ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА — ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обеспечение охраны труда и безопасности на рабочих местах является обязанностью работодателя. Необходимо планомерно выполнять процедуры, направленные на совершенствование условий труда и повышение уровня подготовленности к действиям в условиях локализации и ликвидации последствий реализовавшихся профессиональных рисков. Одним из направлений политики государства в области охраны труда является создание условий для развития здорового образа жизни. Жизнь многих людей характеризуется дефицитом времени, хронической усталостью и стрессовыми ситуациями. Перманентный стресс на работе может стать источником профессионального выгорания. В данной статье рассматриваются педагогические работники, труд которых отличается высокой ответственностью и эмоциональной напряженностью. Результативность трудовой деятельности педагогов зависит не только от правильной организации учебной и воспитательной работы, но также от их самочувствия. Профессиональное здоровье педагогов имеет прямую связь с уровнем обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому особенно важно изучать психосоциальные факторы, оказывающие влияние на профессиональное здоровье педагогических работников, решать задачи, связанные с исключением производственных стрессов и оптимизацией условий труда. Целью работы явилось изучение основных симптомов профессионального выгорания и их влияние на профессиональную работоспособность.

Ключевые слова:
педагоги, стресс, эмоциональное напряжение, профессиональное выгорание, профессиональное здоровье, работоспособность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абдурахимова П.М. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБ-ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / П.М. Абдурахимова, Е.А. Павель-ева, Г.А. Яманова [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №12 (114). URL: https://research-journal.org/archive/12-114-2021-december/analiz-pokazatelej-zdorovya-uchitelej-obshheobrazovatelnyx-uchrezhdenij (дата обращения: 05.04.2023). doi:https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.060

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Инфор-мационно-издательский дом "Филинъ", 1996. 472 с.

3. Бубнова М. М. Профессиональное выгорание социальных работников, обслу-живающих на дому пожилых граждан и инвалидов // Социальное обслужива-ние семей и детей: науч.-метод. сб. Вып. 17. СПб.: Издат. дом «Петроград-ский», 2019. С. 215-218.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и про-филактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

5. Галина Меркулова: Профессиональное здоровье педагогов - государственная проблема [Электронный ресурс] https://ug.ru/galina-merkulova-professionalnoe-zdorove-pedagogov-gosudarstvennaya-problema/ (дата обращения: 01.12.2022)

6. ГОСТ Р 55914-2013 Национальный стандарт Российской Федерации Менедж-мент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте.

7. Глущенко В. А., Ирклиенко Е. К. Сердечно-сосудистая заболеваемость - одна из важнейших проблем здравоохранения // Медицина и организация здраво-охранения. 2018. Т. 4. № 1. С. 56-63.

8. Грязнова Елена Владимировна, Жерихова Наталья Алексеевна ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА // Обра-зование и проблемы развития общества. 2020. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-snizheniya-sotsialnogo-statusa-professii-pedagoga (дата обращения: 05.04.2023).

9. Депутаты Думы предлагают составить дорожную карту по повышению зара-ботной платы учителям в школах [Электронный ресурс] http://www.irkduma.ru/news/deputaty_dumy_predlagayut_sostavit_dorozhnuyu_kartu_po_povysheniyu_zarabotnoy_platy_uchitelyam_v_shk/ (дата обращения: 03.09.2023)

10. Исследование: около 75 % учителей в России выгорают на работе [Электрон-ный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20201222/uchitelya-1590351789.html (01.12.2022).

11. Катаманова Е.В., Ефимова Н.В., Сливницына Н.В., Белова Л.Ю. УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ У ПЕДАГОГОВ. ПИЛОТНОЕ ИССЛЕ-ДОВАНИЕ // Гигиена и санитария. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-truda-i-sostoyanie-zdorovya-u-pedagogov-pilotnoe-issledovanie (дата обращения: 05.04.2023).

12. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Изд-во «Просвещение», 1983. 165 с.

13. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-professionalnoy-zabolevaemosti-pedagogov/viewer (дата обращения: 01.12.2022)

14. Петров Вячеслав Григорьевич, Злыгостева Ксения Владимировна Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2015. №4 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/schastie-i-psihologicheskoe-blagopoluchie-v-strukture-resursnoy-modeli-psihologicheskogo-zdorovya (дата обращения: 23.03.2023).

15. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607с.

16. Подымака Ю. А., Коробкина М. А. Методы стимулирования профессиональной деятельности педагогов в зависимости от их типа личности // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. №. 3. С. 22-26. DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-3-22-26 (дата обращения: 31.08.2023).

17. "Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке фак-торов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005)

18. Соловова Н. В., Калмыкова О. Ю. Стресс-менеджмент в организации сферы ус-луг // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. №. 4. С. 16-20. DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-4-16-20 (дата обращения: 31.08.2023).

19. Ткачук Л. А., Малышева Л. В., Ларионова Л. Ю., Щапова М. Г. Cущность фе-номена профессионального выгорания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 65-69.

20. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья гра-ждан в Российской Федерации"

21. Чернышова М. Д. Профессиональное здоровье педагога // Научный лидер. 2021. № 15. [Электронный ресурс]. URL: https://scilead.ru/article/391-professionalnoe-zdorove-pedagoga (дата обращения: 03.11.2022).

22. Шишкова И. М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профес-сиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) // Личность в ме-няющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 112-117. [Элек-тронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/ (дата обращения: 05.10.2022).

23. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Конторович Е.П. Усло-вия труда педагогов общеобразовательных учреждений // Мед. труда и пром. экол. 2018. №7.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-truda-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy/viewer (дата обращения: 01.12.2022)

Войти или Создать
* Забыли пароль?