ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Возможность реализации стратегических задач любой организации напрямую зависит от качества ее человеческих ресурсов – способностей, знаний и навыков сотрудников, т.е. от степени сформированности их личностных и профессиональных компетенций, а также соответствия последних ценностям и потребностям бизнеса. Оценка компетенций – сложная, многоэтапная система определения ключевых характеристик сотрудников, направленная на повышение результативности и продуктивности работы кадрового потенциала. Целью представ-ленного в статье исследования стало изучение того, как руководители разных управленческих уровней оценивают степень значимости сформированных компетенций сотрудников своей организации. Результаты исследования, полученные в ходе опроса менеджеров высшего, среднего и низшего звена (290 респондентов), были обработаны в статистической программе SPSS Statistics 27 и показали, что менеджеры в большей степени ценят такие компетенции своих сотрудников, как их стремление к получению новых знаний, развитию навыков (наивысшая ценность), готовность к работе в условиях изменений, самостоятельность в принятии решений. В качестве наименее значимых компетенций были оценены непременное планирование и контроль выполнения всех рабочих задач (наименьшая ценность), энтузиазм и отстаивание собственных идей и планов, обращение к фокусу документации. При этом, менеджеры разных уровней управления по-разному оценивают значимость одних и тех же компетенций сотрудников – более чем в половине (в шести из десяти) наблюдаемых компетенций была отмечена эта разница. Результаты данного исследования могут быть использованы организациями для эффективного внедрения бизнес-стратегий.

Ключевые слова:
компетенции, оценка компетенций, управление персоналом, человеческие ресурсы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Для организаций очень сложно определить, каковы компетенции сотрудников, которые помогут руководителям успешно достигать целей организации. Способность оценить компетенции и определить ограничитель компетенций − это чрезвычайно сложно, так как это позволяет организациям лучше управлять работой отдельных лиц и групп [22]. Определение того, какие компетенции имеют отношение к различным управленческим функциям, а также к сотрудникам, имеет решающее значение для разработки и продвижения программ развития [24].

Если посмотреть на историю практики и прикладных исследований, то понятие компетентности было, в первую очередь, направлено на менеджеров, за которыми последовал рост управленческой группы [1].

В более поздней практике во многих успешных организациях заметна ориентация на определение компетенций при подборе персонала, а не на традиционный подход, основанный на оценке знаний, умений, навыков, полученных в результате анализа работы [26].

Каждый бизнес и каждая работа имеют разные требования и разные характеристики, поэтому мы выделяем разные компетенции сотрудников, которые должны соответствовать требованиям выполняемой работы, а менеджеры − это те, кто управляет организацией и кто выбирает и ведет сотрудников к достижению бизнес-целей.

Методология и методика исследования

Успех организации зависит от качества имеющихся ресурсов. Если человеческие ресурсы рассматриваются как фактор производства (в широком смысле), это может быть их спецификой по отношению к другим ресурсам. В отличие от других ресурсов, которые в основном легко описать и держать «под контролем», со стабильными характеристиками и (относительно) предсказуемыми, человеческие ресурсы характеризуются следующим [7]: сложный в управлении, сложный в обслуживании, требует значительного внимания для достижения эффективности, они производятся медленно, но быстро уничтожаются, они очень специфичны, в то же время в большинстве организаций наблюдается избыток и нехватка людских ресурсов.

Людские ресурсы по своим специфическим характеристикам чрезвычайно сложно управлять, но, с другой стороны, от их качества зависит успех бизнеса организации, который зависит от трех наборов ожиданий [12]: ожидания организации, ожидания сотрудников и ожидания клиентов. В современных условиях ведения бизнеса лидерство и знания становятся наиболее ценным ресурсом организации [25], и именно поэтому руководителю необходимо освоить лидерские качества, чтобы привести сотрудников к поведению, ценностям, отношениям, характеристики и навыки, которые необходимы для достижения целей организации.

Когда один человек становится частью организации, его способности развиваются за счет эффективного обмена различными усилиями в области развития, такими как обучение и периодическая оценка результатов деятельности [8], осуществляемая руководителями различных уровней. Чтобы овладеть новыми навыками и развить опыт и знания, менеджеры и сотрудники должны приложить особые усилия, чтобы поставить развитие сотрудников на первое место в списке приоритетов [17].

