Уральский государственный экономический университет (кафедра экономики труда и управления персоналом, доцент)
Внедрение цифровых технологий в деятельность современных организаций оказывает беспрецедентное влияние на сферу труда. Предъявляются новые требования к компетенциям и мотивации работников, а также развитию человеческого потенциала. В связи с этим исследование профессионального менталитета приобретает актуальность в условиях цифровой экономики. В статье представлены результаты кабинетного исследования сущностного понимания профессионального менталитета в научной литературе. В качестве метода исследования использовался метод библиографического анализа. Результаты исследования показали, что тема развития профессионального менталитета является предметом дискуссий различных научных направлений и дисциплин на протяжении нескольких десятилетий. Однако аспектам влияния цифровизации труда на профессиональный менталитет уделяется недостаточное внимание. Кроме того, широкое внедрение цифровых технологий приводит к трансформации менталитета представителей различного рода профессий, что делает возможным внедрение в научный оборот понятия «цифровой профессиональный менталитет». Результаты исследования имеют теоретическую значимость и обусловливают необходимость дальнейшего углубленного изучения влияния цифровизации на становление различных компонентов профессионального менталитета.
профессиональный менталитет, человеческий потенциал, развитие трудовых ресурсов, цифровизация сферы труда, цифровая экономика, цифровой профессиональный менталитет
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление профессиональной подготовки педагогов-необходимая утопия? // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 24-29.
2. Алдашева А.А., Гуцыкова С.В., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как регулятор деятельности социальных воспитателей // Вестник Московского государственного областного университета, Психологические науки. - 2018. - № 2. - С. 20-36. DOIhttps://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-2-20-36.
3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как ресурс успешности социальных воспитателей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 23-47.
4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи // Вестник Университета Российской академии образования. - 2017. - № 5. - С. 23-29.
5. Бегидова С. Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
6. Бекбергенева Д. Е. Исследование цифрового менталитета населения региона // Экономика и управление. - 2021. - Т. 27. - № 8(190). - С. 603-611. DOIhttps://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-8-603-611
7. Белова Е.Д., Глазырин А.А., Пильневич А.А. О профессиональном менталитете тренера // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. - 2014. - № 11. - С. 27-30.
8. Бессонова Ю.В., Обознов А.А. Формирование профессионального менталитета и проблемы безопасности в экстремальных видах деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2019. - Т. 4. - № 4. - С. 30-71.
9. Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 129-133.
10. Гуцыкова С.В. Профессиональный менталитет в контексте организационного функционирования специалиста // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2018. - № 1(35). - С. 105-109.
11. Дорохова Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 119-122.
12. Дорохова Т.С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 126-131. - DOIhttps://doi.org/10.26170/po16-03-20
13. Дубов И.Г. Социально-психологические аспекты активности. - СПб.: ООО "Нестор-История", 2012. - 536 с.
14. Ерина Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета госслужащих: дис. … канд. психол. наук. - М.: РАГС, 1997. - 172 с.
15. Зайцев А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2000. - 166 с.
16. Картушина И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2004. - 169 с.
17. Коропец О.А. Цифровой профессиональный менталитет: постановка проблемы исследования // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах, Екатеринбург, 28-30 сентября 2022 года. Том 1. - Екатеринбург: Уральский университет, 2022. - С. 444-448.
18. Кулькова И.А. Обзор социально-трудовых исследований адаптации населения к социально-экономическим изменениям // Human Progress. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 10. DOIhttps://doi.org/10.34709/IM.181.10
19. Лощаков А.М., Корягина К.А. Психологические аспекты развития человеческого капитала // Инновационное развитие регионов в условиях глобализации, Иваново; Плес, 03-05 сентября 2015 года. - Иваново; Плес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет", 2015. - С. 335-338.
20. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.
21. Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 1999. - 150 с.
22. Моргенштерн И.Г. О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2005. - № 2(8). - С. 120-125.
23. Попова Е.А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2(80). - С. 47-55.
24. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19 / А. А. Алдашева, А. С. Баканов, М. Е. Зеленова, О. В. Рунец // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2020. - Т. 5. - № 2(18). - С. 269-290. DOIhttps://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.18.2.009
25. Свистунов В.М., Лобачев В.В. Четыре вопроса о цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 5-14.
26. Социально-психологическое благополучие работников Индустрии 4.0 / О. А. Коропец [и др.]. Sedlčany : Ústav personalistiky, 2021. - 211 с.
27. Технология формирования надпрофессиональных компетенций студентов в условиях неопределенности будущего мира профессий / А.В. Пеша [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2022. - 240 с.
28. Черноморова О.Н. Основания профессионального менталитета преподавателя высшей школы // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 10(147). - С. 169-176.
29. Ширинкина Е.В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 18-22.
30. Юрина А.А. Методологические и теоретические аспекты исследования профессионального менталитета научного работника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3. - С. 316-323.
31. Colomeischi A. A., Colomeischi T., Clipa O. Teachers’ work mentality and work satisfaction in relation with their personality traits // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 345-349. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.385
32. Experts' views on digital competence: Commonalities and differences / J. Janssen, S. Stoyanov, A. Ferrari, Y. Punie, K. Pannekeet, P. Sloep // Computers & education. 2013. Vol. 68. P. 473-481. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.06.008
33. Human capital in digital economy: An empirical analysis of Central and Eastern European Countries from the European Union / A. Grigorescu, E. Pelinescu, A. E. Ion, M. F. Dutcas // Sustainability. 2021. Vol. 13. №. 4. P. 2020. DOIhttps://doi.org/10.3390/su13042020
34. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts-a review of literature // Education and information technologies. 2018. Vol. 23. №. 3. P. 1005-1021. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10639-017-9649-3