с 01.01.1995 по настоящее время
Орел, Орловская область, Россия
В статье раскрываются пути повышения компетенции в области безопасной жизнедеятельности у педагогов, работающих с учащимися младших классов. Культура безопасности рассматривается как одна из составляющих социальной функциональной грамотности младших школьников. На базе профессионального стандарта «Педагог» автор определяет актуальные знания и умения, которые необходимо освоить учителю для успешного формирования у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения в разных ситуациях и сферах окружающей действительности. В статье приводятся результаты первоначального и повторного анкетирования педагогов после их обучения по специальным программам, которые позволяют устранять профессиональные дефициты и повышать готовность учителей к воспитанию у младших школьников культуры безопасности, обеспечивающей их позитивную социализацию.
младший школьник, социальная функциональная грамотность, культура безопасности, профессиональная компетентность педагога, программы устранения профессиональных дефицитов, подготовка педагога к формированию у младших школьников основ безопасной жизнедеятельности
1. Артюхова И.С. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // материалы VI Международной научно-практической конференции «Научное и образовательное пространство: перспективы развития» (Чебоксары, 13.08.2017). - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 79-87.
2. Богатырёва Ю.И. Компетенции информационной безопасности в стандартах профессиональной подготовки педагога // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (2). - С. 26-38.
3. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2013. - 200 с.
4. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1 (4). - С. 166-175.
5. Исмаилов Ш.О. Условия подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников: дис. ... канд. пед. наук (Махачкала, 2012). - 165 с.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagog-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-sfere-doshkolnogo-nachalnogo-obshchego-osnovnog.html (дата обращения: 19.07.2021).
7. Смирнов Д.В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 3. - С. 90-111.
8. Степанов К.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук (Тула, 2008). - 187 с.
9. Танкенов А.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в сфере безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук (Сургут, 2013). - 24 с.
10. Тимофеева Л.Л. Подготовка педагога к решению задач обеспечения безопасности детей дошкольного возраста // Вестник СурГПУ. - 2020. - № 1 (64). - С. 119-128.
11. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
12. Arrowsmith M.N. The Subject Matter of Safety Education // 25th Yearbook of the National Society for the Study of Education. Public School Publishing Company. Bloomington. 1926. Р. 21-34.
13. Malone H.F. A Proposed Correlated Health, Physical, and Safety Education Program for Boys in Texas High Schools with Enrollment of Not More Than Two Hundred Fifty Students. MS thesis. North Texas State Teachers College. 1946. 122 р.