АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» проанализированы тенденции развития технологий бизнес-образования, определяющие перспективы их внедрения в системе отечественного образования как направления предпринимательской деятельности в области образования. Показано, что основными тенденциями развития технологий бизнес-образования в системе отечественного образования на современном этапе являются: технологии решения общих проблем бизнес-образования; маркетинговые технологии, определяющие содержания бизнес-образования как области предпринимательства; технологии компетентностного подхода к решению вопросов бизнес-образования; практикоориентированные технологии развития бизнес-образования; дистанционные технологии развития бизнес-образования; технологии правовой подготовки работников сферы бизнес-образования; технологии коучинга как новые инструменты бизнес-образования; технологии межкультурных коммуникаций и формирования системы ценностей, реализуемые в новых экономических условиях развития бизнес-образования; технологии стратегического управления в бизнес-образовании; технологии кадровой политики и кадрового обеспечения в системе бизнес-образования; технологии продвижения русского языка и литературы в международном пространстве.

Ключевые слова:
анализ тенденций, развитие технологий, бизнес-образование, исследования публикационной активности, «Журнал педагогических исследований»
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

На протяжении последних десятилетий в отечественном экономическом пространстве активно развивается бизнес-образование. Если во времена СССР образование как сфера деятельности носило исключительно социальный  характер, поскольку образование было бесплатным для учащихся и финансировалось государством, то сегодня, когда государство в существенной мере сняло с себя эту социальную функцию [43], и Россия занимает, согласно данным UNESCO Institute for Statistics, 120-е место в мире по уровню расходов на образование (в % от ВВП) [44],   само образование превратилось в сферу бизнеса со своей отраслевой и технологической спецификой.

В этой связи представляет интерес анализ тенденций развития технологий бизнес-образования как перспективных направлений экономического, предпринимательского развития в сфере образования.

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является анализ тенденций развития технологий бизнес-образования как перспективных направлений предпринимательства на основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований».

Основные результаты исследований

Проведенные исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» по вопросам развития технологий бизнес-образования показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это технологии решения общих проблем бизнес-образования. Исследованию общих проблем бизнес-образования посвящены, например, работы Барашевой О.Г. [3], Королевой В.В. [15], Саттаровой Л.С. [30]. Авторы данных работ раскрывают методику формирования предпринимательских навыков в рамках реализации летней практики в детском оздоровительном лагере, формирования комплекса компетенций представления и визуализации результатов научных исследований проблем бизнес-образования, показывают важнейшую роль, которую занимает исследовательская деятельность у студентов в процессе учебного изучения вопросов организации бизнеса.

Во-вторых, это маркетинговые технологии, определяющие содержания бизнес-образования как области предпринимательства. Вопросы содержания бизнес-образования отражены в статьях Власова Д.А. [7], [8], Петровой Л.А.Петровой М.П. [21], Тебекина А.В. [34]. В этих статьях авторы обращают внимание на актуальность подготовки будущих экономистов к правильной оценке рисков в финансовой деятельности, к использованию информационных технологий в выстраивании логистических процессов, к овладению ими управленческими инновационными технологиями. 

В-третьих, это технологии компетентностного подхода к решению вопросов бизнес-образования. Компетентностный подход к решению вопросов бизнес-образования раскрывается в публикациях Васевой О.Х. [6], Волошко И.Г. [10], Петровой Т.В. [22], Рыжикова С.Н. [27]. В исследованиях данных авторов компетентностный подход рассматривается как в контексте теории профессионального образования будущего представителя бизнеса и развития у него информационно-коммуникационных и профессиональных компетенций, так и в практическом приложении к исследованию управленческих компетенций руководителя.

В-четвертых, это практикоориентированные технологии развития бизнес-образования. Практикоориентированные технологии бизнес-образования освещены в статьях исследователей: Крыловой М.Н. [17], Родионова А.В. [23], Савостиковой О.Г. [28], Шевченко Л.В. [41]. Так, в работах данных авторов изложены такие важные вопросы бизнес-образования, как подготовка выпускника профессиональной школы к написанию резюме, раскрыт управленческий аспект деятельности «Школы Сколково», представлена технология применения принципов бережливого производства, авторы также знакомят с опытом развития SOFTSKILLS в профессиональном образовании.

