О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется феномен непрерывного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в эпоху цифровой трансформации общественных процессов. Отмечается, что происходит внедрение цифровых систем в образование, науку и производство, при этом охватывая и трансформируя совершенно различные стороны жизни: социально-экономические процессы в обществе, технологическое развитие государства, профессиональная деятельность, идентичность личности в изменяющихся условиях социализации. Рассмотрено формальное, неформальное и информальное образование и возможности их реализации в течение жизни. Выделены этапы непрерывного образования сотрудников ФСИН России: пропедевтический (реализация профориентационных мероприятий), основной (получение высшего образования), дополнительный этап (дополнительное профессиональное образование). Направления работы по формированию профессиональной цифровой компетентности, в контексте совершенствования методологии непрерывного профессионального образования сотрудников УИС, могут быть реализованы путем: участия обучающихся в тематических семинарах и практикумах; проведения мастер-классов со специалистами в сфере информационных технологий; использования инновационных педагогических практик в образовании – мультимедийных технологий, электронных учебников, аудиовизуальных пособий, геймификации, вебинаров; проведения занятий в области искусственного интеллекта, аналитике данных, по возможностям использования технологий нейросетей, навыкам цифровой гигиены и т.п. С экономической точки зрения образование – это всегда вложение, инвестиция, которая сегодня способствует получению нового знания в условиях цифровизации и глобализации, повышению конкурентноспособности, развитию своих способностей (как основных, так и латентных), адаптации в обществе при взаимодействии с различными социально-статусными группами лиц, включению в профессиональные сообщества. Непрерывное образование обусловливает профессиональное становление и развитие личности, является инициатором основных психических новообразований специалиста в профессиональной деятельности. Парадигма профессиональной подготовки сотрудников УИС в контексте непрерывности получения образования обеспечивает формирование актуальных профессиональных компетенций, повышение результативности выполнения служебных задач, создает основу и перспективу для профессионально-личностного роста в организации.

Ключевые слова:
непрерывное образование, цифровая трансформация, информационное общество, профессиональная цифровая компетентность, профессиональные компетенции, высшее образование, адъюнктура, дополнительное профессиональное образование, сотрудник уголовно-исполнительной системы, профессионально-личностное развитие, качество служебной деятельности
Текст

 

Введение. Научный интерес к феномену непрерывного образования не только продолжает быть актуальным в эпоху цифровой трансформации общественных процессов, но и интенсивно дополняется возможностями использования человеком информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Сегодня в научной литературе можно обнаружить различные определения современного общества: «постиндустритальное общество», «эпоха четвертой промышленной революции», «цифровое (информационное) общество» и др. [12]. Подразумевается, что происходит внедрение цифровых систем в образование, науку и производство, при этом охватывая и трансформируя совершенно различные стороны жизни: социально-экономические процессы в обществе, технологическое развитие государства, профессиональная деятельность, идентичность личности в изменяющихся условиях социализации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», информационное общество подразумевает постоянный обмен информацией, благодаря чему трансформируются векторы жизнеобеспечения граждан страны, труд в целом и формы взаимоотношений в обществе [19]. Конечно, внедрение информационных технологий в различные сферы профессиональной деятельности не может не отражаться на профессиональной компетентности специалистов, их образовательной подготовке, готовности регулярно повышать свой профессиональный уровень. И в данном ключе возникает теоретическая и практическая необходимость анализа непрерывного образования в условиях формирующегося цифрового общества [4;6;8].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Принято считать, что старт для разработки концепции непрерывного образования был заложен в конце 60-хх годах XX века, когда данный термин, с достаточной долей периодичности, начал появляться в докладах участников на конференциях ЮНЕСКО и уже в последующем идея непрерывного образования стала ключевым ориентиром при обсуждении и планировании ракурсов развития образования во многих странах мира [3;7].

