ANALYTICAL REVIEW OF NEW DIRECTIONS OF BUSINESS EDUCATION AS A REFLECTION OF TRENDS IN DEVELOPMENT OF THE MODERN ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the study of publication activity in the Journal of Pedagogical Research, trends in the development of technologies for business education are analyzed, which determine the prospects for their implementation in the system of domestic education as a direction of entrepreneurial activity in the field of education. It is shown that the main trends in the development of business education technologies in the system of national education at the present stage are: technologies for solving common problems of business education; marketing technologies that determine the content of business education as an area of entrepreneurship; technologies of a competence-based approach to solving issues of business education; practice-oriented technologies for the development of business education; distance technologies for the development of business education; technologies for legal training of employees in the field of business education; coaching technologies as new tools for business education; technologies of intercultural communication and the formation of a system of values, implemented in the new economic conditions of the development of business education; strategic management technologies in business education; technologies of personnel policy and staffing in the business education system; technologies for promoting the Russian language and literature in the international space.

Keywords:
trend analysis, technology development, business education, publication activity research, Journal of Pedagogical Research
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

На протяжении последних десятилетий в отечественном экономическом пространстве активно развивается бизнес-образование. Если во времена СССР образование как сфера деятельности носило исключительно социальный  характер, поскольку образование было бесплатным для учащихся и финансировалось государством, то сегодня, когда государство в существенной мере сняло с себя эту социальную функцию [43], и Россия занимает, согласно данным UNESCO Institute for Statistics, 120-е место в мире по уровню расходов на образование (в % от ВВП) [44],   само образование превратилось в сферу бизнеса со своей отраслевой и технологической спецификой.

В этой связи представляет интерес анализ тенденций развития технологий бизнес-образования как перспективных направлений экономического, предпринимательского развития в сфере образования.

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является анализ тенденций развития технологий бизнес-образования как перспективных направлений предпринимательства на основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований».

Основные результаты исследований

Проведенные исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» по вопросам развития технологий бизнес-образования показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это технологии решения общих проблем бизнес-образования. Исследованию общих проблем бизнес-образования посвящены, например, работы Барашевой О.Г. [3], Королевой В.В. [15], Саттаровой Л.С. [30]. Авторы данных работ раскрывают методику формирования предпринимательских навыков в рамках реализации летней практики в детском оздоровительном лагере, формирования комплекса компетенций представления и визуализации результатов научных исследований проблем бизнес-образования, показывают важнейшую роль, которую занимает исследовательская деятельность у студентов в процессе учебного изучения вопросов организации бизнеса.

Во-вторых, это маркетинговые технологии, определяющие содержания бизнес-образования как области предпринимательства. Вопросы содержания бизнес-образования отражены в статьях Власова Д.А. [7], [8], Петровой Л.А.Петровой М.П. [21], Тебекина А.В. [34]. В этих статьях авторы обращают внимание на актуальность подготовки будущих экономистов к правильной оценке рисков в финансовой деятельности, к использованию информационных технологий в выстраивании логистических процессов, к овладению ими управленческими инновационными технологиями. 

В-третьих, это технологии компетентностного подхода к решению вопросов бизнес-образования. Компетентностный подход к решению вопросов бизнес-образования раскрывается в публикациях Васевой О.Х. [6], Волошко И.Г. [10], Петровой Т.В. [22], Рыжикова С.Н. [27]. В исследованиях данных авторов компетентностный подход рассматривается как в контексте теории профессионального образования будущего представителя бизнеса и развития у него информационно-коммуникационных и профессиональных компетенций, так и в практическом приложении к исследованию управленческих компетенций руководителя.

В-четвертых, это практикоориентированные технологии развития бизнес-образования. Практикоориентированные технологии бизнес-образования освещены в статьях исследователей: Крыловой М.Н. [17], Родионова А.В. [23], Савостиковой О.Г. [28], Шевченко Л.В. [41]. Так, в работах данных авторов изложены такие важные вопросы бизнес-образования, как подготовка выпускника профессиональной школы к написанию резюме, раскрыт управленческий аспект деятельности «Школы Сколково», представлена технология применения принципов бережливого производства, авторы также знакомят с опытом развития SOFTSKILLS в профессиональном образовании.

В-пятых, это дистанционные технологии развития бизнес-образования, которые стали особенно актуальны в условиях развития сложной пандемической ситуации. Исследованию данной проблемы посвящены статьи Салькова Н.А. [29], Скибиной О.М. [32], Тебекина А.В. [35], Теминой С.Ю. [36]. В них авторы заостряют внимание на тенденциях развития современного медиаобразования, влияющего на развитие цифровой экономики, на вызовах современной цивилизации, стоящих перед нынешним информационным обществом и развитием личности в новой цифровой реальности сегодняшнего дня.