В-пятых, это дистанционные технологии развития бизнес-образования, которые стали особенно актуальны в условиях развития сложной пандемической ситуации. Исследованию данной проблемы посвящены статьи Салькова Н.А. [29], Скибиной О.М. [32], Тебекина А.В. [35], Теминой С.Ю. [36]. В них авторы заостряют внимание на тенденциях развития современного медиаобразования, влияющего на развитие цифровой экономики, на вызовах современной цивилизации, стоящих перед нынешним информационным обществом и развитием личности в новой цифровой реальности сегодняшнего дня.

В-шестых, это технологии правовой подготовки работников сферы бизнес-образования. В частности, в решении задач правовой подготовки работников сферы бизнеса и предпринимателей Романовой Ю.М. предлагается методика преподавания права в образовательных организациях среднего профессионального образования [25].

В-седьмых, в современных трендах развития бизнес-образовательных практик все более уверенные позиции занимает коучинг как новая технология бизнес-образования. Осмыслению ее практического применения в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов – представителей бизнес-сообщества посвящены материалы Лискиной В.С. [19] и Шевчик М.С. [42]. Авторы видят большие перспективы развития коучинг-технологий в развитии профессиональной мотивации представителей бизнеса.

В-восьмых, это технологии межкультурных коммуникаций и формирования системы ценностей, реализуемые в новых экономических условиях развития бизнес-образования. Результаты педагогических исследований проблем межкультурной коммуникации, коммуникативной межкультурной компетенции и вопросов формирования ценностной основы личности в новых экономических условиях представлены в научных статьях Акимовой Е.А., Авакян Р.В. [1], Клемяшовой Е.М., Кабалевской Я.А. [12], Климовой Л.А. [13] и др.

В-девятых, это технологии стратегического управления в бизнес-образовании. Научные подходы к решению вопросов стратегического управления в бизнес-образовании раскрыты в научных публикациях Гуськовой С.К. [11], Краснова С.И.Малышевой Н.В. [16], Рыжикова С.Н. [26], Старостиной И.А. [33]. Авторы справедливо отмечают, что на современном этапе развития образования опережающее управление имеет стратегическое значение. Предложено понятие «Стратегический менеджмент» как инструмент становления и развития проектного самосознания субъектов образовательного процесса. Развитие прогностических способностей учащихся способствует не только совершенствованию социальных компетенций, но и образованию компетенций сфере профессионального бизнеса.

В-десятых, это технологии кадровой политики в системе бизнес-образования. Подготовка работников к решению вопросов кадровой политики в ходе бизнес-образования – многоцелевая задача. Комплексному ее решению посвящены статьи Бобылевой И.А.Заводилкиной О.В. [4], Леонидовой Г.В., Ивановской А.Л.  [18], Муравкина Ю.В.Павлючок М.А. [20]. Комплекс подходов к решению данной проблемы авторы видят в построении теоретической модели региональной системы сопровождения выпускников, создании педагогических условий для формирования конкурентоспособного работника, а также в решении сложившихся вопросов трудоустройства выпускников средней профессиональной школы.

В-одиннадцатых, это технологии кадрового обеспечения бизнес-образования без комплексного решения которых как многоцелевых задач не может обойтись сегодняшнее образование как сфера бизнеса. Данной проблематике посвящены научные материалы Анопченко Т.Ю. [2], Борисовой Т.В.Зориной Е.А. [5], Володина В.М. [9], Родионовой А.А. [24], Титовой Е.Н. [37], Федорчук Ю.М.Полянинова Ю.В.Чекулаева Ю.А. [40]. В опубликованных статьях авторами излагаются практические ресурсы решения задач кадрового обеспечения бизнес-структур в процессе моделирования профессиональной подготовки кадров образовательных организаций, развития их профессиональных компетенций, профессионального развития руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений.