Организация располагает кадровыми ресурсами из внутренних и внешних источников. Внутренними являются все сотрудники организации, но следует учитывать тот факт, что это очень изменчивая категория, которая зависит от найма новых людей, вышедших на пенсию сотрудников, увольнений и т.д. Необходимо помнить, что сотрудник в курс их трудоустройства улучшает знания и навыки [9]. Производительность труда зависит от многих внешних, внутренних (по отношению к организации) и психологических факторов, которые могут одновременно влиять на трудовую мотивацию. Определенные условия рабочей среды, такие как стиль управления, организация работы, межличностные отношения и многие другие, могут формировать взаимосвязь между конкретной мотивацией работы и производительностью труда [16].

Любая значимая деятельность должна управляться, и каждое руководство стремиться к цели, поэтому необходимы определенные ресурсы. Целью управления человеческими ресурсами является достижение успеха с помощью сотрудников, достижение следующих целей: организационные, функциональные, социальные и личные [4].

Некоторые авторы в области управления человеческими ресурсами [15] считают, что термин «компетенция» рассматривает представление различного контента, начиная с юридического опыта, личных характеристик, отношений, ценностей, навыков межличностного общения, посредством профессиональных навыков и знаний.

Компетентность представляет собой способность людей развивать свое поведение, адекватное потребностям бизнеса, которые руководствуются параметрами организационной среды для достижения желаемого результата. Компетентность − это сочетание знаний, навыков и отношений [14]. Отдел кадров должен помогать всем другим функциям организации, и он должен постоянно работать над совершенствованием своих собственных систем, процессов, практики и навыков, обеспечивая соответствующую внутреннюю и внешнюю подготовку и экспертизу [3]. Таким образом, компетентность сотрудников способствует развитию и гармонизации с требованиями организации.

Компетентность включает в себя ряд процедур, навыков и способностей, взглядов, убеждений и ценностей, предпочтений и личных качеств, самовосприятия и мотивации, которые обеспечивают эффективное выполнение многочисленных требований бизнеса [21].

Компетентность, которой обладает человек, может развиться посредством формального обучения или опыта. Те, которые развиваются через образование, считаются более общей компетенцией, учитывая, что их можно использовать в нескольких организациях на разных рабочих местах. Компетентность, полученная благодаря опыту, более специализирована и часто связана с организацией, в которой они развивались, и представляет ценность для организации [5]. Определяя компетентность в этом смысле, мы должны подходить с точки зрения факторов, которые прямо или косвенно влияют на выполнение работы.

Компетентность включает в себя определенный набор знаний, которые традиционно можно рассматривать как: вычислительная техника, коммуникация, экономика, математика, естественные науки, физика, количественное мышление, социальные науки и т.д.

В соответствии со стандартами ЕС [18] важными являются восемь компетенций: коммуникация на родном языке, коммуникация на иностранных языках, математическая компетентность и фундаментальная наука и техника, цифровая компетентность, умение учиться, социальная и гражданская компетентность, чувство инициативы и предпринимательства, а также культурное просвещение в области культуры. Все перечисленные компетенции считаются одинаково важными, поскольку каждая из них способствует созданию успешной жизни человека в обществе. Компетентность может относиться к поведению конкретного человека, к тому, как он ведет себя и реагирует на окружающую среду во время выполнения своей работы [20].

Помимо наличия базовых навыков, необходимых для выполнения конкретной задачи, он нуждается в общей и переносимой (трансверсальной) компетенции, которая обеспечит весь индивидуальный набор навыков, знаний и отношений, которые связаны с отдельными ситуациями, чтобы не чувствовать себя хуже в этих ситуациях [10]. Способность использовать навыки в данном контексте называется применением или использованием.

Многочисленные исследования касались менеджеров разных уровней и их соответствующих ролей в управлении человеческими ресурсами [11], а также оценки менеджмента сотрудниками [23]. В разных организациях и в разных странах мира представленность компетенций, считающихся наиболее важными.

Общие навыки, необходимые для трудоустройства, могут включать в себя следующее: навыки общения, умение работать в команде, способность решать проблемы, проявлять инициативу и управлять, способность к планированию и навыки организации [6].

Направление, способность к обучению, использование современных технологий. Личные качества, которые способствуют трудоустройству, можно рассматривать как: лояльность, преданность, честность, энтузиазм, надежность, личная презентация, рациональные рассуждения, самооценка, чувство юмора, сбалансированное отношение к бизнесу и личной жизни, способность работать под давлением, мотивация, адаптивность. Компетентность, проявляющаяся либо через общие способности, либо через личностные качества − это то, что менеджеры должны признать в работнике как условие достижения конкретных результатов в работе [2].

