ON CONTINUING EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE DIGITAL SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the phenomenon of continuous education of employees of the penal correction system in the era of digital transformation of social processes. It is noted that digital systems are being introduced into education, science and production, while embracing and transforming completely different aspects of life: socio-economic processes in society, technological development of the state, professional activity, personal identity in changing conditions of socialization. The article considers formal, non-formal and informative education and the possibilities of their implementation during life. The stages of continuous education of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia are highlighted: propaedeutic (implementation of career guidance measures), basic (obtaining higher education), additional stage (additional professional education). The areas of work on the formation of professional digital competence, in the context of improving the methodology of continuing professional education of employees of the penitentiary system, can be implemented by: participation of students in thematic seminars and workshops; conducting master classes with specialists in the field of information technology; using innovative pedagogical practices in education - multimedia technologies, electronic textbooks, audio–visual aids, gamification, webinars; conducting classes in the field of artificial intelligence, data analytics, on the possibilities of using neural network technologies, digital hygiene skills, etc. From an economic point of view, education is always an investment, an investment that today contributes to obtaining new knowledge in the context of digitalization and globalization, increasing competitiveness, developing one's abilities (both basic and latent), adapting to society when interacting with various socio–status groups of people, and joining professional communities. Continuing education determines the professional formation and development of a personality, is the initiator of the main mental neoplasms of a specialist in professional activity. The paradigm of professional training of employees of the penal correction system in the context of the continuity of education ensures the formation of relevant professional competencies, increases the effectiveness of performing official tasks, creates the basis and perspective for professional and personal growth in the organization.

Keywords:
continuing education, digital transformation, information society, professional digital competence, professional competencies, higher education, adjunct, additional professional education, employee of the penal correction system, professional and personal development, quality of professional activity
Text

 

Введение. Научный интерес к феномену непрерывного образования не только продолжает быть актуальным в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, но и интенсивно дополняется возможностями использования человеком информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Сегодня в научной литературе можно обнаружить различные определения современного общества: «постиндустритальное общество», «эпоха четвертой промышленной революции», «цифровое (информационное) общество» и др. [12]. Подразумевается, что происходит внедрение цифровых систем в образование, науку и производство, при этом охватывая и трансформируя совершенно различные стороны жизни: социально-экономические процессы в обществе, технологическое развитие государства, профессиональная деятельность, идентичность личности в изменяющихся условиях социализации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», информационное общество подразумевает постоянный обмен информацией, благодаря чему трансформируются векторы жизнеобеспечения граждан страны, труд в целом и формы взаимоотношений в обществе [19]. Конечно, внедрение информационных технологий в различные сферы профессиональной деятельности не может не отражаться на профессиональной компетентности специалистов, их образовательной подготовке, готовности регулярно повышать свой профессиональный уровень. И в данном ключе возникает теоретическая и практическая необходимость анализа непрерывного образования в условиях формирующегося цифрового общества [4;6;8].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Принято считать, что старт для разработки концепции непрерывного образования был заложен в конце 60-хх годах XX века, когда данный термин, с достаточной долей периодичности, начал появляться в докладах участников на конференциях ЮНЕСКО и уже в последующем идея непрерывного образования стала ключевым ориентиром при обсуждении и планировании ракурсов развития образования во многих странах мира [3;7].

Анализ научной педагогической литературы показал, что к настоящему времени достаточно часто употребляются следующие, в некотором плане, синонимичные, но различающие между собой определения непрерывного образования:        непрерывное профессиональное образование, образование на протяжении всей жизни, образование взрослых. Также исследователи указывают на взаимосвязь таких видов образовательной практики, в контексте непрерывности, как формальное, неформальное и информальное образование [6;7;17]. Подчеркнем, что формальное образование связано с получением документа о квалификации, например, диплома о высшем образовании, в котором отражена полученная квалификация. Неформальное образование представляет собой дополнительный формат обучения и не связано, по формальному признаку, с получением определенной квалификации (дошкольные образовательные курсы, дополнительное профессиональное образование в рамках программ повышения квалификации и др.), а больше ориентировано на развитие метапредметных навыков и умений, формирование необходимых профессиональных компетенций. Информальное образование подразумевает индивидуальную познавательную активность личности как субъекта игровой, учебной, профессиональной деятельности, реализуемую в ежедневном взаимодействии с информацией различного порядка, основанную на интересах, мотивации и личных способностях и не носящую, в целом, системный и целенаправленный характер.

