РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИОБРЕТЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено понятие «исследовательская деятельность» относительно ФГОС ВО, раскрыты содержание и структура исследовательской деятельности современного педагога, определены основные исследовательские умения, условия успешного овладения ими, определена роль подготовки к исследовательской деятельности в процессе становления конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова:
исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, структура исследовательской деятельности, исследовательские умения, педагогические условия.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Активный процесс реформирования образования, затрагивающий все его уровни и требующий постоянного анализа тенденций в изменении качества образования, привел к введению двухуровневой системы высшего образования и появлению компетентностного подхода, ставшего результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования, являющегося фундаментом разработки образовательных стандартов третьего поколения [1, с. 113]. Сообразно этому, система высшего образования должна быть ориентирована на формирование личности, обладающей способностью совершенствовать свою профессиональную и социальную деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению профессиональных задач. Данный подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Структура профессиональной деятельности бакалавров включает компоненты: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская (отражены во ФГОС ВО44.03.01 Педагогическое образование), ориентация на которые исходит из актуального состояния рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации. Анализ профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) структуры вышеуказанной деятельности, комплекса профессиональных компетенций, показал, что исследовательская составляющая проявляется как одна из ведущих во всех компонентах деятельности педагога, представленные трудовые действия в сочетании с необходимыми умениями и знаниями и определяют необходимость подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности.

Под деятельностью понимают специфический человеческий способ активного отношения к миру – процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления – в объект своей деятельности [2]. Поэтому рассмотрим исследовательскую деятельность педагога как процесс осознания, постановки и решения исследовательских задач, возникающих в ходе учебно-воспитательной работы, ориентированный на создание нового или творческого преобразования существующего знания с целью повышения эффективности обучения. Подготовка студентов к исследовательской деятельности рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, ставшего результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения, предполагающего ориентацию процесса подготовки бакалавров на получение конкретных результатов решения профессиональных педагогических задач, соответствия триады «требования к подготовке – содержание образовательной программы – результаты обучения». Данный подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника, и создает оптимальные возможности для подготовки студента к исследовательской деятельности. Исследовательская компетенция учителя начальных классов является одной из составляющих профессиональной компетенции, представленных во ФГОС ВО.

В современной науке существуют различные подходы к определению структуры деятельности, позволяющие их свести к некой теоретической модели, в которой отражены основные составные части для любого вида и определить характеристики исследовательской деятельности педагога: объект, предмет, структура. Объектом называют ту сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность, это педагогические процессы, элементы, технологии и т.д.; под предметом – исследуемые свойства, стороны объектов, например, процесс приобретения новых знаний. Структура представлена в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: потребность – мотив – цель – средства – действие – результат. Для начала деятельности необходимо осознание  неудовлетворенности в существующем уровне знаний, умений, навыков, необходимого для нормального осуществления деятельности, в этом и заключено понятие «потребность», служащее основой для мотива – побуждения, осознанного и обосновывающего деятельность, выступающее как руководство к действию, в области образования – это потребность в самореализации и самосовершенствовании, стремление к познанию, ответственность за результат, потребность признания и самоутверждения, стремление к материальным благам.

Любая деятельность предполагает установление цели, т.е. сознательного представления о конечном результате, предвосхищение будущего. Например, целью может выступать улучшение показателей качества обучения, обеспечение его непрерывности, достижение которых возможно с применением соответствующих средств (методы, педагогические приемы, формы организации обучения и пр.). Основу деятельности составляют действия, имеющие относительно самостоятельную и осознанную задачу (организационные, операционные, контрольно-оценочные). Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворена (полностью или частично), например, улучшение качества обучения, внедрение новых технологий, методов, приемов, рационализаторские предложения, педагогические инновации. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется. Выделенная структура исследовательской деятельности педагога позволяет особое внимание дидактике решения исследовательских задач. В результате изучения и анализа теоретических научных работ ФГОС ВО профессиональных стандартов, выделим основные исследовательские задачи:

  1. Проводить наблюдение и анализ педагогических явлений и процессов, отделять существенное от несущественного, видеть проблему и переводить ее в исследовательскую задачу.
  2. Осуществлять экспериментальные исследования объектов, выбирая оптимальные методы.
  3. Работать с научной педагогической, методической литературой, исследовательскими трудами, работами, популяризирующими передовой опыт, критически их воспринимать, выявляя объективно ценное.
  4. Осуществлять сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализировать и синтезировать собранную информацию; сопоставлять данные и умозаключения.
  5. Осуществлять обработку полученных результатов экспериментов, составлять отчетную документацию (описание проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов).
  6. Подготавливать результаты в виде сообщений, проектов, документов, докладов и воплощать полученные исследовательские идеи на практике [3, с. 24].