В-двенадцатых, это технологии продвижения русского языка и литературы в международном пространстве, свидетельствующие о том, что глубокое изучение русского языка и литературы является актуальной задачей бизнес-образования, способствующей конструктивному развитию культуры бизнеса, придает ему позитивно воспринимаемый имидж. О важности этого направления свидетельствует, в частности, проект «Поддержка учителей русского языка за рубежом» как составляющая стратегического направления «Новая высокотехнологичная экономика» стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года, разрабатываемой Правительством РФ [45].  Среди авторов, активно продвигающих идею изучения русского языка и литературы как актуальной задачи бизнес-образования, способствующей конструктивному развитию культуры бизнеса, можно отметить научные статьи Коржовой И.Н. [14], Сафиулиной Р.М., Сахневич А.В. [31], Ушаковой Е.В. [38], [39] и др.

Выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что сегодня, когда государство в существенной мере сняло с себя социальную функцию образования, которое превратилось в сферу бизнеса со своей отраслевой и технологической спецификой.

На основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» анализ тенденций развития технологий бизнес-образования, определяющие перспективы их внедрения в системе отечественного образования как направления предпринимательской деятельности в области образования показал, что основными из них на современном этапе являются:

 − технологии решения общих проблем бизнес-образования;

− маркетинговые технологии, определяющие содержание бизнес-образования как области предпринимательства;

− технологии компетентностного подхода к решению вопросов бизнес-образования;

− практикоориентированные технологии развития бизнес-образования;

− дистанционные технологии развития бизнес-образования;

− технологии правовой подготовки работников сферы бизнес-образования;

− технологии коучинга как новые инструменты бизнес-образования;

− технологии межкультурных коммуникаций и формирования системы ценностей в системе условий развития бизнес-образования;

− технологии стратегического управления в бизнес-образовании;

технологии кадровой политики в системе бизнес-образования;

технологии кадрового обеспечения в системе бизнес-образования;

− технологии продвижения русского языка и литературы в международном пространстве.

Полученные результаты анализа тенденций развития технологий бизнес-образования на основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» могут служить источником для информационной базы развития образования как сферы бизнеса в России. 

Список литературы

1. Акимова Е.А., Авакян Р.В. Подготовка студентов к межкультурной коммуникации на основе цифровых технологий // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 3. − С. 23-27.

2. Анопченко Т.Ю. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста (рецензия на монографию) // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 4. − С. 1.

3. Барашева О.Г. Результаты опытно-экспериментальной работы формирования предпринимательских навыков в рамках реализации летней лагерной практики // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 3. − С. 3.

4. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Модель региональной системы сопровождения выпускников // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 3. − С. 73-86.

5. Борисова Т.В., Зорина Е.А. Ресурсный потенциал моделирования профессиональной подготовки кадров дошкольных образовательных учреждений // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 4. − С. 139−151.

6. Васева О.Х. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 4. − С. 136-146.

7. Власов Д.А. Информационные технологии в преподавании учебной дисциплины «Теория риска» для студентов экономического бакалавриата // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 6. − С. 81-92.

8. Власов Д.А. Содержательно-методические особенности изучения учебной темы «Стоимостная мера риска в оценке портфеля финансовых инструментов» // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. − 2020. − № 1. − С. 82-86.

9. Володин В.М. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 2. - С. 2.

10. Волошко И.Г. Управленческие компетенции директора школы современного мегаполиса // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 6. − С. 30-42.

11. Гуськова С.К. Стратегическое значение опережающего управления на современном этапе развития системы образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 2. − С. 20-25.

12. Клемяшова Е.М., Кабалевская Я.А. Опыт постижения детьми и молодежью культурных ценностей и условия его развития в процессе воспитания // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 5. − С. 33-41.

13. Климова Л.А. Изучение фоновой лексики в рамках формирования межкультурной компетенции // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 3. − С. 52-57.

14. Коржова И.Н. Использование схем на уроках литературы // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. - 2020. − № 6. − С. 78-85.

15. Королева В.В. О формировании комплекса компетенций представления и визуализации результатов научных исследований // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 5. − С. 99-106.

16. Краснов С.И., Малышева Н.В. Методологический аппарат школ стратегического менеджмента как средство формирования проектного самосознания субъектов образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 3. − С. 14-22.

17. Крылова М.Н. Обучение написанию резюме как одно из условий успешного трудоустройства выпускника вуза // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. − 2020. − № 2. − С. 35-42.

18. Леонидова Г.В., Ивановская А.Л. Роль образования в формировании конкурентоспособного работника // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 6. − С. 10-17.

