ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Внедрение цифровых технологий в деятельность современных организаций оказывает беспрецедентное влияние на сферу труда. Предъявляются новые требования к компетенциям и мотивации работников, а также развитию человеческого потенциала. В связи с этим исследование профессионального менталитета приобретает актуальность в условиях цифровой экономики. В статье представлены результаты кабинетного исследования сущностного понимания профессионального менталитета в научной литературе. В качестве метода исследования использовался метод библиографического анализа. Результаты исследования показали, что тема развития профессионального менталитета является предметом дискуссий различных научных направлений и дисциплин на протяжении нескольких десятилетий. Однако аспектам влияния цифровизации труда на  профессиональный менталитет уделяется недостаточное внимание. Кроме того, широкое внедрение цифровых технологий приводит к трансформации менталитета представителей различного рода профессий, что делает возможным внедрение в научный оборот понятия «цифровой профессиональный менталитет». Результаты исследования имеют теоретическую значимость и обусловливают необходимость дальнейшего углубленного изучения влияния цифровизации на становление различных компонентов профессионального менталитета.

Ключевые слова:
профессиональный менталитет, человеческий потенциал, развитие трудовых ресурсов, цифровизация сферы труда, цифровая экономика, цифровой профессиональный менталитет
Список литературы

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление профессиональной подготовки педагогов-необходимая утопия? // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 24-29. EDN: https://elibrary.ru/MUEKWV

2. Алдашева А.А., Гуцыкова С.В., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как регулятор деятельности социальных воспитателей // Вестник Московского государственного областного университета, Психологические науки. - 2018. - № 2. - С. 20-36. DOIhttps://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-2-20-36. EDN: https://elibrary.ru/XUWLVR

3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как ресурс успешности социальных воспитателей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 23-47. EDN: https://elibrary.ru/YUMRRY

4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи // Вестник Университета Российской академии образования. - 2017. - № 5. - С. 23-29. EDN: https://elibrary.ru/YLUMOQ

5. Бегидова С. Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 20-27. EDN: https://elibrary.ru/NPMZVO

6. Бекбергенева Д. Е. Исследование цифрового менталитета населения региона // Экономика и управление. - 2021. - Т. 27. - № 8(190). - С. 603-611. DOIhttps://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-603-611 EDN: https://elibrary.ru/MFMIAZ

7. Белова Е.Д., Глазырин А.А., Пильневич А.А. О профессиональном менталитете тренера // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. - 2014. - № 11. - С. 27-30. EDN: https://elibrary.ru/TAKFFF

8. Бессонова Ю.В., Обознов А.А. Формирование профессионального менталитета и проблемы безопасности в экстремальных видах деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2019. - Т. 4. - № 4. - С. 30-71. EDN: https://elibrary.ru/YDLMOX

9. Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 129-133. EDN: https://elibrary.ru/SCVWTR

10. Гуцыкова С.В. Профессиональный менталитет в контексте организационного функционирования специалиста // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2018. - № 1(35). - С. 105-109. EDN: https://elibrary.ru/UOINWC

11. Дорохова Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 119-122. EDN: https://elibrary.ru/RUJOUT

12. Дорохова Т.С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 126-131. - DOIhttps://doi.org/10.26170/po16-03-20 EDN: https://elibrary.ru/VTLDPF

13. Дубов И.Г. Социально-психологические аспекты активности. - СПб.: ООО "Нестор-История", 2012. - 536 с. EDN: https://elibrary.ru/SYTEDB

14. Ерина Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета госслужащих: дис. … канд. психол. наук. - М.: РАГС, 1997. - 172 с.

15. Зайцев А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2000. - 166 с. EDN: https://elibrary.ru/VHZNFD

16. Картушина И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2004. - 169 с. EDN: https://elibrary.ru/NNKRSX

17. Коропец О.А. Цифровой профессиональный менталитет: постановка проблемы исследования // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах, Екатеринбург, 28-30 сентября 2022 года. Том 1. - Екатеринбург: Уральский университет, 2022. - С. 444-448. EDN: https://elibrary.ru/SSTJLE

18. Кулькова И.А. Обзор социально-трудовых исследований адаптации населения к социально-экономическим изменениям // Human Progress. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 10. DOIhttps://doi.org/10.34709/IM.181.10 EDN: https://elibrary.ru/FTCZRZ

19. Лощаков А.М., Корягина К.А. Психологические аспекты развития человеческого капитала // Инновационное развитие регионов в условиях глобализации, Иваново; Плес, 03-05 сентября 2015 года. - Иваново; Плес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет", 2015. - С. 335-338. EDN: https://elibrary.ru/VMIGCP

20. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с. EDN: https://elibrary.ru/YQCJKT

21. Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 1999. - 150 с. EDN: https://elibrary.ru/MCPTAF

22. Моргенштерн И.Г. О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2005. - № 2(8). - С. 120-125. EDN: https://elibrary.ru/MUNHWZ

23. Попова Е.А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2(80). - С. 47-55. EDN: https://elibrary.ru/MSOFVJ

24. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19 / А. А. Алдашева, А. С. Баканов, М. Е. Зеленова, О. В. Рунец // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2020. - Т. 5. - № 2(18). - С. 269-290. DOIhttps://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.18.2.009 EDN: https://elibrary.ru/JBVTCW

25. Свистунов В.М., Лобачев В.В. Четыре вопроса о цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 5-14. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c504ad71bcf40.21039884; EDN: https://elibrary.ru/ZAKNFJ

26. Социально-психологическое благополучие работников Индустрии 4.0 / О. А. Коропец [и др.]. Sedlčany : Ústav personalistiky, 2021. - 211 с. EDN: https://elibrary.ru/BXQYFU

27. Технология формирования надпрофессиональных компетенций студентов в условиях неопределенности будущего мира профессий / А.В. Пеша [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2022. - 240 с. EDN: https://elibrary.ru/NUFRXE

28. Черноморова О.Н. Основания профессионального менталитета преподавателя высшей школы // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 10(147). - С. 169-176. EDN: https://elibrary.ru/RFMMJJ

29. Ширинкина Е.В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 18-22. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5afec8d3060527.46905659; EDN: https://elibrary.ru/RULOGL

30. Юрина А.А. Методологические и теоретические аспекты исследования профессионального менталитета научного работника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3. - С. 316-323. EDN: https://elibrary.ru/KBDWJT

31. Colomeischi A. A., Colomeischi T., Clipa O. Teachers’ work mentality and work satisfaction in relation with their personality traits // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 345-349. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.385

32. Experts' views on digital competence: Commonalities and differences / J. Janssen, S. Stoyanov, A. Ferrari, Y. Punie, K. Pannekeet, P. Sloep // Computers & education. 2013. Vol. 68. P. 473-481. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.06.008

33. Human capital in digital economy: An empirical analysis of Central and Eastern European Countries from the European Union / A. Grigorescu, E. Pelinescu, A. E. Ion, M. F. Dutcas // Sustainability. 2021. Vol. 13. №. 4. P. 2020. DOIhttps://doi.org/10.3390/su13042020 EDN: https://elibrary.ru/DQFTJO

34. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts-a review of literature // Education and information technologies. 2018. Vol. 23. №. 3. P. 1005-1021. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10639-017-9649-3

Войти или Создать
* Забыли пароль?