Студент педагогического вуза в процессе подготовки к исследовательской деятельности должен овладеть следующими методами исследования: наблюдение, сравнение, констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, проективный метод, анализ и синтез, беседа, интервью, анкетирование, дедукция и индукция, социометрические методы, методы обработки данных (количественные, дифференциация результатов, выявление типологий, классификаций, методы математической статистики) и др.

Анализируя основные виды исследовательских задач, методы исследования выделяют исследовательские умения. Так, например, в трудах А.М. Новикова сообразно основным этапам исследования выделяют следующие: выявление проблемы; ее постановка; формулирование цели; построение гипотезы; определение задач; разработка программы эксперимента; сбор данных; анализ и синтез полученных данных; сопоставление данных и умозаключений; подготовка и написание сообщений; выступление с сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение обобщений; построение выводов.

Сластенин В.А., Кулюткин Ю.Н., Спирин Л.Ф. считают, что педагогу необходимо овладеть следующими умениями и навыками: умениями в области наблюдения, анализа и объяснения наблюдений, отделения существенных фактов от несущественных; умениями в организации эксперимента; умениями в проведении активного поиска на его отдельных этапах; понимание структуры теоретического знания; умениями в выделении главного в сложных процессах природы; абстрагирования, анализа и обобщения материала; владение методами научного познания; умениями видеть сущность, взаимосвязи, противоречия процессов и явлений [4, с. 196].

К педагогическим условиям, необходимым для приобретения соответствующих умений, можно отнести, в первую очередь, формирование ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности и ее результатам, развитие познавательной активности, потребности в интеллектуальной работе и проявления исследовательской инициативы, являющиеся составной частью формирования готовности к активной профессиональной деятельности. Реализация индивидуализации самостоятельной работы эффективно формирует установки на организацию осмысленного учения, меняют в позитивную сторону установки на знание как на ценность, являющиеся основой исследовательской деятельности. Необходимо создание в образовательном учреждении среды, представляющей собой симбиоз изучения учебных дисциплин и научно-исследовательской работы студентов путем использования интерактивных технологий обучения, активных методов, организационных форм, оценочных средств и имеющими необходимый уровень владениями ими профессорско-преподавательским составом. Выполнение в период прохождения практики исследовательских заданий, проведение научных исследований в рамках педагогического эксперимента при написании выпускной квалификационной работы, способствует профессиональной, практической подготовке студентов, приближенной к реальному процессу обучения, к существующим проблемам и задачам, которые необходимо решать. Организация исследовательской работы студентов может успешно осуществляться при изучении дисциплин общепрофессионального блока, факультативных курсов, а также специальных дисциплин и дисциплин специализации, где создаются необходимые условия для наиболее полной реализации исследовательского подхода в обучении [5, с. 141].

Приобретение студентом исследовательских компетенций направлено на  преодоление рассогласования между системой образования и потребностями времени, адаптироваться педагогу в постоянно меняющемся кругу функциональных обязанностей, актуализировать интерес к личностно-профессиональному саморазвитию. В связи с этим становится актуальным создание и внедрение продуманной системы подготовки студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного педагогического образования.

Список литературы

1. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10. - С. 113-116.

2. Деятельность человека и ее формы[Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/formy-deyatelnosti-cheloveka.html (дата обращения :14.11.2018).

3. Горшкова О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного инженерного образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Горшкова Оксана Олеговна; [Место защиты: Федер. ин-т развития образования]. - Москва, 2016. - 59 с.

4. Дрозд К.В., Плаксина И.В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учеб.- метод. пособие / К. В. Дрозд; И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 456 с.

5. Шацкая М.В. Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2010. - №12. - Т. 2. - С. 140-142. - URL: https://moluch.ru/archive/23/2483/ (дата обращения: 06.11.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?