В-шестых, это технологии правовой подготовки работников сферы бизнес-образования. В частности, в решении задач правовой подготовки работников сферы бизнеса и предпринимателей Романовой Ю.М. предлагается методика преподавания права в образовательных организациях среднего профессионального образования [25].

В-седьмых, в современных трендах развития бизнес-образовательных практик все более уверенные позиции занимает коучинг как новая технология бизнес-образования. Осмыслению ее практического применения в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования специалистов – представителей бизнес-сообщества посвящены материалы Лискиной В.С. [19] и Шевчик М.С. [42]. Авторы видят большие перспективы развития коучинг-технологий в развитии профессиональной мотивации представителей бизнеса.

В-восьмых, это технологии межкультурных коммуникаций и формирования системы ценностей, реализуемые в новых экономических условиях развития бизнес-образования. Результаты педагогических исследований проблем межкультурной коммуникации, коммуникативной межкультурной компетенции и вопросов формирования ценностной основы личности в новых экономических условиях представлены в научных статьях Акимовой Е.А., Авакян Р.В. [1], Клемяшовой Е.М., Кабалевской Я.А. [12], Климовой Л.А. [13] и др.

В-девятых, это технологии стратегического управления в бизнес-образовании. Научные подходы к решению вопросов стратегического управления в бизнес-образовании раскрыты в научных публикациях Гуськовой С.К. [11], Краснова С.И.Малышевой Н.В. [16], Рыжикова С.Н. [26], Старостиной И.А. [33]. Авторы справедливо отмечают, что на современном этапе развития образования опережающее управление имеет стратегическое значение. Предложено понятие «Стратегический менеджмент» как инструмент становления и развития проектного самосознания субъектов образовательного процесса. Развитие прогностических способностей учащихся способствует не только совершенствованию социальных компетенций, но и образованию компетенций сфере профессионального бизнеса.

В-десятых, это технологии кадровой политики в системе бизнес-образования. Подготовка работников к решению вопросов кадровой политики в ходе бизнес-образования – многоцелевая задача. Комплексному ее решению посвящены статьи Бобылевой И.А.Заводилкиной О.В. [4], Леонидовой Г.В., Ивановской А.Л.  [18], Муравкина Ю.В.Павлючок М.А. [20]. Комплекс подходов к решению данной проблемы авторы видят в построении теоретической модели региональной системы сопровождения выпускников, создании педагогических условий для формирования конкурентоспособного работника, а также в решении сложившихся вопросов трудоустройства выпускников средней профессиональной школы.

В-одиннадцатых, это технологии кадрового обеспечения бизнес-образования без комплексного решения которых как многоцелевых задач не может обойтись сегодняшнее образование как сфера бизнеса. Данной проблематике посвящены научные материалы Анопченко Т.Ю. [2], Борисовой Т.В.Зориной Е.А. [5], Володина В.М. [9], Родионовой А.А. [24], Титовой Е.Н. [37], Федорчук Ю.М.Полянинова Ю.В.Чекулаева Ю.А. [40]. В опубликованных статьях авторами излагаются практические ресурсы решения задач кадрового обеспечения бизнес-структур в процессе моделирования профессиональной подготовки кадров образовательных организаций, развития их профессиональных компетенций, профессионального развития руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений.

В-двенадцатых, это технологии продвижения русского языка и литературы в международном пространстве, свидетельствующие о том, что глубокое изучение русского языка и литературы является актуальной задачей бизнес-образования, способствующей конструктивному развитию культуры бизнеса, придает ему позитивно воспринимаемый имидж. О важности этого направления свидетельствует, в частности, проект «Поддержка учителей русского языка за рубежом» как составляющая стратегического направления «Новая высокотехнологичная экономика» стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года, разрабатываемой Правительством РФ [45].  Среди авторов, активно продвигающих идею изучения русского языка и литературы как актуальной задачи бизнес-образования, способствующей конструктивному развитию культуры бизнеса, можно отметить научные статьи Коржовой И.Н. [14], Сафиулиной Р.М., Сахневич А.В. [31], Ушаковой Е.В. [38], [39] и др.

Выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что сегодня, когда государство в существенной мере сняло с себя социальную функцию образования, которое превратилось в сферу бизнеса со своей отраслевой и технологической спецификой.

На основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» анализ тенденций развития технологий бизнес-образования, определяющие перспективы их внедрения в системе отечественного образования как направления предпринимательской деятельности в области образования показал, что основными из них на современном этапе являются:

 − технологии решения общих проблем бизнес-образования;

− маркетинговые технологии, определяющие содержание бизнес-образования как области предпринимательства;

− технологии компетентностного подхода к решению вопросов бизнес-образования;

− практикоориентированные технологии развития бизнес-образования;

− дистанционные технологии развития бизнес-образования;

− технологии правовой подготовки работников сферы бизнес-образования;

− технологии коучинга как новые инструменты бизнес-образования;

− технологии межкультурных коммуникаций и формирования системы ценностей в системе условий развития бизнес-образования;

− технологии стратегического управления в бизнес-образовании;

технологии кадровой политики в системе бизнес-образования;

технологии кадрового обеспечения в системе бизнес-образования;

− технологии продвижения русского языка и литературы в международном пространстве.

Полученные результаты анализа тенденций развития технологий бизнес-образования на основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» могут служить источником для информационной базы развития образования как сферы бизнеса в России. 

References

1. Akimova E.A., Avakyan R.V. Podgotovka studentov k mezhkul'turnoy kommunikacii na osnove cifrovyh tehnologiy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 3. − S. 23-27.

2. Anopchenko T.Yu. Zaveduyuschie kafedrami universitetov Rossii: stupeni rosta (recenziya na monografiyu) // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 4. − S. 1.

3. Barasheva O.G. Rezul'taty opytno-eksperimental'noy raboty formirovaniya predprinimatel'skih navykov v ramkah realizacii letney lagernoy praktiki // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 3. − S. 3.

4. Bobyleva I.A., Zavodilkina O.V. Model' regional'noy sistemy soprovozhdeniya vypusknikov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 3. − S. 73-86.

5. Borisova T.V., Zorina E.A. Resursnyy potencial modelirovaniya professional'noy podgotovki kadrov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 4. − S. 139−151.

6. Vaseva O.H. Formirovanie professional'nyh kompetenciy buduschih specialistov v processe praktiko-orientirovannogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 4. − S. 136-146.

7. Vlasov D.A. Informacionnye tehnologii v prepodavanii uchebnoy discipliny «Teoriya riska» dlya studentov ekonomicheskogo bakalavriata // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 6. − S. 81-92.

8. Vlasov D.A. Soderzhatel'no-metodicheskie osobennosti izucheniya uchebnoy temy «Stoimostnaya mera riska v ocenke portfelya finansovyh instrumentov» // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. − 2020. − № 1. − S. 82-86.

9. Volodin V.M. Dekany Rossii: sociologicheskiy portret, tehnologii i organizaciya deyatel'nosti // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 2. - S. 2.

10. Voloshko I.G. Upravlencheskie kompetencii direktora shkoly sovremennogo megapolisa // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 6. − S. 30-42.

11. Gus'kova S.K. Strategicheskoe znachenie operezhayuschego upravleniya na sovremennom etape razvitiya sistemy obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 2. − S. 20-25.

12. Klemyashova E.M., Kabalevskaya Ya.A. Opyt postizheniya det'mi i molodezh'yu kul'turnyh cennostey i usloviya ego razvitiya v processe vospitaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 5. − S. 33-41.

13. Klimova L.A. Izuchenie fonovoy leksiki v ramkah formirovaniya mezhkul'turnoy kompetencii // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 3. − S. 52-57.

14. Korzhova I.N. Ispol'zovanie shem na urokah literatury // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. - 2020. − № 6. − S. 78-85.

15. Koroleva V.V. O formirovanii kompleksa kompetenciy predstavleniya i vizualizacii rezul'tatov nauchnyh issledovaniy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 5. − S. 99-106.

16. Krasnov S.I., Malysheva N.V. Metodologicheskiy apparat shkol strategicheskogo menedzhmenta kak sredstvo formirovaniya proektnogo samosoznaniya sub'ektov obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 3. − S. 14-22.

17. Krylova M.N. Obuchenie napisaniyu rezyume kak odno iz usloviy uspeshnogo trudoustroystva vypusknika vuza // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. − 2020. − № 2. − S. 35-42.

18. Leonidova G.V., Ivanovskaya A.L. Rol' obrazovaniya v formirovanii konkurentosposobnogo rabotnika // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 6. − S. 10-17.

19. Liskina V.S. Kouching v povyshenii motivacii molodyh specialistov molodezhnyh obschestvennyh organizaciy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 6. − 2021. − № 1. − S. 67-71.

20. Muravkina Yu.V., Pavlyuchok M.A. Problemy trudoustroystva vypusknikov uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. − 2020. − № 4. − S. 67-71.

21. Petrova L.A., Petrova M.P. Perspektivy distancionnyh tehnologiy pri obuchenii logistike // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. − 2020. − № 4. − S. 64-69.

