В статье рассмотрена роль персонала, как барьера для управленческих преобразований и выявлены основные факторы сопротивления персонала организационным изменениям. Установлено соответствие сопротивления персонала и стадий адаптации персонала. Выявлены цели адаптации персонала при управлении сопротивлением персонала в условиях организационных изменений. Выделены методы адаптации персонала к новой организационной культуре. Рассмотрен пример системы адаптации конкретного предприятия. Основываясь на опыте многих предприятий, выявлены последствия сопротивления персонала организационным изменениям.
сопротивление изменениям, адаптация персонала, реорганизация.
Сегодня мы наблюдаем сильнейшие преобразования в экономической сфере. Концентрация во многих отраслях экономики, рост конкуренции на рынке за счет как соперничества между российскими игроками, так и прихода иностранных компаний; ускоренное внедрение новых технологий, создание сильнейших национальных брендов — все эти процессы невозможны без постоянного совершенствования и развития компаний, без изменений внутри них, ведь концентрация отрасли основана в основном на процессах слияния и поглощения компаний.
Слияние компаний, реорганизация и прочие преобразования всегда затрагивают интересы людей, а это неизбежно сопряжено с явным (или, что еще хуже, неявным) проявлением чувств и задетого самолюбия. Ирония, а иногда и трагедия, заключается в том, что руководители преобразуемых компаний нередко игнорируют человеческий фактор как таковой. Немногие руководители, которые задумываются о человеческом факторе, склонны к чрезмерному упрощению этой проблемы, отдавая ее на откуп отделу персонала,а те, кто способен осознать всю глубину и важность проблемы, приходят к неутешительному выводу, что сделать с ней что-либо существенное все равно нельзя.
Приступая к реализации преобразований, люди, в частности руководители, склонны полагать, что знают, с чем им придется столкнуться. Однако, взявшись за дело, они с неизменным удивлением обнаруживают, насколько запутанным, болезненным, длительным, утомительным, сложным и энергоемким оказывается этот процесс в действительности. Многие начинают сетовать, что, будь у них полная информация, они бы лучше подготовились, смогли бы предвидеть затруднения и распознать проблемы еще до их возникновения или до того, как они превратятся в серьезные неприятности. Некоторые даже приходят к выводу: не стоило вообще ничего затевать.
Никакие серьезные организационные преобразования никогда не давались, и не будут даваться, легко и быстро. Именно поэтому большинство из них оканчивается неудачей или реализуется лишь частично, поэтому осуществление по-настоящему успешных программ требует много времени.
1. Методы адаптации персонала конкурентоспособного предприятия к новой организационной культуре [Methods of personnel adaptation by competitive firm for the new organizational culture] / Радионова В.О./ Вестник воронежского государственного технического университета. Том 6. № 3. 2010. - С. 14-16.
2. Управление персоналом организации [Human resources management] Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-e изд., доп. и перераб. - M.: ИНФРА-М, 2005. - (Высшее образование). - С. 351.
3. Adaptation to organizational change by Senoaid Farrell, UBC Retrospective Theses Digitization Project, University of British Columbia - 2004. - С. 1-2.
4. Корпоративная культура и лидерство [Corporation culture and leadership]. M.: Альпина, 2008. - С. 202.
5. Морган Г. Имидж организации. Восемь моделей организационного развития [The image of organization. Eight models of improvement]. M.: Вершина, 2006. - С. 416.
6. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента: диагностика и решение управленческих проблем; Пер. с англ. - СПБ.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. - С. 32.
7. Олейник И. Какая корпоративная культура лучше [Which one of corporation culture is better?] CRN/RE (“IT-business”). № 16 (261). 2006. - С. 38.
8. Роббинз С. Основы организационного поведения. [The base of organizational behavior]. M.: Вильямс, 2006. - С. 134.
9. Распопов В.И. Управление изменениями [Change management]. M.: Магистр, 2009. - С. 43.
10. Шурикова Г.В. Управление организационными изменениями [Management of organizational changes]. СПБ. Еверест, 2005. - С. 56.