сотрудник
Саранск, Республика Мордовия, Россия
студент с 01.01.2017 по 01.01.2022
Россия
студент с 01.01.2017 по 01.01.2022
Саранск, Республика Мордовия, Россия
В статье обосновывается необходимость обучения информационной безопасности в российских школах. Дается обзор учебников информатики с 1985 года по настоящее время на предмет смены взглядов на обучение безопасной работе с информационными ресурсами, выделение доминирующих направлений, которые нашли отражение в учебных материалах. Рассмотрено место информационной безопасности в нормативных документах, в частности, в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного и среднего общего образования. Показывается, какие формы обучения информационной безопасности в урочной (ситуационные задачи, ролевые и деловые игры, просмотр обучающих анимационных роликов) и во внеурочной (олимпиады по информационной безопасности, тематические классные часы, дискуссионные площадки, внеклассные мероприятия, встречи с работниками IT-сферы, посещение IT-предприятий) деятельности должны превалировать. Приводятся конкретные примеры игровых заданий на обучение информационной безопасности, которые можно использовать на уроках в качестве учебных заданий или во внеурочной деятельности в качестве отдельных конкурсов.
информационная безопасность, обучение информатике, учебники информатики, ФГОС, учебная деятельность, ситуационные задачи
1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 256 с.
2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 208 с.
3. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Об информационной безопасности в общеобразовательной школе // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 5-9.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № ПР-1895). https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=40613 (дата обращения: 10.07.2022).
5. Зубрилин А. А., Рыбкина В. А. Система управления электронными курсами moodle как инструмент проведения дистанционных олимпиад в вузе // Информатика и образование. 2021. № 1 (320). С. 9-19. DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-1-9-19
6. Зубрилин А. А., Терешкина К. Ю. Олимпиады по информационной безопасности в ракурсе подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности // Профильная школа. 2017. Т. 5. № 3. С. 55-60. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5947bc3b1a0050.89090362.
7. Зубрилина М. С., Терешкина К. Ю. Ситуационные задачи как инструмент обучения школьников информационной безопасности // Информатика в школе. 2018. № 1 (134). С. 21-23.
8. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 371 с.
9. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 512 с.
10. Информационные технологии. В 2-х частях. Часть 1: Основы информатики и информационных технологий: Учебное пособие / Ю. А. Шафрин. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 320 с.
11. Информационные технологии. В 2-х частях. Часть 2: Офисная технология и информационные системы: Учебное пособие / Ю. А. Шафрин. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 340 с.
12. История советских микро-ЭВМ и персональных компьютеров. https://cyclowiki.org/wiki/История_советских_микро-ЭВМ_и_персональных_компьютеров
13. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для 10-11 кл. ср. шк. / В. А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. М.: Просвещение, 1989. 272 с.
14. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1991. 254 с.
15. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1 / А. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.; Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
16. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 2 / А. П. Ершов, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов и др.; Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
17. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень. 4-е изд. М.: Просвещение, 1996. 224 с.
18. Поляков К. Ю. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 352 с.
19. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). https://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 10.07.2022).
20. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). https://docs.cntd.ru/document/902254916 (дата обращения: 10.07.2022).
21. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 10.07.2022).
22. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учеб. для 10 кл. / Н.Д. Угринович. 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 387 с.
23. Цветкова М. С. Информационная безопасность. Правовые основы информационной безопасности. 10-11 классы : учебное пособие / М.С. Цветкова и др.; под ред. М. С. Цветковой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 112 с.
24. Hajli N., Lin, X. Exploring the Security of Information Sharing on Social Networking Sites: The Role of Perceived Control of Information. Journal of Business Ethics. 2014. vol. 133. no. 1. pp. 111-123. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10551-014-2346-x
25. Kim, K.-S., Yoo-Lee, E. Y., Sin. S.-C. J. Social Media as Information Source: Undergraduates’ Use and Evaluation Behavior. Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. 2011. no. 48, pp. 1-3. http://dx.doi.org/10.1002/meet.2011.14504801283
26. Meinert J., Mirbabaie M., Dungs S., Aker A. Is It Really Fake? - Towards an Understanding of Fake News in Social Media Communication. SCSM 2018, LNCS 10913. pp. 484-497. 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-91521-0_35.