ПРИНЦИП АВТОДИДАКТИЗМА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье излагаются теоретические обоснования принципа автодидактизма в инновационной технологии формирования предпосылок грамотности у дошкольников проекта «ВеДеДо», подходы к предупреждению побуквенного чтения в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются способы моделирования структуры слова средствами мультипликации. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

Ключевые слова:
ФГОС ДО, грамотность, звуковая аналитико-синтетическая деятельность, принцип автодидактизма, формы организации обучения, предупреждение побуквенного чтения, моделирование структуры слова, мультипликация, парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника».
Текст

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил задачу развития звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности у детей в русле общей речевой работы и преимущественно в игровых формах, с опорой на использование предметной развивающей среды ДОО [1].

Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» обеспечивает решение этой задачи через учебно-методические комплекты, в которых культурно-образовательная среда помимо предметов, игрушек, произведений изобразительного искусства, других визуально воспринимаемых объектов, включает как основной элемент системы песни на веселые стихи о забавных историях, приключениях, небывальщине, в процессе восприятия которых дети непроизвольно включаются в лингвокреативную деятельность, звуковую аналитико-синтетическую активность (композитор С.С. Коренблит, поэт  М.Г. Слуцкий, художник М.А. Иванова) [8; 9]. Песня выступает как форма обучения, построенного на принципе автодидактизма [11]. Она задает смысловой контекст, образные и вербальные ассоциации, выступает как гедонистический эмоциогенный фактор. Побуждает детей отражать впечатления в разнообразных специфически детских видах деятельности, словесном, игровом творчестве, без побуждающих и организующих воздействий педагога [7; 8; 9].

На принципе автодидактизма (А.П. Усова [11]), самообучения (Л.С. Выготский [4]) строятся и сценарии разрабатываемых нами мультипликационных фильмов по развитию предпосылок грамотности. Мультипликация позволяет решать одновременно целый спектр задач.

Соотнесение живой картинки и напечатанного текста формирует представление о чтении не просто как о слиянии букв в слоги и слова, но о деятельности по извлечению интересной информации, истории.

Буквы в мультипликации антропоморфные, разноцветные, вызывают приятные чувства, симпатию, улыбку. Формируется доброе отношение к грамоте.

Ребенка не принуждают читать. Он непроизвольно улавливает связь написанного слова и картинки, спонтанно формируется целостный взгляд, глобальное чтение. Стимулируются игры в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова [2].

Названия букв дети слышат только в песне. Сами они не называют буквы (ПЭ, ВЭ), а прямо соотносят облик буквы и передаваемый ею звук. Это служит предупреждению побуквенного чтения.

Цветовая символика в мультипликации позволяет формировать фонематическое восприятие как сенсорную функцию, в отличие от поэтапного формирования умственного действия звукового анализа на основе наглядного моделирования звуковой структуры слова (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова [3; 5; 6; 10]). Осуществлять управление спонтанной аналитико-синтетической активностью детей косвенными методами.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ИД «Ключ - С», 2014. - 341 с.

3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.

4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935. - 133 с.

5. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 112 с.

6. Журова Л.Е., Тумакова Г.А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. - 2-е изд. - М., 1981. - С. 22-28.

7. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. - 350 с.

8. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015. - 80 с.

9. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. - 274 с.

10. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 144 с.

11. Усова А.П. Обучение в детском саду. - 3-е изд., испр./ Под ред. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?