Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется деятельность Московского общества распространения коммерческого образования по созданию учебных заведений для подготовки специалистов разных уровней в области торгового и банковского дела. Изучен вклад МОРКО в становление системы экономического образования в России в конце ХIХ — начале ХХ в.

Ключевые слова:
коммерческое образование, Московское общество распространения коммерческого образования, благотворительность.
Текст

Российская общественность в дореволюционной России принимала деятельное участие в развитии народного образования. Особенно рост общественной активности в этой области наблюдался в пореформенную эпоху. Оценивая значение реформ 1860—1870-х гг. для общественной деятельности, известный идеолог народничества П. Ткачев отмечал: «Рядом с инициативой правительства возникла инициатива частных лиц. Народное образование, наука, литература… утрачивают чисто официальный характер, становятся под непосредственное заведование самого общества» [5]. С облегчением процедуры регистрации благотворительных обществ — закон от 12 июня 1862 г. отменил положение об обязательном утверждении уставов таких обществ императором — на протяжении второй половины ХIХ в. отмечался бурный рост общественных организаций, среди которых заметно преобладали разного рода общества и фонды в поддержку образования.

Общественная инициатива и благотворительные капиталы участвовали так или иначе в развитии всех видов образования, но особенно активно тех, которые недостаточно или вообще не финансировались из казны. К таким видам относилось, в частности, и коммерческое (экономическое) образование.

Бурный рост торговли и промышленности в России в эпоху промышленного подъема 1880—1890-х гг. обусловил необходимость расширенной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов разных уровней в области торгового и банковского дела. Как говорилось в ходатайстве об открытии торговых классов, подписанном московскими предпринимателями в 1897 г., «...в Западной Европе почти повсеместно устроены коммерческие учебные заведения… в России их незначительное исключение… Едва ли следует распространяться о том, что положение таковое крайне вредно влияет на развитие торговли и промышленности в России» [8].

Заинтересованные в подготовке квалифицированных кадров для растущей промышленности купцы и промышленники выступили с инициативой создать коммерческие учебные заведения. Готовность торгово-промышленного сословия жертвовать средства на создание таких учебных заведений особенно ярко проявилась после выхода 15 апреля 1896 г. правительственного Положения о коммерческих учебных заведениях, которое предоставляло право казне, сословным обществам и частным лицам открывать подобные учебные заведения. Изданное по инициативе С.Ю. Витте, тогда министра финансов, Положение декларировало новую правительственную политику создания по предложениям общественных организаций учебно-педагогических центров в системе министерства финансов. Правительство, проводившее в 1890-е годы курс на промышленную модернизацию страны, стремилось таким образом переложить бремя финансирования этого вида образования на предпринимательское сословие.

Список литературы

1. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 184.

2. Московское общество распространения коммерческого образования. 1897-1907. - М., 1907. - С. 13.

3. Отчет Московского общества распространения коммерческого образования за 1912 год. - М., 1913. - С. 7.

4. Речи и приветствия на торжестве освящения нового здания Московского коммерческого института. 10 фев. 1913 г. - М., 1914. - С.13, 14.

5. Ткачев П. Статистические этюды. Бедность и благотворительность // Библиотека для чтения. - 1864. - № 10, 11. - С. 12.

6. Устав МОРКО // Отчет Московского Общества распространения коммерческого образования за 1898 год. - М., 1899.

7. Утро России. - 1910. - 29 мая.

8. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 417. оп. 2, д. 10, л. 34.

9. ЦИАМ, ф. 417, оп. 2, д. 22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?