Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents theoretical substantiation of the principle of autodidactism in innovative technology of formation literacy in preschool children "Vededo", approaches to prevent letter-by-letter reading in the context of requirements of Federal state educational standard of preschool education. The articke disclosed methods of modeling the structure of the word by means of animation.
the standard of preschool education, literacy, sound analytical and synthetic activity, the principle of autodidactism, forms of organization of training, warning letter-by-letter reading, the modeling of the structure of words, animation, Partial educational program "Fun day of preschooler".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил задачу развития звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности у детей в русле общей речевой работы и преимущественно в игровых формах, с опорой на использование предметной развивающей среды ДОО [1].
Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» обеспечивает решение этой задачи через учебно-методические комплекты, в которых культурно-образовательная среда помимо предметов, игрушек, произведений изобразительного искусства, других визуально воспринимаемых объектов, включает как основной элемент системы песни на веселые стихи о забавных историях, приключениях, небывальщине, в процессе восприятия которых дети непроизвольно включаются в лингвокреативную деятельность, звуковую аналитико-синтетическую активность (композитор С.С. Коренблит, поэт М.Г. Слуцкий, художник М.А. Иванова) [8; 9]. Песня выступает как форма обучения, построенного на принципе автодидактизма [11]. Она задает смысловой контекст, образные и вербальные ассоциации, выступает как гедонистический эмоциогенный фактор. Побуждает детей отражать впечатления в разнообразных специфически детских видах деятельности, словесном, игровом творчестве, без побуждающих и организующих воздействий педагога [7; 8; 9].
На принципе автодидактизма (А.П. Усова [11]), самообучения (Л.С. Выготский [4]) строятся и сценарии разрабатываемых нами мультипликационных фильмов по развитию предпосылок грамотности. Мультипликация позволяет решать одновременно целый спектр задач.
Соотнесение живой картинки и напечатанного текста формирует представление о чтении не просто как о слиянии букв в слоги и слова, но о деятельности по извлечению интересной информации, истории.
Буквы в мультипликации антропоморфные, разноцветные, вызывают приятные чувства, симпатию, улыбку. Формируется доброе отношение к грамоте.
Ребенка не принуждают читать. Он непроизвольно улавливает связь написанного слова и картинки, спонтанно формируется целостный взгляд, глобальное чтение. Стимулируются игры в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова [2].
Названия букв дети слышат только в песне. Сами они не называют буквы (ПЭ, ВЭ), а прямо соотносят облик буквы и передаваемый ею звук. Это служит предупреждению побуквенного чтения.
Цветовая символика в мультипликации позволяет формировать фонематическое восприятие как сенсорную функцию, в отличие от поэтапного формирования умственного действия звукового анализа на основе наглядного моделирования звуковой структуры слова (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова [3; 5; 6; 10]). Осуществлять управление спонтанной аналитико-синтетической активностью детей косвенными методами.
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.11.2013 № 1155.
2. Arushanova A.G., Rychagova E.S., Sigal K.Ya., Yur'eva N.M. Problemy razvitiya rechi v psiholingvisticheskom i lingvodidakticheskom osveschenii. - M.: ID «Klyuch - S», 2014. - 341 s.
3. Varencova N.S. Obuchenie doshkol'nikov gramote. Posobie dlya pedagogov. Dlya zanyatiy s det'mi 3 - 7 let. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Mozaika-Sintez, 2010. - 112 s.
4. Vygotskiy L. S. Umstvennoe razvitie detey v processe obucheniya. - M., L.: Gos.uch.ped.izd-vo, 1935. - 133 s.
5. Durova N.V. Fonematika. Kak nauchit' detey slyshat' i pravil'no proiznosit' zvuki. - M.: Mozaika-Sintez, 2002. - 112 s.
6. Zhurova L.E., Tumakova G.A. Rodnoy yazyk// Sensornoe vospitanie v detskom sadu/ Pod red. N. N. Podd'yakova i V. N. Avanesovoy. - 2-e izd. - M., 1981. - S. 22-28.
7. Korenblit S.S. Ekologiya russkogo yazyka. Sintez slova i muzyki / Nauch. red. E. A. Yamburg. - Krasnodar: Izdatel'skiy Dom «Hors», 2015. - 350 s.
8. Korenblit S.S. Veselyy den' doshkol'nika («VeDeDo»): parcial'naya obrazovatel'naya programma doshk. obrazovaniya (razrab. v sootvetstvii s Federal'nym gos. standartom doshk. obrazovaniya RF): ucheb.-metod. posobie / S. S. Korenblit; pod red. T. V. Volosovec i E. A. Yamburga. - M.: Obruch 2015. - 80 s.
9. Korenblit S.S., Arushanova A.G., Rychagova E.S. Razvitie yazykovoy lichnosti doshkol'nika: teoriya, opyt. Programma i tehnologiya «Veselyy den' doshkol'nika» (V»eDeDo») / Nauch. red. E. A. Yamburg. - Krasnodar: Izdatel'skiy dom «Hors», 2015. - 274 s.
10. Obuchenie doshkol'nikov gramote: Metodicheskoe posobie / Zhurova L. E., Varencova N. S., Durova N. V., Nevskaya L. N. / Pod red. N. V. Durovoy. - M.: Shkola - Press, 1998. - 144 s.
11. Usova A.P. Obuchenie v detskom sadu. - 3-e izd., ispr./ Pod red. Zaporozhca. - M.: Prosveschenie, 1981. - 176 s.