К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ И ИНСТРУМЕНТАХ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описан опыт кафедры экономики труда и управления персоналом Новосибирского государственного университета экономики и управления персоналом по профориентации школьников. Необходимость такой работы обусловлена искажением мотивационного профиля студентов.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация школьников; мотивационный профиль студентов; школа управления персоналом; олимпиада школьников по управлению персоналом.
Текст

По разным оценкам, от 50 до 75% выпускников вузов работают не по специальности [3; 5]. Иными словами, более половины бывших студентов потратили годы жизни, средства родителей, государства или свои собственные, а также время и силы преподавателей на ненужные знания.

Из выступления члена Общественного совета, ректора Государственного университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова следует, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе — 47,2%, на втором — 48,8, на третьем — 50,9, на четвертом — 51,7%. Решение проблемы, по мнению Я. Кузьминова, видится в введении системы «Антиплагиат» [3]. Возможно, такие меры усложнят работу компаний, предоставляющих услуги по написанию курсовых, контрольных и дипломов, но, на наш взгляд, точно не решат проблемы низкой заинтересованности студентов в получении знаний по специальности, не повысят качество подготовки выпускников вуза, не снимут вопросы работодателей о подготовленности к профессии выпускников. Причины указанных выше проблем кроются в искаженном мотивационном профиле студентов.

Искажение мотивационного профиля студентов как следствие отсутствия качественной профориентации школьников

На базе Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) в январе-феврале 2013 г. было реализовано исследование, направленное на изучения мотивации учебной деятельности студентов. В исследовании принимали участие студенты четвертого курса очного отделения специальности «Управление персоналом» общей численностью 37 человек [1].

Исследование включало три этапа и использовало методики объективного и субъективного выявления мотивационного профиля студентов.

На первом этапе студентам было предложено написать эссе на тему: «Мотивы студентов к учебе». Анализ работ позволил сделать следующий вывод: более 90% принимавших в исследовании студентов разделяют мотивы студентов вообще и свои собственные мотивы. Оценивая ситуацию в студенческой среде со стороны, студенты называют главным мотивом, побуждающим получать высшее образование, «диплом сам по себе». Этот мотив был отмечен во всех без исключения работах и почти всегда осуждался студентами. Мотивы, которыми, по мнению студентов, руководствуются они сами, были названы следующие: получить знания и умения; расширить кругозор; стать высококлассным специалистом; получить высокооплачиваемую работу; повысить конкурентоспособность; стипендия; установить деловые контакты и др. Таким образом, студенты субъективно приписывают себе мотивы более высокого уровня — духовно-нравственного. Они хотят быть лучше как в глазах окружающих, так и в собственных.

На втором этапе исследования была использована методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной [2, с. 590]. Данная методика построена по принципу психологического тестирования. 

Список литературы

1. Волкова А.С. Мотивация учебной деятельности студентов // Труд и инновации: коллективная монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Сотниковой; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск: НГУЭУ, 2013. - С. 155-160.

2. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум). - М.: Альфа-Пресс, 2010.

3. Российские вузы готовят не тех и не так. URL: http://www.hse.ru/news/1163613/4827566.html

4. Сотникова С.И. Труд как вызов времени: юбилейный V Сибирский кадровый форум // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - № 3. - С. 53-57.

5. Торкунов А. Понятно без перевода. [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - Федеральный выпуск № 5981 (5). URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/rektor.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?