На законодательном уровне одной из приоритетной национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года является реализация цифровой трансформации, которая определяет новые форматы взаимодействия общества, государства и личности [18]. Цифровая трансформация является сегодня ключевым вектором развития Федеральной службы исполнения наказаний, при этом высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), их профессионализм и качество выполняемой служебной деятельности, в контексте непрерывного образования, подразумевает такие составляющие, как: внедрение инновационных цифровых технологий в практику работы различных подразделений; повышение квалификации по основным направлениям служебной деятельности; учет передового опыта, наставничество; сохранение и развитие мотивации сотрудников, находящихся на различных этапах профессиональной карьеры [20].

В условиях цифровой трансформации непрерывное образование сотрудников УИС основывается на постоянно возрастающих требованиях к их профессиональной компетентности, соответствием нормативно-правовым документам, материально-техническому и инженерно-технологическому оснащению на рабочих местах. Обобщая существующие этапы непрерывного образования сотрудников ФСИН России, по формальному признаку, можно выделить следующие: 1) пропедевтический этап – реализация профориентационных программ для обучающихся в общеобразовательных школах с целью информирования и привлечения школьников в будущем на службу в уголовно-исполнительную систему; 2) основной этап – реализация основных образовательных программ в ходе получения обучающимися высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); 3) дополнительный этап – реализация программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для проходящих службу сотрудников УИС в контексте формирования актуальных профессиональных компетенций [1;15].

Анализируя специфику профессиональной деятельности, вопросы профессиональной подготовки и профессионального развития сотрудников УИС, в формальном ключе представляется необходимым освоение обучающимися не только основного уровня высшего образования – бакалавриата, но и в дальнейшем продолжение получения образования в магистратуре образовательных организаций высшего образования ФСИН России по выбранным направлениям профессиональной подготовки. В рамках данной логики преемственности уровней образования перспективным направлением является поступление обучающегося в аспирантуру (адъюнктуру) с возможностью в будущем защиты кандидатской диссертаций и реализации себя в научно-исследовательской и педагогической деятельности [14].

Для успешного обучения в аспирантуре (адъюнктуре) достаточно важным фактором становится актуализация взаимодействия образовательных организаций с кадровыми аппаратами ФСИН России как механизма выстраивания будущей карьеры и профессиональных намерений для обучающегося в ведомственной системе. Формирование подобных «социальных лифтов» и поддержание на должном уровне института наставничества в уголовно-исполнительной системе позволяет на практике комплексно подойти к вопросам организации и сопровождения непрерывного профессионального образования специалистов [2].

Учитывая реалии информационной реальности и возможности интеграции формального, неформального и информального образования в практику непрерывного образования сотрудников УИС, отметим, что достаточно перспективными форматами в рамках дополнительного профессионального образования могут являться: реализация программ повышения квалификации, ориентированных на актуальные и перспективные задачи служебной деятельности; обмен передовым опытом по вопросам служебной деятельности внутри ведомства; проведение, с использованием дистанционных образовательных технологий, семинаров на основе материалов, публикуемых в ведомственных научных периодических изданиях (например, «Ведомости уголовно-исполнительной системы», «Пенитенциарная наука», «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», «Информационные технологии в УИС» и др.); дополнительное обучение руководителей структурных подразделений УИС форматам взаимодействия с сотрудниками, направленных на повышение мотивации в профессии, профессионально-личностное развитие, самоактуализацию для повышения качества служебной деятельности [2, 9, 11,15].

Одним из механизмов, обеспечивающим повышение уровня профессиональной компетентности, самомотивации сотрудников УИС на непрерывное профессиональное образование и качественное выполнение служебных задач, является плановое проведение занятий в рамках планов служебно-боевой подготовки. В данном ключе важное значение приобретает гибкость при формировании тематических планов по обучению в течение календарного года, учет профессионально-личностных достижений сотрудников УИС за определенный период, расчет количества часов на изучение учебных вопросов. Нацеленность сотрудников на непрерывное образование и повышение уровня профессионально-личностной компетентности позволяет стабильно и вовремя выполнять служебные поручения, тем более это значимо при выполнении трудовых функций и операций в условиях постоянного некомплекта личного состава – одного из основных факторов, ограничивающего развитие уголовно-исполнительной системы [16].

