ВКЛЮЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Cтатья посвящена включению гендерных образовательных программ в обучение государственных гражданских служащих. Затрагивает основные проблемы этой области. Показывает значимость данного вида образования для формирования гендерных компетенций, гендерной культуры и сознания государственных служащих.

Ключевые слова:
гендерные исследования; гендерный подход; гендерное образование; гендерное равенство; государственные служащие.
Текст

ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕГО СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С 90-х гг. ХХ в. в России активно внедряется гендерный подход во все сферы жизни общества. Важнейшим постулатом концепции демократии является достижение социального равенства, а его неотъемлемой частью всегда выступает гендерное равенство. Традиционно считается, что гендерное равенство — это равенство мужчин и женщин не только перед законом, но и равенство возможностей в реализации доступа к различного рода ресурсам, а также равенство возможностей выражать мнения и заявлять о своих интересах.

Задачу достижения гендерного равенства можно реализовать через гендерное образование. Заметим, что образование само по себе уже рассматривается как важный социальный ресурс, который дает возможность мужчинам и женщинам получать доступ к участию в управлении различными сферами общественной жизни и, соответственно, обеспечивает достойными условиями жизненных благ. Поэтому образование — это одно из средств достижения гендерного равенства и расширения возможностей личной и профессиональной реализации мужчин и женщин.

Необходимость гендерного образования продиктована и процессом интеграции России в Болонский процесс, где гендерное образование является нормой. 

Гендерное образование затрагивает вопросы нивелирования жестких гендерных стереотипов, где женский пол представлен в крайне невыгодной позиции, закрепляющей более низкий социальный статус женщины. Это наглядно прослеживается в доступе женщин к властным ресурсам. Статистические данные подтверждают, что на уровне принятия государственных решений женщин по-прежнему немного. В среднем они занимают только 19% депутатских мест, и им принадлежат лишь 18% министерских постов в правительствах. На более высоких постах женщин можно увидеть еще реже: только 7 из 150 избранных глав государств и только 11 из 192 глав правительств — женщины. Такая же ситуация наблюдается в органах власти и на местном уровне [8, p. 64].

Роль гендерного образования — это снятие влияния гендерных барьеров для женщин и мужчин в различных сферах, а также выработка определенных знаний и навыков в анализе социальной реальности для более  праведливого распределения гендерных ролей и статусов.

Гендерное образование включает и широкий пласт воспитания у полов цивилизованных основ общения без унижения достоинства друг друга. Это образование направлено на уважение особенностей их поведения, традиций и норм — всего того, что составляет гендерную культуру и гендерное сознание.

Гендерное образование можно представить как целенаправленный процесс воспитания и обучения мужчин и женщин (всех возрастов) с целью приобретения ими комплексных знаний и умений в области достижения гендерного равенства.

МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИЕ

Для реализации задач гендерного образования необходимо выработать слаженно работающий механизм институционализации гендерного подхода в само образование. Это сложный и длительный процесс, с помощью которого необходимо сформировать нормативно-правовую, научнометодическую организационную и технологическую базу.

Нормативно-правовой аспект гендерного образования крайне размыт. В России нет мер запрещающего характера относительно данного вида образования, но правого базиса, поддерживающего его, тоже нет.

Список литературы

1. Рекомендация Министерства образования РФ по изучению основ гендерных знаний в системе образования от 22 апреля 2003 г. № 480-15.

2. Проект ПРООН «Внедрение гендерных подходов в России (в контексте ЦРТ и концепции устойчивого человеческого развития)». URL: http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&;lid=2&pid=259

3. Материалы Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Проект закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Первое чтение. Проект закона № 284965-3. «О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин». Второе чтение.

4. Клецина И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в высшей школе // Российский научный журнал. - 2007. - № 3 (44). - С. 60-65.

5. Турчинов А.И., Панин И.Н., Коростылева Н.Н. Государственная кадровая политика Российской Федерации: взаимодействие государства и бизнеса по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала страны. - М.: ПРООН; РАГС, 2010.

6. Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования. URL: http://www.dpo-edu.ru/Documents/Minobr/Instr_m/pis36-56-51in_36-13.htm

7. Gender and Education (and Employment). Gendered imperatives and their implications for women and men. Lessons from research for policy makers. An independent report submitted to the European Commission by the NESSE networks of experts // European Commission. - 2009.

8. Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All. - NY : Palgrave Macmillan, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?