ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведено обоснование интегрированного подхода к преподаванию адаптационной дисциплины «Психология жизнестойкости» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Автор провел обследование студентов с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы для изучения влияние их физической формы на способность преодолевать стрессы и тяжелые жизненные ситуации. У респондентов из разных по уровню здоровья групп были определены оценки собственной жизнестойкости; различия в восприятии своей физической формы; оценены значения уровней стресса в течение года по шкале Холмса — Рея. По результатам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что в учебном процессе лиц с ОВЗ и инвалидностью адаптационная дисциплина «Психология жизнестойкости» должна преподаваться в интегрированной форме, объединяя психологический и физический модули, а также блок по здоровому образу жизни.

Ключевые слова:
лица с ОВЗ и инвалидностью, психология жизнестойкости, шкала Холмса — Рея
Список литературы

1. Артеменко О.Н. Дидактические требования к межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин в современном образовательном учреждении // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №8. С. 8-10

2. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебник для высш. и сред. учеб. заведений по физич. культуре. М.: издательство «БИНОМ», 2010. 388 с.

3. Кузина Н.В. Об экспериментальном этапе разработки методики выявления личного набора микрострессоров и психолингвистической экспертизы// Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 12-1. С. 33-38.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006

5. Мартынова, Е.А., Романенкова, Д.Ф. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова. Ч.: ООО «Полиграф-Мастер», 2015. 7 с.

6. Михальчи Е.В., Колесникова И.В., Исаев С.М. Международный опыт реализации адаптационных дисциплин для студентов с ОВЗ и инвалидностью. // Человек. Инклюзия. Общество. 2018. № 1. С. 112-125.

7. Михальчи Е.В., Михальчи Е.Е. Формирование жизнестойкости методами физического воспитания у лиц с ОВЗ и инвалидностью. // Научное отражение. 2018. №2. С. 25-28.

8. Прибытков А.А., Юркова И.О., Баженова Ю.Б. Структура личности и механизмы психологической защиты при соматоформных расстройствах // Cоциальная и клиническая психиатрия. 2016. Т. 26 № 2. С. 31-35

9. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. oбразования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

10. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. М.: Издательство института психотерапии, 2005.

11. Хисамутдинова Н.В. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 180-183

12. Холмогорова А.Б. Нарушения социального познания при пограничном расстройстве личности как важная мишень психотерапии // Современная терапия психических расстройств. 2017. № 3. С. 16-26

13. Чернобровкина С.В. Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 30-42.

14. Maddi Salvatore R. Psychological Hardiness: The Key to Resilience under Stress. URL: [https://www.psychalive.org/wp-content/uploads/2013/11/Final-Hardiness_CFMT_2006_Milan_Italy.pdf] (дата обращения: 05.05.2018).

15. Maddi Salvatore R. The Effectiveness of Hardiness Training. // Consulting Psychology Journal Practice and Research. 1998. Pp. 78-86

Войти или Создать
* Забыли пароль?