В условиях информационного общества и в контексте совершенствования методологии непрерывного профессионального образования сотрудников УИС важное значение приобретает подходы, нацеленные на формирование цифровых компетенций, например, навыки работы в определенных информационных системах и умение применять цифровые технологии для решения служебных задач; поиск и систематизация информации в базах данных; умение наглядно оформлять и представлять результаты в цифровом виде и др. Направления работы по формированию цифровой компетентности как у обучающихся в образовательных организациях высшего образования ФСИН России, так у слушателей в рамках дополнительного профессионального образования могут быть реализованы путем: участия обучающихся в тематических семинарах и практикумах; проведения мастер-классов со специалистами в сфере информационных технологий; использования инновационных педагогических практик в образовании – мультимедийных технологий, электронных учебников, аудиовизуальных пособий, геймификации, вебинаров; проведения занятий в области искусственного интеллекта, аналитике данных, по возможностям использования технологий нейросетей, навыкам цифровой гигиены и т.п. [5, 9, 10,13].

Проводя дополнительный анализ научных психологических исследований по непрерывному образованию сотрудников УИС (учитывая междисциплинарный характер данной проблематики), отметим, что профессионально-личностное развитие специалистов в трудовой деятельности сегодня, конечно, невозможно рассматривать в отрыве от вопросов совершенствования профессиональной подготовки. И в данном случае уместно говорить об актуальности разработки комплексной системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников УИС, в котором непрерывное профессиональное образование ставится во главу угла, обеспечивая достижение успешности выполнения служебной деятельности, раскрытие профессионально-личностного потенциала и профессиональной компетентности, повышение качества жизни в целом.

Выводы. Непрерывное образование, в динамике жизненного пути профессионала, обеспечивает качество профессиональной подготовки в целом и позволяет с полным правом говорить о целостности образовательного маршрута отдельно взятого специалиста, профессионала. С экономической точки зрения образование – это всегда вложение, инвестиция, которая сегодня способствует получению нового знания в условиях цифровизации и глобализации, повышению конкурентноспособности, развитию своих способностей (как основных, так и латентных), адаптации в обществе при взаимодействии с различными социально-статусными группами лиц, включению в профессиональные сообщества. Непрерывное образование обусловливает профессиональное становление и развитие личности, является инициатором основных психических новообразований специалиста в профессиональной деятельности. Парадигма профессиональной подготовки сотрудников УИС в контексте непрерывности получения образования обеспечивает формирование актуальных профессиональных компетенций, повышение результативности выполнения служебных задач, создает основу и перспективу для профессионально-личностного роста в организации.

References

1. Andreeva G.B. Razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Institute Akademii FSIN Rossii: opyt i perspektivy / Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya: kompetencii, tehnologii, kadry. Ryazan': [Development of the continuous education system at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia: experience and prospects / Modern trends in the development of education: competencies, technologies, personnel.] Akademiya prava i upravleniya FSIN,[Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service] 2019. pp. 14-18.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZBIVYQ

2. Antonovskiy A.V. O podgotovke kadrov dlya nauchnyh uchrezhdeniy FSIN Rossii [On the training of personnel for scientific institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia] \\ Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy, Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii imeni V.Ya. Kikotya, 2021.[Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of service activities: status and prospects, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot]pp. 304-306.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/IICNHA

3. Antonovskiy A.V. Sovershenstvovanie metodologii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. [Improving the methodology of continuous professional education // Bulletin of Moscow University.] Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. [Pedagogical education] 2016. № 4. pp. 31-42.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2016-4-31-42; EDN: https://elibrary.ru/XUXHKB

4. Ancyferova L.I. Psihologicheskie zakonomernosti razvitiya lichnosti vzroslogo cheloveka i problema nepreryvnogo obrazovaniya [Psychological patterns of personality development in adults and the problem of continuous education] // Psihologicheskiy zhurnal. [Psychological journal] 1980. Tom. 1 № 2. pp. 52-60.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/SAHAKT

5. Vahnina V.V. Formirovanie cifrovyh kompetenciy rukovoditeley organov vnutrennih del v processe professional'noy podgotovki [Formation of digital competencies of heads of internal affairs bodies in the process of professional training] / Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. Sbornik tezisov vystupleniy i dokladov uchastnikov,[Crime, Punishment, Correction. Collection of abstracts of speeches and reports of participants] Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 goda. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy,[Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service] 2021. pp. 141-144.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/YDRRKR

6. Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizacii: monografiya. [Continuous education in the context of modernization: monograph] M.: Institut sociologii Rossiyskoy akademii nauk, [Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences] 2011. 231 s.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/PJSQQP

