РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ориентация на саморазвитие обучающихся сегодня декларируется ведущими образовательными документами РФ, в числе которых Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и др. В материалах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что сегодня важное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию у них позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности. Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия, выступает сегодня в числе важных задач современного образования. Данный целевой ориентир предполагает реализацию субъектной позиции ребенка и построение отношений сотрудничества между педагогом и детьми. В работе представлены результаты изучения проблемы саморазвития личности, являющейся актуальной для современной педагогической науки и образовательной практики. Настоящее исследование выполнено в рамках научной школы М.И. Рожкова, рассматривающей саморазвитие как реализацию ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств, что представляется особенно актуальным в современных социокультурных условиях. В качестве новой идеи реализации педагогического сопровождения саморазвития детей предлагается рефлексивно-ценностный подход, в рамках которого педагогическое сопровождение саморазвития подростков ставит перед собой задачу формирования у ребенка ценностных смыслов и на основе этого построение проекта своей жизни. Создание детьми проектов саморазвития видится нами возможным в контексте специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы рефлексивно-ценностного подхода. В данном случае речь идет о формировании у ребенка ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни. В статье представлены элементы модели педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, реализующегося в контексте рефлексивно-ценностного подхода. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития учащихся может быть полноценно реализован в условиях дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе, поскольку организуемая в них образовательная среда предоставляет наибольшие педагогические возможности для саморазвития детей и предполагает: добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения; учет индивидуальных потребностей ребенка, подчиненность природе ребенка; принятие и защиту индивидуальных интересов детей; отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса; сотрудничество детей и взрослых; установку на индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

Ключевые слова:
модернизация образования, рефлексивно-ценностный подход, саморазвитие, педагогическое сопровождение, Федеральные государственные стандарты основного общего образования, дополнительное образование, внеурочная деятельность, проект собственной жизни, модель педагогического сопровождения саморазвития подростка в дополнительном образовании.
Текст

Характерной чертой современного этапа развития образования в Российской Федерации является ориентация на максимальную индивидуализацию образования ребенка, что отражено в содержании нового Федерального
государственного образовательного стандарта, социальном проекте развития личности, общества и государства «Наша новая школа», материалах Концепции модернизации российского образования до 2020 г., Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., Национальной доктрине образования в РФ; Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 гг.»; Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) и других основополагающих образовательных документах РФ.

Список литературы

1. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст]: коллективная монография / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Научная библиотека, 2016. - 158 с.

2. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572 с.

3. Иванова И.В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал [Текст] / И.В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 390. - C. 179-184.

4. Иванова И.В. Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства [Текст]: монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. - 170 с. - С. 87-99.

5. Михайлова Н.Н. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 143-147.

6. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2008. - 264 с.

7. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Сапожникова. - Ярославль, 2010. - 430 с.

8. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособ. для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

9. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

10. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) [Текст] / Р.Х. Шакуров. - Казань, 2001. - 136 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?