22. Petrova T.V. Razvitie informacionno-kommunikacionnoy kompetentnosti osnovnyh sub'ektov obrazovatel'nyh otnosheniy v usloviyah uchebnoy deyatel'nosti // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 6. − S. 3.

23. Rodionov A.V. Innovacionnyy proekt «Shkola Skolkovo»: upravlencheskiy aspekt // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 5. − S. 44-51.

24. Rodionova A.A. Zaveduyuschie kafedrami universitetov Rossii: stupeni rosta // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 2. − S. 3.

25. Romanova Yu.M. Metodika prepodavaniya prava v obrazovatel'nyh organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 3. − S. 87-89.

26. Ryzhikov S.N. Strategicheskoe upravlenie organizacionnymi kompetenciyami v professional'nom obrazovanii // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 3. − S. 76-86.

27. Ryzhikov S.N. Formirovanie professional'nyh kompetenciy studentov na zanyatiyah po vypolneniyu kursovyh rabot // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 6. − S. 2.

28. Savostikova O.G. Primenenie principov berezhlivogo proizvodstva pri podgotovke specialistov po napravleniyu 27.03.03 «Upravlenie kachestvom» // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. - 2019. − № 4. − S. 79-81.

29. Sal'kov N.A. Sovremennye problemy distancionnogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 5. − S. 72-81.

30. Sattarova L.S. Rol' issledovatel'skoy deyatel'nosti v priobretenii professional'nyh kompetenciy studentami pedagogicheskogo vuza // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 1. − S. 48-51.

31. Safiulina R.M., Sahnevich A.V. Sovremennye global'nye znaki v russkom yazyke (na primere heshtega): kommunikacionnyy aspekt i pedagogicheskaya konnotaciya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 6. - 2021. − № 4. − S. 3-8.

32. Skibina O.M. Mediaobrazovanie segodnya: osnovnye problemy v kontekste sovremennogo informacionnogo obschestva // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 5. − S. 5-13.

33. Starostina I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya obuchayuschihsya v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya, kak faktor formirovaniya «navykov buduschego» // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 6. − 2021. − № 1. − S. 45-49.

34. Tebekin A.V. K voprosu o formirovanii struktury uchebnogo plana i soderzhaniya programm podgotovki bakalavrov ekonomicheskih special'nostey po napravleniyu «Upravlenie innovaciyami» v vysshey shkole // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 4. − 2019. − № 2. − S. 99-106.

35. Tebekin A.V. Problemy razvitiya vysshego obrazovaniya i nauki v usloviyah formirovaniya cifrovoy ekonomiki // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 3. − 2018. − № 4. − S. 5-14.

36. Temina S.Yu. Gumanitarnye vyzovy i perspektivy razvitiya lichnosti v vek informacii // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 2. − S. 42-47.

37. Titova E.N. Prepodavateli vuzov Rossii: formirovanie i razvitie professional'nyh kompetenciy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 1. − 2016. − № 2. − S. 4.

38. Ushakova E.V. Pesennyy svet - ot v dushe navsegda… (K 75-letiyu so dnya rozhdeniya poeta i pedagoga Vyacheslava Vasil'evicha Zaharova) // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 6. - 2021. − № 3. − S. 63-68.

39. Ushakova E.V. Filologiya v epohu cifrovoy transformacii: aktual'nye voprosy izucheniya russkogo yazyka i literatury (itogi raboty sekcii XV Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Rol' biznesa v transformacii obschestva» 25-27 noyabrya 2020 g.)// Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. - 2020. − № 6. − S. 8-12.

40. Fedorchuk Yu.M., Polyaninova Yu.V., Chekulaeva Yu.A. Analiticheskiy otchet o provedenii II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «professional'noe razvitie rukovoditeley obrazovatel'nyh organizaciy: ot kachestva upravleniya k kachestvu obrazovaniya» // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 2. − 2017. − № 4. − S. 1-19.

41. Shevchenko L.V. Razvitie SOFTSKILLS v professional'nom obrazovanii // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 5. − 2020. − № 3. − S. 53-57.

42. Shevchik M.S. Kouching kak sovremennaya tehnologiya povysheniya motivacii pedagogov dopolnitel'no go obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - T. 6. − 2021. − № 1. − S. 63-66.

43. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Prognoz ozhidaemyh izmeneniy v aktivnosti realizacii razlichnyh ekonomicheskih funkciy gosudarstva v usloviyah preodoleniya nacional'noy ekonomikoy krizisa 2020-h godov. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. №4, 2021.

44. Reyting stran mira po urovnyu rashodov na obrazovanie. https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure#russia

45. Pravitel'stvo gotovit novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

Login or Create
* Forgot password?