ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях модернизации современной системы образования особое значение приобретает решение проблем привлечения и удержания талантливой молодежи. В этой связи следует уделять внимание исследованию качества трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования как одному из инструментов повышения удовлетворенности трудом данной группы работников. В статье предлагается определение качества трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования, выделяются основные показатели, необходимые для диагностики качества трудовой жизни молодых преподавателей в подобного рода организациях. Автором представлены основные результаты проведенного эмпирического исследования качества трудовой жизни молодых преподавателей. Статья также содержит анализ полученных данных, в том числе дана оценка уровня развития качества трудовой жизни молодых преподавателей в данных организациях, выявлены основные проблемные зоны. На основании проведенного исследования делаются выводы по направлениям дальнейшего развития качества трудовой жизни молодых преподавателей.

Ключевые слова:
качество трудовой жизни, молодые преподаватели, организация высшего образования, вознаграждение за труд, организация и условия труда, социально-бытовые условия.
Текст

В условиях перехода к новому технологическому укладу все большую роль приобретает система высшего профессионального образования, от эффективности которой во многом зависит не только состояние экономики, но и качество жизни каждого отдельного человека. В связи с этим следует обратить особое внимание на формирование и воспроизводство конкурентоспособных на мировом уровне научно-педагогических кадров в рамках высшего профессионального образования. В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014–2020 годы» планируется провести ряд мероприятий, направленных на создание условий для улучшения качественного состава научных и научнопедагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда, создание системы привлечения молодежи в сферу науки и образования. Следовательно, на первый план выходят проблемы исследования качества трудовой жизни молодых преподавателей, их основных потребностей и мотивов к труду. В рамках существующих тенденций в развитие науки и образования Российской Федерации данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволит при более детальном изучении и разработке создать единую государственную политику в области поддержки молодых преподавателей организаций высшего образования.

Под качеством трудовой жизни молодых преподавателей организаций высшего образования понимается совокупность условий, обеспечивающих удовлетворение социально-трудовых потребностей и реализацию трудового и творческого потенциала работников учреждений высшего профессионального образования в возрасте до 40 лет включительно, находящихся на стадии профессионального развития и осуществляющих научно-исследовательскую и педагогическую деятельность [2, c. 95].

В качестве основных показателей для исследования качества трудовой жизни (далее — КТЖ) молодых преподавателей организаций высшего профессионального образования были выбраны следующие показатели: вознаграждение за труд; организация и условия труда; социально-психологический климат в организации; профессиональный рост; обучение и развитие; самореализация и самовыражение работников; руководство организацией; участие работников в принятии решения; социальные гарантии и блага; социально-бытовые условия; общественная полезность и значимость результатов труда; гарантии занятости и правовая защищенность [1, с. 304–306].

Список литературы

1. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. 378 с.

2. Зонова О.В. Качество трудовой жизни: определение и критерии оценки // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 79-81.

3. Ильина Л.А. Программа развития молодых специалистов ОАО «Верхнечонскнефтегаз»/ Л.А. Ильина // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 4. С. 51-55.

4. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография / А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. М.: ИНФРА-М, 2013. 150 с.

5. Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В., Кипервар Е.А., Новикова Т.В. Качество трудовой жизни работников промышленных предприятий в условиях функционирования социотехнологических и социоорганизационных систем: Монография / В.Ф. Потуданская., И.В. Цыганкова, Е.А. Кипервар, Т.В. Новикова. М.: Экономика, 2012. 156 с.

6. Соболь О.В. Оценка качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы // Кадровик. 2014. № 3. С. 95-103.

7. Цыганкова И.В. Качество трудовой жизни молодежи в современной России / И.В. Цыганкова. М.: Экономика, 2009. 388 с.

8. Щегулина О.В. Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере // Управление. 2013. № 1(1). С. 44-47.

9. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы». [Электронный доступ]. Режим доступа: http://fcpkru.164.com1.ru/upload/iblock/f96/ftspk-2014_2020.pdf / (дата обращения: 01.09.2014).

10. Kattenbach R.; O’Reilly J. Introduction: New Perspectives on the Quality of Working Life. Management Revue, 2011. Vol. 22. Iss: 2, pp. 107-113.

11. Martel J.-P., Dupuis G. Quality of Work Life: Theoretical and Methodological Problems, and Presentation of a New Model and Measuring Instrument. Social Indicators Research, 2006. Vol. 77, no. 2, pp. 333-368.

Войти или Создать
* Забыли пароль?