МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дано методическое обоснование системы кадрового обеспечения реализации инклюзивного высшего образования в вузе. Определены цель и направления системы кадрового обеспечения реализации инклюзивного высшего образования в вузе. Предложена структура системы кадрового обеспечения реализации инклюзивного высшего образования в вузе, состоящая из пяти элементов: 1) команда реализации системы, нормативно-правовые и локальные документы; 2) ресурсное обеспечение системы; 3) необходимые мероприятия реализации системы, партнеры и их вклад в успешную реализацию мероприятий; 4) результаты реализации системы; 5) инструменты и инструменты оценки результативности системы. Раскрыто содержание каждого элемента системы кадрового обеспечения реализации инклюзивного высшего образования в вузе. Обосновано, что реализация предложенной системы кадрового обеспечения позволит сформировать в вузе кадровый состав, включающий управленческих, научно-педагогических и вспомогательных работников, необходимых для реализации инклюзивного высшего образования.

Ключевые слова:
инклюзивное высшее образование, кадровое обеспечение, образовательная организация высшего образования, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 30 декабря 2021 г.) (ст.28).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (п. 2 п.п. 2).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2012 г. № 547н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (редакция от 13 мая 2019 г.) (п. 2.1).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог­психолог (психолог в сфере образования)».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (редакция Приказа Минобрнауки России от 18 августа 2016 г. № 1065) (п. 4, п.п. в, е).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников, занимающихся образовательной деятельностью» (зарегистрирован в Минюсте России

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.10.2016 № 575н «Об утверждении профессионального стандарта «Тифлосурдопереводчик» (в редакции, введенной в действие с 24.01.2017 приказом Минтруда России от 16.12.2016 № 748н).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2022 № 13н «Об утверждении профессионального стандарта «Переводчик русского жестового языка».

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н «Об утверждении профессионального стандарта Специалист в области воспитания» (3.2. Обобщенная трудовая функция Социально­педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации; 3.7. Обобщенная трудовая функция Тьюторское сопровождение обучающихся).

11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57636–2017 Язык русский жестовый. Услуги по переводу для инвалидов по слуху. Основные положения (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 сентября 2017 г. № 994­ст).

12. Гришаева С.А., Митрофанова А.Е. Инклюзивное образование как стратегическое направление развития высшего образования в России / Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. — Москва: ИНФРА­М, 2020. — С. 401–415. — (Научная мысль). DOIhttps://doi.org/10.12737/1045402. — ISBN 978­5­16­108054­2.

13. Гутерман Л.А. Дизайн инклюзивных профориентационных траекторий / Л.А. Гутерман, Л.С. Деточенко, И.В. Алтухова. — Ростов­на­Дону — Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. — 102 с. — ISBN 978­5­9275­3671­9.

14. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 08 апреля 2014 г. № АК­44/05вн (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 05­785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов») — Раздел 2 «Рекомендации по кадровому обеспечению».

15. Митрофанова Е.А. Молодежь на рынке труда / Е.А. Митрофанова, А.Е. Митрофанова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2021. Т. 10, № 6. — С. 72–78.

16. Митрофанова Е.А. Трудоустройство выпускников вузов с инвалидностью: проблемы и решения / Е.А. Митрофанова, Е.В. Краснов, А.Е. Митрофанова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023. — Т. 12, № 3. — С. 38–44.

17. Мюллер Н.В. Влияние внедрения инклюзивного образования на организацию процесса обучения в организации высшего образования // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно­практической конференции, СанктПетербург, 29–30 апреля 2021 года. — Санкт­Петербург: Санкт­Петербургский государственный экономический университет, 2021. — С. 906–911.

18. Организация образовательной деятельности и сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID­19) / Н.М. Борозинец, Л.М. Волосникова, Л.А. Гутерман [и др.]. — Ростов­на­Дону: Южный федеральный университет, 2021. — 118 с.

19. Управление в сфере инклюзивного высшего образования: учебное пособие / Р.А. Ашурбеков, Ю.В. Гимазова, С.А. Гришаева [и др.]. — 2­е изд., испр. — Москва: ИНФРА­М, 2020. — 200 с. — (Высшее образование: Магистратура). DOIhttps://doi.org/10.12737/1039243. — ISBN 978­5­16­107945­4.

20. Denisova O.A., Lekhanova O.L., Gudina T.V. Problems of distance learning for students with disabilities in a pandemic [Электронный ресурс]. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). — SHS Web of Conf., 87 (2020). — URL: https://www.shs­conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/ 15/shsconf_ictp2020_00044/shsconf_ictp2020_00044.html (дата обращения: 20.12.2023).

21. Educational Environment as a Prerequisite for Providing а Quality Inclusive Education [Электронный ресурс] / S.A. Grishaeva, T.A. Beregovskaya, E.A. Mitrofanova [et al.] // 1st International Scientific Practical Conference «The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment» (ISMGE 2019) : Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference «The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment» (ISMGE 2019), Volgograd, 23–29 мая 2019 года. Vol. 331. — Volgograd: Atlantis Press, 2019. P. 237–242. — URL: https://www.atlantis­press.com/proceedings/ismge­19/125912475 (дата обращения: 20.12.2023).

22. Karpova N.K. Оrganizational Соnditions of Functioning of the Adaptive System of Distance Education on The Basis of Using Open Educational Resources / N.K. Karpova, V.I. Mareev, L.V. Goryunova, M.A. Akopyan, L.A. Guterman // Man in India. — 2017. — Т. 97. — No 20. — С. 447–460.

Войти или Создать
* Забыли пароль?