Результаты исследования и обсуждение

В исследовании участвовало около 300 менеджеров. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, какие компетенции сотрудников являются наиболее ценными для менеджеров, а также определить, существует ли разница в оценках компетенций, полученных менеджерами разных уровней.

В выборке было 106 менеджеров (36,6%), которые управляют людьми, которые также имеют людей для управления (топ-менеджмент), 154 (53,1%) менеджеров состояли из менеджеров среднего звена, в то время как 30 (10,3%) были из тех, кто занимается процессами (владельцы малых предприятий, которые управляются сами и участвуют в процессах).

Целью данного исследования является определение того, какие компетенции сотрудников руководители больше всего ценят. При этом учитывались 10 переменных, которые испытуемые оценивали с баллами от 1 до 5, где 1-самая низкая оценка (бессмысленная компетенция), а 5-самая высокая оценка (ключевая компетенция). Компетентность сотрудников, которые были подвергнуты сомнению по выбранным кодам Р1-Р10, представлена ниже:

  • P1 – не запрашивает подтверждения или четких инструкций для каждой выполняемой задачи. Понимают более широкий контекст работы и могут самостоятельно принимать решения в рамках собственных задач.
  • P2 – хочет узнать что-то новое для того, чтобы улучшить знания и навыки, которые облегчат текущий бизнес.
  • P3 – уделяя большое внимание документации, которая является частью работы, и оценка его процедуры происходит, прежде всего, в процессе работы.
  • Р4 – всегда подходит к работе с большим количеством энергии.
  • P5 − получить энтузиазм от других идей и планов.
  • Р6 – не сопротивляется изменениям, через которые проходит организация, признает это как положительное влияние на достижение целей деятельности организации.
  • Р7 – независимо от повседневных задач и характера работы, межличностные отношения важны для него и заботятся об общении с коллегами, воспитывая качество межличностных отношений.
  • P8 – признает, что есть менее важные задачи, которые могут ждать выполнения основной работы или более высокой / чрезвычайной задачи.
  • P9 – не выполняет ни одной задачи без тщательного планирования и проверки различных этапов выполнения задачи.
  • Р10 – когда он / она видит преимущество своих идей и проектов, отстаивает их с качественными аргументами для того, чтобы другие приняли предложение.
  • Управленческие уровни делятся следующим образом, и для лучшего просмотра они обозначаются следующим образом:
  • Топ-Менеджер / исполнительный директор (Высшее руководство) - TM
  • Средний менеджмент (менеджеры среднего звена, супервайзеры) - SM
  • Линейное / оперативное управление (руководители подразделений, менеджеры и др.) – LM.

В табл. 1 в колонке средние приведены центральные значения для каждой наблюдаемой переменной в зависимости от внутреннего уровня управления респондентами, а также общие средние значения.

Это показывает, что менеджеры лучше всего оценивают сотрудников, которые хотят научиться чему-то новому, чтобы улучшить свои знания и навыки со средним баллом 3,87 (P2). Наименее ценная (средний балл 3,59) компетенция сотрудников связана с этапами планирования и выполнения оценки до завершения определенной задачи (Р9).

Таблица 1

Описательная статистика оценки компетенций сотрудников

 

Значение

Станд. Отклонение

Станд. Ошибка

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

P1

TM – Высшее руководство

76

3.58

1.278

.147

SM - Среднее руководство

174

3.78

1.015

.077

LM - Линейное руководство

40

4.23

.800

.127

Общее количество

290

3.79

1.079

.063

 

P2

TM – Высшее руководство

76

3.95

.831

.095

SM - Среднее руководство

174

3.86

.849

.064

LM - Линейное руководство

40

3.75

.707

.112

Общее количество

290

3.87

.826

.048

 

P3

TM – Высшее руководство

76

3.24

1.355

.155

SM - Среднее руководство

174

3.57

1.038

.079

LM - Линейное руководство

40

3.30

1.114

.176

Общее количество

290

3.45

1.146

.067

 

P4

TM – Высшее руководство

76

3.37

1.069

.123

SM - Среднее руководство

174

3.88

1.076

.082

LM - Линейное руководство

40

4.03

.862

.136

Общее количество

290

3.77

1.072

.063

 

P5

TM – Высшее руководство

76

3.55

1.076

.123

SM - Среднее руководство

174

3.61

.972

.074

LM - Линейное руководство

40

3.40

.955

.151

Общее количество

290

3.57

.997

.059

 

