КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработка образовательных программ нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами, — одно из главных требований современных образовательных стандартов. Разрабатывая подобные программы, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации руководствуется стратегией ранней профилизации. Статья обобщает опыт работы авторов по реализации идей ранней профилизации в рамках преподавания дисциплин математического цикла для студентов бакалавриата экономики и менеджмента первого года обучения. С целью усиления профессиональной направленности процесса обучения рассматриваются возможности использования контекстного подхода, разработанного и апробированного А.А. Вербицким. Контекстные технологии обучения направлены на трансформацию академического учебного процесса в образовательную деятельность, которая ведет к получению профессиональных компетенций. В статье представлено наполнение учебной дисциплины «Компьютерный практикум» с точки зрения предметно-технологического и социального контекста.

Ключевые слова:
профессиональное образование, ранняя профилизация, технологии контекстного обучения, предметно-технологический контекст, социальный контекст, компьютерный практикум.
Текст

Необходимость ранней профилизации высшего образования
Одна из важнейших тенденций развития российского образования связана с необходимостью стандартизации квалификационных требований к видам профессиональной деятельности. Разработка и внедрение новых образовательных стандартов призваны оптимизировать взаимодействие между вузами и работодателями, адаптируя содержание учебных дисциплин к потребностям рынка труда и помогая работодателям упорядочить уровень знаний и навыков потенциальных работников. Заметным проявлением такой тенденции служит адаптация профессиональных компетенций ФГОСов к профессиональным стандартам. Например, в отличие от ФГОС ВО 3+ (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [12] проект соответствующего ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++) [13] в разделе «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» содержит важное указание на то, что профессиональные компетенции, устанавливаемые программой при наличии профиля, согласно приказу Минтруда РФ от 29.09.2014 № 667н (в ред. от 09.03.2017) [9], формируются на основе Реестра профессиональных стандартов. В стратегическом видении развития образовательной деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, отраженном в Стратегии развития университета до 2020 г. [10], акцент сделан на разработке образовательных программ нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами, и дальнейшем создании собственных образовательных стандартов Финансового университета (ОС ФУ). В качестве конкурентного преимущества университета сохраняется стратегия ранней профилизации (уже на первом уровне высшего образования), а также планируется усиление фундаментального характера программ бакалавриата. В разделе «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» ОС ФУ по направлениям подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика [7] подробно охарактеризованы различные группы компетенций:
 универсальные;
 профессиональные компетенции направления;
 профессиональные компетенции профиля, основанные на используемых профессиональных стандартах, обобщенных трудовых функциях и уровнях их квалификации.
Приведены также индикаторы достижения указанных групп компетенций.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

2. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: МПГУ, 2017. - 266 с.

3. Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 22 с.

4. Коннова Л.П., Рылов А.А., Степанян И.К. Экономические приложения высшей математики в кейсах: учеб. пособие. - М. : Финансовый университет, 2016. - 132 с.

5. Коннова Л.П., Рылов А.А., Степанян И.К. Использование метода проектов для начального обучения решению кейсов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - Т. 3. - № 3. - С. 23-27.

6. Коннова Л.П., Рылов А.А., Степанян И.К. Реализация компетентностного подхода при обучении математике в экономическом университете средствами кейс-метода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - Т. 3. - № 6. - С. 2-31.

7. Образовательный стандарт высшего образования ФГОБУ ВО/ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Направление подготовки «Экономика». Одобрен Ученым советом Финансового университета от 20 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.fa.ru/sveden/Documents/2017/11.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

8. Попова Е.М. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях контекстного обучения в вузе: на примере подготовки товароведов-экспертов : автореф. дис. …канд. пед. наук. - Чита, 2009. - 22 с.

9. Приказ Минтруда РФ от 29.09.2014 № 667н (в ред. от 09.03.2017).[Электронный ресурс] // Профессиональные стандарты.URL: http://profstandart.rosmintrud.ru(дата обращения 07.06.2018).

10. Программа развития ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» до 2020 г [Электронный ресурс]. - URL : http://www.fa.ru/univer/Documents/Programma_Razvitiya_Finansovogo_Universiteta_do_2020.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

11. Сергеева Л.А. Реализация контекстного подхода в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студентов вуза: на примере экономических специальностей : автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 38.03.01. «Экономика»: утвержден приказом Министерства образования 12 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/380301.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (проект), 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://fgosvo.ru/uploadfi les/ProjFGOSVO3++/Bak3++/380301_B_3plus_23112017.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?