TO THE QUESTION OF NEED AND TOOLS OF SCHOOLCHILDREN’ HIGH-QUALITY VOCATIONAL GUIDANCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The experiment of Labor Economy and HR Management Chair of Novosibirsk State University of Economy and HR Management related to schoolchildren’ career guidance has been described in this paper. Such work’s need has been caused by distortion of students’ motivational profile.

Keywords:
schoolchildren’ career guidance, students’ motivational profile, HR management school, schoolchildren’ academic competition on HR management.
Text

По разным оценкам, от 50 до 75% выпускников вузов работают не по специальности [3; 5]. Иными словами, более половины бывших студентов потратили годы жизни, средства родителей, государства или свои собственные, а также время и силы преподавателей на ненужные знания.

Из выступления члена Общественного совета, ректора Государственного университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова следует, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе — 47,2%, на втором — 48,8, на третьем — 50,9, на четвертом — 51,7%. Решение проблемы, по мнению Я. Кузьминова, видится в введении системы «Антиплагиат» [3]. Возможно, такие меры усложнят работу компаний, предоставляющих услуги по написанию курсовых, контрольных и дипломов, но, на наш взгляд, точно не решат проблемы низкой заинтересованности студентов в получении знаний по специальности, не повысят качество подготовки выпускников вуза, не снимут вопросы работодателей о подготовленности к профессии выпускников. Причины указанных выше проблем кроются в искаженном мотивационном профиле студентов.

Искажение мотивационного профиля студентов как следствие отсутствия качественной профориентации школьников

На базе Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) в январе-феврале 2013 г. было реализовано исследование, направленное на изучения мотивации учебной деятельности студентов. В исследовании принимали участие студенты четвертого курса очного отделения специальности «Управление персоналом» общей численностью 37 человек [1].

Исследование включало три этапа и использовало методики объективного и субъективного выявления мотивационного профиля студентов.

На первом этапе студентам было предложено написать эссе на тему: «Мотивы студентов к учебе». Анализ работ позволил сделать следующий вывод: более 90% принимавших в исследовании студентов разделяют мотивы студентов вообще и свои собственные мотивы. Оценивая ситуацию в студенческой среде со стороны, студенты называют главным мотивом, побуждающим получать высшее образование, «диплом сам по себе». Этот мотив был отмечен во всех без исключения работах и почти всегда осуждался студентами. Мотивы, которыми, по мнению студентов, руководствуются они сами, были названы следующие: получить знания и умения; расширить кругозор; стать высококлассным специалистом; получить высокооплачиваемую работу; повысить конкурентоспособность; стипендия; установить деловые контакты и др. Таким образом, студенты субъективно приписывают себе мотивы более высокого уровня — духовно-нравственного. Они хотят быть лучше как в глазах окружающих, так и в собственных.

На втором этапе исследования была использована методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной [2, с. 590]. Данная методика построена по принципу психологического тестирования. 

References

1. Volkova A.S. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti studentov. Trud i innovatsii: kollektivnaya monografiya / pod red. d-ra ekon. nauk, prof. S.I. Sotnikovoy; Novosib. gos. un-t ekonomiki i upravleniya. - Novosibirsk: NGUEU, 2013. - S. 155-160.

2. Odegov Yu.G., Rudenko G.G., Apen'ko S.N., Merko A.I. Motivatsiya personala: uchebnoe posobie. Prakticheskie zadaniya (praktikum). - M.: Al'fa-Press, 2010.

3. Rossiyskie vuzy gotovyat ne tekh i ne tak. URL: http://www.hse.ru/news/1163613/4827566.html

4. Sotnikova S.I. Trud kak vyzov vremeni: yubileynyy V Sibirskiy kadrovyy forum. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. - 2012. - № 3. - S. 53-57.

5. Torkunov A. Ponyatno bez perevoda. [Elektronnyy resurs]. Rossiyskaya gazeta. - 2013. - Federal'nyy vypusk № 5981 (5). URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/rektor.html

Login or Create
* Forgot password?