P6

TM – Высшее руководство

76

3.76

1.018

.117

SM - Среднее руководство

174

3.84

1.099

.083

LM - Линейное руководство

40

3.93

1.163

.184

Общее количество

290

3.83

1.085

.064

 

P7

TM – Высшее руководство

76

3.63

1.187

.136

SM - Среднее руководство

174

3.71

1.052

.080

LM - Линейное руководство

40

4.30

.464

.073

Общее количество

290

3.77

1.051

.062

 

P8

TM – Высшее руководство

76

3.95

1.057

.121

SM - Среднее руководство

174

3.63

.926

.070

LM - Линейное руководство

40

4.05

.986

.156

Общее количество

290

3.77

.983

.058

 

P9

TM – Высшее руководство

76

3.08

1.117

.128

SM - Среднее руководство

174

3.55

.953

.072

LM - Линейное руководство

40

3.15

.949

.150

Общее количество

290

3.37

1.018

.060

 

P10

TM – Высшее руководство

76

3.74

.755

.087

SM - Среднее руководство

174

3.62

.850

.064

LM - Линейное руководство

40

3.15

1.027

.162

Общее количество

290

3.59

.869

.051

                 

Источник: Авторы

 

В табл. 2 определено наличие различий в оценках компетентности сотрудников руководителями, находящимися на разных управленческих уровнях. В качестве степени существования существенных различий принято значение 0,05 (для значения SIG. ≤ 0,05-статистически значимая разница в баллах).

Заметно, что руководители по-разному оценивали компетентность Р1 (Sig=0,009<0,05),Р4 (Sig=0,001<0,05), Р7 (Sig=0,002<0,05), Р8 (Sig=0,010<0,05), Р9 (Sig=0,001<0,05), Р10 (Sig=0,002<0,05). Из наблюдаемых десяти переменных достоверная разница в баллах наблюдалась у шести, так что менеджеры в выборке с разными уровнями управления по-разному оценивают компетентность сотрудников.

Таблица 2

Различия в оценках компетенций работников разных уровней управления

 

Сумма квадратов

df

Среднеквадратичное

F

Уровень значимости

P1

Между группами

10.985

2

5.492

4.839

.009

 

Внутри группы

325.760

287

1.135

 

 

Общее количество

336.745

289

 

 

 

P2

Между группами

1.042

2

.521

.763

.467

 

Внутри группы

195.979

287

.683

 

 

Общее количество

197.021

289

 

 

 

P3

Между группами

7.059

2

3.529

2.718

.068

 

Внутри группы

372.666

287

1.298

 

 

Общее количество

379.724

289

 

 

 

P4

Между группами

16.930

2

8.465

7.710

.001

 

Внутри группы

315.125

287

1.098

 

 

Общее количество

332.055

289

 

 

 

P5

Между группами

1.440

2

.720

.723

.486

 

Внутри группы

285.815

287

.996

 

 

Общее количество

287.255

289

 

 

 

P6

Между группами

.733

2

.366

.310

.734

 

Внутри группы

339.322

287

1.182

 

 

Общее количество

340.055

289

 

 

 

P7

Между группами

13.263

2

6.631

6.225

.002

 

Внутри группы

305.716

287

1.065

 

 

Общее количество

318.979

289

 

 

 

P8

Между группами

8.830

2

4.415

4.690

.010

 

Внутри группы

270.149

287

.941

 

 

Общее количество

278.979

289

 

 

 

P9

Между группами

14.119

2

7.059

7.092

.001

 

Внутри группы

285.661

287

.995

 

 

Общее количество

299.779

289

 

 

 

P10

Между группами

9.542

2

4.771

6.558

.002

 

Внутри группы

208.802

287

.728

 

 

Общее количество

218.345

289

 

 

 

Источник: Авторы

 

В табл. 3 мы видим, что линейные / операционные менеджеры оцениваются по-разному в сравнении с топ-менеджерами и вторичным менеджментом автономии сотрудников в работе и принятии решений (Р1). Разница была отмечена топ-менеджерами по отношению к менеджерам среднего и линейного звена / операционным менеджерам в важности энергии, с которой сотрудники получают доступ к выполнению работы (Р4). Линейный /средний менеджмент в отличие от среднего и высшего руководства ценит межличностные отношения и общение с коллегами, которыми питаются сотрудники (Р7). Средний менеджмент ценится иначе, чем топ-менеджмент и линейные / операционные менеджеры, которые знают, как сделать приоритет среди задач (P8). Топ-менеджеры и средний менеджмент индивидуально оценивали план и проверочные задания перед их выполнением (Р9).

