В статье рассматриваются возможности использования дифференцированного подхода к обучению русскому языку, при котором учитывается как этап освоения предметного содержания, так и степень индивидуальной подготовки каждого учащегося, его способности, интересы, потребности, мотивация. Авторами определена специфика моделирования заданий базового и повышенного уровня сложности, которые позволяют с опорой на полученные знания и речевой опыт младших школьников как носителей языка успешно формировать у них универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым предметным и метапредметным результатам обучения. Представлены примеры дифференцированных заданий, нацеленных на развитие у младших школьников речемыслительных способностей, логического мышления, познавательных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности.
дифференцированный подход; младшие школьники; учебный предмет «Русский язык»; методы и приемы обучения, соответствующие когнитивному типу учащегося; ориентация на зону ближайшего развития; проектирование заданий базового и повышенного уровня сложности; формирование универсальных учебных действий; требования к предметным и метапредметным результатам обучения; обеспечение преемственности в процессе преподавания русского языка
1. Виноградова Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной и профильной школах: парадоксы взаимодействия // Профильная школа. - 2003. - № 2. - С. 13-16.
2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 10.
3. Гостева Ю.Н. Дифференцированный подход к обучению русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - № 1. - 67-70. Серия: «Вопросы образования: языки и специальность».
4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык: рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 108 с.
5. Унт И.Т. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М. Педагогика, 1990. - 189 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 84-93.
8. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 1. - С. 61-69.
9. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование // Новые ценности образования. - 1995. - Вып. 1. - С. 50-55.