7. Zayceva O.V. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye ponyatie i opredeleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 7 (85). S. 106-109.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/KWOXQT

8. Zeer E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [The concept of professional development of a person in the system of continuous education] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2012. №5. pp. 122-127.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/PHYBUR

9. Karabanov R.M. Voprosy formirovaniya cifrovyh kompetenciy buduschih specialistov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciy [Issues of formation of digital competencies of future specialists of criminal-executive inspections] // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Penal system reports] 2024. № 3 (262). pp. 37-44.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.51522/2307-0382-2024-262-3-37-44; EDN: https://elibrary.ru/ZAAQXL

10. Karabanov R.M. Obschie voprosy cifrovyh innovaciy v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [General issues of digital innovations in the system of additional professional education of employees of the penal system] \\ Informacionnye tehnologii v UIS. [Information technologies in the penal system] 2024. № 3. pp. 3-10.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/SAOAXB

11. Karpova G.S. Psihologo-pedagogicheskie faktory i usloviya razvitiya professional'noy kompetentnosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdeniy:monografiya [Psychological and pedagogical factors and conditions for the development of professional competence of correctional institution employees: monograph] Ryazan': IP Konyahin A.V., 2021. pp. 164 (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/THMXQP

12. Kurilenko V.B., Ershova R.V., Novikova I.A. Cifrovoe obschestvo kak kul'turno-istoricheskiy kontekst razvitiya lichnosti [Digital society as a cultural and historical context for personality development] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy] 2022. Tom 19. № 2. pp. 185-194.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-185-194; EDN: https://elibrary.ru/SKQFBP

13. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihaylova V.K., Russkova Yu.N., Rodin V.F. Interaktivnye tehnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetenciy u kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii: monografiya. [Interactive learning technologies as a means of developing professional competencies in cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph] Ryazan': 2018. 260 pp.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/YVPPPV

14. Piskunov A.I. Magistratura kak faktor nepreryvnogo obrazovaniya sotrudnikov FSIN [Master's degree as a factor in continuous education of FSIN employees] / Perm', 2-4 oktyabrya 2018 goda. Perm': Permskiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2018. pp. 240-243.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZBQSCT

15. Rezinkina L.V., Novikov A.V., Dikopol'cev D.E. Samorazvitie sotrudnika FSIN Rossii – osnovopolagayuschiy kriteriy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Self-development of an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia is a fundamental criterion for continuous professional education] // Pedagogicheskiy zhurnal. [Pedagogical journal] 2021. Tom.11. № 3-1. pp. 147-157.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2021.93.55.014; EDN: https://elibrary.ru/ZYIFGR

16. Reznikov D.A., Rossihina L.V. Sovershenstvovanie professional'noy podgotovki kak vazhnyy faktor dostizheniya celey koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy do 2030 goda [Improving professional training as an important factor in achieving the goals of the concept for the development of the penal system until 2030] / Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdeleniy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Current issues of the activities of the units of the penal system. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference] Voronezh, 24 oktyabrya 2024 goda. Voronezh: OOO «Izdatel'sko poligraficheskiy centr «Nauchnaya kniga», 2024. pp. 144-145.(in Russian)

17. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepciya i tehnologii uchebno-nauchno-pedagogicheskih kompleksov (voprosy teorii): monografiya. [Continuous pedagogical education: concept and technologies of educational-scientific-pedagogical complexes (theoretical issues): monograph.] Volgograd: Izdatel'stvo VGPU «Peremena»[Publishing house of VSPU "Peremena"] , 1997. 166 pp.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/RRVECN

18. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2024 № 309 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda»[Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2024 No. 309 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the perspective up to 2036"] [Elektronnyy resurs].(in Russian)

19. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017-2030 gody»[Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] [Elektronnyy resurs].(in Russian)

20. Shukaeva E.S. Aktual'nye podhody k podderzhaniyu vysokogo professional'nogo urovnya sotrudnikov UIS, ispol'zuyuschih sovremennye programmnye sredstva i informacionnye sistemy [Current approaches to maintaining a high professional level of UIS employees using modern software and information systems] / Informatizaciya i tehnicheskoe obespechenie ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federacii: problemy, resheniya i perspektivy razvitiya, [Informatization and technical support of the penal system of the Russian Federation: problems, solutions and development prospects], 2024. pp. 50-53.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/HTVVXD

Reviews
1. On continuous education of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia in a digital society Authors: Serdyuk Natal'ya


Login or Create
* Forgot password?