Осознавая преимущества собственных идей и проектов, отстаивайте их с помощью обоснованных аргументов, чтобы другие приняли предложение линейных / менеджеров операционного уровня, оцененное иначе, чем топ-менеджмент и средний управленческий уровень (Р10).

Таблица 3

Разница в уровнях управленческой компетентности сотрудников

Зависимая переменная

(I)

Уровень управления

(J)

Уровень управления

Средняя разность (I-J)

Станд. Ошибка

Уровень значимости

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

 

 

P1

TM

SM

-.197

.146

.372

LM

-.646

.208

.006

SM

TM

.197

.146

.372

LM

-.449

.187

.044

LM

TM

.646

.208

.006

SM

.449

.187

.044

 

 

P4

TM

SM

-.511

.144

.001

LM

-.657

.205

.004

SM

TM

.511

.144

.001

LM

-.146

.184

.708

LM

TM

.657

.205

.004

SM

.146

.184

.708

 

 

P7

TM

SM

-.081

.142

.836

LM

-.668

.202

.003

SM

TM

.081

.142

.836

LM

-.587

.181

.004

LM

TM

.668

.202

.003

SM

.587

.181

.004

 

 

P8

TM

SM

.315

.133

.049

LM

-.103

.190

.851

SM

TM

-.315

.133

.049

LM

-.418

.170

.039

LM

TM

.103

.190

.851

SM

.418

.170

.039

 

 

P9

TM

SM

-.473

.137

.002

LM

-.071

.195

.929

SM

TM

.473

.137

.002

LM

.402

.175

.058

LM

TM

.071

.195

.929

SM

-.402

.175

.058

 

 

P10

TM

SM

.116

.117

.584

LM

.587

.167

.001

SM

TM

-.116

.117

.584

LM

.471

.150

.005

LM

TM

-.587

.167

.001

SM

-.471

.150

.005

Источник: авторы

 

Заключение

Часто возникает вопрос, нужно ли организации внедрять подход, основанный на компетенциях?  Ответ варьируется в зависимости от того, какой подход уже применялся организацией и насколько она удовлетворяет их с точки зрения организационных выгод [19]. Существует все больше и больше дискуссий о занятости, основанной на компетентности, а также о непрерывном обучении, которое приводит к достижению определенных квалификаций, необходимых для определенных рабочих мест. В целом ряде работ в области менеджмента наблюдается тенденция сосредоточения внимания на компетенциях, основанных на человеческих ресурсах [13].

Анализируя компетенции, которые менеджеры оценивают как важные, результаты исследования показали, что менеджеры больше всего ценят, когда сотрудник хочет узнать что-то новое, улучшить знания и навыки, не сопротивляется изменениям, обладает самостоятельностью в работе. После этого следуют три компетенции: энергия на работе, важность межличностных отношений и ранжирование работы по значимости, которые оцениваются с тем же средним баллом. В качестве наименее значимых компетенций были оценены: отстаивание собственных идей, энтузиазм сотрудников по поводу своих идей и планов, обращение к фокусу документации и признание процедур в планировании задач и рассмотрении этапов выполнения задачи.

Полученные результаты показывают, что группа компетенций, связанных с выполнением задач и межличностными отношениями менеджеров, ценится высоко, в то время как компетенции, связанные с документацией, идеями, которые сотрудники хотят реализовать, менеджеры ценят меньше. Опрос также показал, что руководители разных уровней по-разному оценивают компетенции сотрудников, учитывая, что более чем в половине наблюдаемых компетенций была замечена разница. Компетенции сотрудников являются существенным фактором прогресса организации, они должны быть установлены в соответствии с выполняемой работником работой, и каждый уровень управления должен определить, какие компетенции относятся к выполнению отдельных задач в организации, и что, соответственно, работает на развитие сотрудников.

 

Список литературы

1. Бердникова Л.Ф. Ресурсный потенциал организации: понятие и структура / Л.Ф. Бердникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 1(15). - С. 201-203.

2. Бердникова Л.Ф. Трудовые ресурсы: понятие и основные задачи анализа / Л.Ф. Бердникова, А.С. Зверинцева // Карельский научный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 4(17). - С. 50-52.

3. Митрофанова Я.С. Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг : специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Митрофанова Яна Сергеевна. - То-льятти, 2010. - 23 с.

