
3. Stopford, M. Maritime Economics. – 3rd ed. – London: Routledge, 2009. – 840 p.
4. Rawson, K. J., Tupper, E. C. Basic Ship Theory: Hydrostatics and Stability. – 5th ed. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 2001. – 560 p.
5. Яковлев, С. Н. Швартовка судов в портах: современные подходы и технологии. – Владивосток: Морское издательство, 2017. – 220 с.
6. Lewis, E. V. Principles of Naval Architecture. – 2nd ed. – Jersey City: SNAME, 1989. – 1036 p.