19. Лискина В.С. Коучинг в повышении мотивации молодых специалистов молодежных общественных организаций // Журнал педагогических исследований. - Т. 6. − 2021. − № 1. − С. 67-71.

20. Муравкина Ю.В., Павлючок М.А. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. − 2020. − № 4. − С. 67-71.

21. Петрова Л.А., Петрова М.П. Перспективы дистанционных технологий при обучении логистике // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. − 2020. − № 4. − С. 64-69.

22. Петрова Т.В. Развитие информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательных отношений в условиях учебной деятельности // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 6. − С. 3.

23. Родионов А.В. Инновационный проект «Школа Сколково»: управленческий аспект // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 5. − С. 44-51.

24. Родионова А.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 2. − С. 3.

25. Романова Ю.М. Методика преподавания права в образовательных организациях среднего профессионального образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 3. − С. 87-89.

26. Рыжиков С.Н. Стратегическое управление организационными компетенциями в профессиональном образовании // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 3. − С. 76-86.

27. Рыжиков С.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов на занятиях по выполнению курсовых работ // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 6. − С. 2.

28. Савостикова О.Г. Применение принципов бережливого производства при подготовке специалистов по направлению 27.03.03 «Управление качеством» // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. - 2019. − № 4. − С. 79-81.

29. Сальков Н.А. Современные проблемы дистанционного образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 5. − С. 72-81.

30. Саттарова Л.С. Роль исследовательской деятельности в приобретении профессиональных компетенций студентами педагогического вуза // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 1. − С. 48-51.

31. Сафиулина Р.М., Сахневич А.В. Современные глобальные знаки в русском языке (на примере хештега): коммуникационный аспект и педагогическая коннотация // Журнал педагогических исследований. - Т. 6. - 2021. − № 4. − С. 3-8.

32. Скибина О.М. Медиаобразование сегодня: основные проблемы в контексте современного информационного общества // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 5. − С. 5-13.

33. Старостина И.А. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования, как фактор формирования «навыков будущего» // Журнал педагогических исследований. - Т. 6. − 2021. − № 1. − С. 45-49.

34. Тебекин А.В. К вопросу о формировании структуры учебного плана и содержания программ подготовки бакалавров экономических специальностей по направлению «Управление инновациями» в высшей школе // Журнал педагогических исследований. - Т. 4. − 2019. − № 2. − С. 99-106.

35. Тебекин А.В. Проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики // Журнал педагогических исследований. - Т. 3. − 2018. − № 4. − С. 5-14.

36. Темина С.Ю. Гуманитарные вызовы и перспективы развития личности в век информации // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 2. − С. 42-47.

37. Титова Е.Н. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций // Журнал педагогических исследований. - Т. 1. − 2016. − № 2. − С. 4.

38. Ушакова Е.В. Песенный свет - от в душе навсегда… (К 75-летию со дня рождения поэта и педагога Вячеслава Васильевича Захарова) // Журнал педагогических исследований. - Т. 6. - 2021. − № 3. − С. 63-68.

39. Ушакова Е.В. Филология в эпоху цифровой трансформации: актуальные вопросы изучения русского языка и литературы (итоги работы секции XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества» 25-27 ноября 2020 г.)// Журнал педагогических исследований. - Т. 5. - 2020. − № 6. − С. 8-12.

40. Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Аналитический отчет о проведении II Всероссийской научно-практической конференции «профессиональное развитие руководителей образовательных организаций: от качества управления к качеству образования» // Журнал педагогических исследований. - Т. 2. − 2017. − № 4. − С. 1-19.

41. Шевченко Л.В. Развитие SOFTSKILLS в профессиональном образовании // Журнал педагогических исследований. - Т. 5. − 2020. − № 3. − С. 53-57.

42. Шевчик М.С. Коучинг как современная технология повышения мотивации педагогов дополнительно го образования // Журнал педагогических исследований. - Т. 6. − 2021. − № 1. − С. 63-66.

43. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Прогноз ожидаемых изменений в активности реализации различных экономических функций государства в условиях преодоления национальной экономикой кризиса 2020-х годов. // Журнал исследований по управлению. №4, 2021.

44. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure#russia

45. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

Войти или Создать
* Забыли пароль?