4. Митрофанова Я.С. Управление информационными рисками предприятия / Я.С. Митрофанова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 4(30). - С. 132-135.

5. Мясоедов А.И. Донорское поведение "третьего сектора": под управлением сострадания / А.И. Мясоедов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 50-62. DOI:https://doi.org/10.18413/2408-932X-2020-6-2-0-5

6. Мясоедов А.И. Интеллектуальный капитал в свете креативности и конкурентоспособности: обзор нематериальных активов организаций на примере Украины / А.И. Мясоедов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. − 2020. − Т. 9. − № 2. − С. 57-68.

7. Мясоедов А.И. Модель эффективности для оценки интеллектуального капитала / А.И. Мясоедов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. − 2021. − Т. 10. − № 1. − С. 84-91.

8. Мясоедов А.И. Новые компетенции сотрудников и новые роли кадровых служб в формировании человеческого потенциала в условиях внедрения инноваций / А.И. Мясоедов // Журнал социологических исследований. − 2020. − Т. 5. − № 2. − С. 2-10.

9. Мясоедов А.И. Риски роста протекционизма в глобальной экономике / А.И. Мясоедов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 65-77. DOI:https://doi.org/10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-6

10. Никифорова Е.В. Методические аспекты стратегического анализа в определении устой-чивого развития организации / Е.В. Никифорова, Е. Б. Вокина, Л. Ф. Бердникова // Актуальные проблемы экономики. - 2015. - Т. 166. - № 4. - С. 44-50.

11. Никифорова Е.В. Теоретико-методические аспекты производственного потенциала организации / Е.В. Никифорова, Л.Ф. Бердникова, М. Ю. Николаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2009. - № 7(10). - С. 165-170.

12. Николаева А.А., Павлова Т.С. Специфика формирования инновационного трудового потенциала в современной организации // Экономика и менеджмент систем управления. − 2018. − № 3 (29). − С. 59-64.

13. Радостева М.В. К вопросу о производительности труда // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. − 2018. − Т. 45. − № 2. − С. 268-272.

14. Радостева М.В. Производительность труда как фактор экономического роста / М.В. Радостева // Исследование отношений, механизмов и институтов рынка: вопросы экономики и управления: сборник научных трудов. − Москва: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2003. С. 39

15. Радостева М.В. Производительность труда: основные тенденции и ключевые факторы развития на современном этапе / М.В. Радостева // Экономика и менеджмент систем управления. − 2018. − Т. 29. − № 3-1. − С. 162-172.

16. Семина А.П., Федотова М.А. Обзор обучения персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления // Управление персоналом аэрокосмической отрасли. − Москва: Московский авиационный институт (национальный исследовательский универ-ситет) 2016. − С. 78-80.

17. Халиулина В.В., Ракомина А.Ю. Оценка персонала на основе компетентностью подхода // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. − 2014. − № 4.

18. Шамина А.К. Управление развитием и карьерой персонала в организации социальной сферы / А.К. Шамина, И.И. Какадий // Научный журнал «Дискурс». - 2017 - 2 (4). - С. 133-140.

19. Bartol, M.K., Martin, C.D. Management. USA: McGraw-Hill. 1994.

20. Bogićević B. Management of human resources. Belgrade: Faculty of Economics, Belgrade. 2004.

21. Florida R. 2002.The Rise of the Creative Class. And How It's transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. // R. Florida -New York: Basic Books.

22. Gilbert, C., Winne, S. & Sels, L. Strong HRM processes and line managers` effective HRM im-plementation: a balanced view. Human Resource Management Journal, 2015. 254, 600-616.

23. Kermally, S. Gurus on Managing People. Lodnon: Thorogood. 2004.

24. Rubin, N.J., Leigh, I.W. Nelson, P.D., Smith, I.L., Bebeau, M., Lichtenberg, J.W. Portnoy, S., & Kaslow, N.J. The competency movement within psychology: An historical perspective. Professional Psychology: Research and Practice, 2007. 385, 17-34.

25. Seate, B., Pooe, R. & Chinomona, R. The relative importance of managerial competencies for predicting the perceived job performance of Broad-Based Black Economic Empowerment verification practitioners. SA Journal of Human Resource Management/SA Tydskrif vir Menslikehulpbronbestuur, 2016. 141, a696.

26. Stojković, A., Davidovac, Z., Stojmirović, B.: The impact of motivation on business success. Economics, 2014. 541 174 - 181.

Войти или Создать
* Забыли пароль?