INCORPORATION OF GENDER EDUCATIONAL PROGRAMMES INTO ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF CIVIL SERVANTS: STATUS AND PROB
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is dedicated to incorporation of gender educational programs into the training of civil servants and addresses the main problems of this area, as well as describes the importance of gender education for formations of civil servants’ gender competences, gender culture and gender consciousness.

Keywords:
gender studies; gender approach; gender education; gender equality; civil servants.
Text

ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕГО СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С 90-х гг. ХХ в. в России активно внедряется гендерный подход во все сферы жизни общества. Важнейшим постулатом концепции демократии является достижение социального равенства, а его неотъемлемой частью всегда выступает гендерное равенство. Традиционно считается, что гендерное равенство — это равенство мужчин и женщин не только перед законом, но и равенство возможностей в реализации доступа к различного рода ресурсам, а также равенство возможностей выражать мнения и заявлять о своих интересах.

Задачу достижения гендерного равенства можно реализовать через гендерное образование. Заметим, что образование само по себе уже рассматривается как важный социальный ресурс, который дает возможность мужчинам и женщинам получать доступ к участию в управлении различными сферами общественной жизни и, соответственно, обеспечивает достойными условиями жизненных благ. Поэтому образование — это одно из средств достижения гендерного равенства и расширения возможностей личной и профессиональной реализации мужчин и женщин.

Необходимость гендерного образования продиктована и процессом интеграции России в Болонский процесс, где гендерное образование является нормой. 

Гендерное образование затрагивает вопросы нивелирования жестких гендерных стереотипов, где женский пол представлен в крайне невыгодной позиции, закрепляющей более низкий социальный статус женщины. Это наглядно прослеживается в доступе женщин к властным ресурсам. Статистические данные подтверждают, что на уровне принятия государственных решений женщин по-прежнему немного. В среднем они занимают только 19% депутатских мест, и им принадлежат лишь 18% министерских постов в правительствах. На более высоких постах женщин можно увидеть еще реже: только 7 из 150 избранных глав государств и только 11 из 192 глав правительств — женщины. Такая же ситуация наблюдается в органах власти и на местном уровне [8, p. 64].

Роль гендерного образования — это снятие влияния гендерных барьеров для женщин и мужчин в различных сферах, а также выработка определенных знаний и навыков в анализе социальной реальности для более  праведливого распределения гендерных ролей и статусов.

Гендерное образование включает и широкий пласт воспитания у полов цивилизованных основ общения без унижения достоинства друг друга. Это образование направлено на уважение особенностей их поведения, традиций и норм — всего того, что составляет гендерную культуру и гендерное сознание.

Гендерное образование можно представить как целенаправленный процесс воспитания и обучения мужчин и женщин (всех возрастов) с целью приобретения ими комплексных знаний и умений в области достижения гендерного равенства.

МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИЕ

Для реализации задач гендерного образования необходимо выработать слаженно работающий механизм институционализации гендерного подхода в само образование. Это сложный и длительный процесс, с помощью которого необходимо сформировать нормативно-правовую, научнометодическую организационную и технологическую базу.

Нормативно-правовой аспект гендерного образования крайне размыт. В России нет мер запрещающего характера относительно данного вида образования, но правого базиса, поддерживающего его, тоже нет.

References

1. Rekomendatsiya Ministerstva obrazovaniya RF po izucheniyu osnov gendernykh znaniy v sisteme obrazovaniya ot 22 aprelya 2003 g. № 480-15.

2. Proekt PROON «Vnedrenie gendernykh podkhodov v Rossii (v kontekste TsRT i kontseptsii ustoychivogo chelovecheskogo razvitiya)». URL: http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&;lid=2&pid=259

3. Materialy Komiteta Gosudarstvennoy Dumy po voprosam sem'i, zhenshchin i detey. Proekt zakona № 284965-3 «O gosudarstvennykh garantiyakh ravnykh prav i svobod muzhchin i zhenshchin i ravnykh vozmozhnostey dlya ikh realizatsii». Pervoe chtenie. Proekt zakona № 284965-3. «O gosudarstvennykh garantiyakh ravnopraviya zhenshchin i muzhchin». Vtoroe chtenie.

4. Kletsina I.S. «Kompetentnostnyy podkhod» i gendernoe obrazovanie v vysshey shkole. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2007. - № 3 (44). - S. 60-65.

5. Turchinov A.I., Panin I.N., Korostyleva N.N. Gosudarstvennaya kadrovaya politika Rossiyskoy Federatsii: vzaimodeystvie gosudarstva i biznesa po vosproizvodstvu i vostrebovannosti kadrovogo potentsiala strany. - M.: PROON; RAGS, 2010.

6. Ob izuchenii voprosov po osnovam gendernykh znaniy, gendernym problemam v sisteme obrazovaniya. URL: http://www.dpo-edu.ru/Documents/Minobr/Instr_m/pis36-56-51in_36-13.htm

7. Gender and Education (and Employment). Gendered imperatives and their implications for women and men. Lessons from research for policy makers. An independent report submitted to the European Commission by the NESSE networks of experts. European Commission. - 2009.

8. Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All. - NY : Palgrave Macmillan, 2011.

Login or Create
* Forgot password?