Анализ научной педагогической литературы показал, что к настоящему времени достаточно часто употребляются следующие, в некотором плане, синонимичные, но различающие между собой определения непрерывного образования:        непрерывное профессиональное образование, образование на протяжении всей жизни, образование взрослых. Также исследователи указывают на взаимосвязь таких видов образовательной практики, в контексте непрерывности, как формальное, неформальное и информальное образование [6;7;17]. Подчеркнем, что формальное образование связано с получением документа о квалификации, например, диплома о высшем образовании, в котором отражена полученная квалификация. Неформальное образование представляет собой дополнительный формат обучения и не связано, по формальному признаку, с получением определенной квалификации (дошкольные образовательные курсы, дополнительное профессиональное образование в рамках программ повышения квалификации и др.), а больше ориентировано на развитие метапредметных навыков и умений, формирование необходимых профессиональных компетенций. Информальное образование подразумевает индивидуальную познавательную активность личности как субъекта игровой, учебной, профессиональной деятельности, реализуемую в ежедневном взаимодействии с информацией различного порядка, основанную на интересах, мотивации и личных способностях и не носящую, в целом, системный и целенаправленный характер.

На законодательном уровне одной из приоритетной национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года является реализация цифровой трансформации, которая определяет новые форматы взаимодействия общества, государства и личности [18]. Цифровая трансформация является сегодня ключевым вектором развития Федеральной службы исполнения наказаний, при этом высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), их профессионализм и качество выполняемой служебной деятельности, в контексте непрерывного образования, подразумевает такие составляющие, как: внедрение инновационных цифровых технологий в практику работы различных подразделений; повышение квалификации по основным направлениям служебной деятельности; учет передового опыта, наставничество; сохранение и развитие мотивации сотрудников, находящихся на различных этапах профессиональной карьеры [20].

В условиях цифровой трансформации непрерывное образование сотрудников УИС основывается на постоянно возрастающих требованиях к их профессиональной компетентности, соответствием нормативно-правовым документам, материально-техническому и инженерно-технологическому оснащению на рабочих местах. Обобщая существующие этапы непрерывного образования сотрудников ФСИН России, по формальному признаку, можно выделить следующие: 1) пропедевтический этап – реализация профориентационных программ для обучающихся в общеобразовательных школах с целью информирования и привлечения школьников в будущем на службу в уголовно-исполнительную систему; 2) основной этап – реализация основных образовательных программ в ходе получения обучающимися высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); 3) дополнительный этап – реализация программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для проходящих службу сотрудников УИС в контексте формирования актуальных профессиональных компетенций [1;15].

Анализируя специфику профессиональной деятельности, вопросы профессиональной подготовки и профессионального развития сотрудников УИС, в формальном ключе представляется необходимым освоение обучающимися не только основного уровня высшего образования – бакалавриата, но и в дальнейшем продолжение получения образования в магистратуре образовательных организаций высшего образования ФСИН России по выбранным направлениям профессиональной подготовки. В рамках данной логики преемственности уровней образования перспективным направлением является поступление обучающегося в аспирантуру (адъюнктуру) с возможностью в будущем защиты кандидатской диссертаций и реализации себя в научно-исследовательской и педагогической деятельности [14].

Для успешного обучения в аспирантуре (адъюнктуре) достаточно важным фактором становится актуализация взаимодействия образовательных организаций с кадровыми аппаратами ФСИН России как механизма выстраивания будущей карьеры и профессиональных намерений для обучающегося в ведомственной системе. Формирование подобных «социальных лифтов» и поддержание на должном уровне института наставничества в уголовно-исполнительной системе позволяет на практике комплексно подойти к вопросам организации и сопровождения непрерывного профессионального образования специалистов [2].

Учитывая реалии информационной реальности и возможности интеграции формального, неформального и информального образования в практику непрерывного образования сотрудников УИС, отметим, что достаточно перспективными форматами в рамках дополнительного профессионального образования могут являться: реализация программ повышения квалификации, ориентированных на актуальные и перспективные задачи служебной деятельности; обмен передовым опытом по вопросам служебной деятельности внутри ведомства; проведение, с использованием дистанционных образовательных технологий, семинаров на основе материалов, публикуемых в ведомственных научных периодических изданиях (например, «Ведомости уголовно-исполнительной системы», «Пенитенциарная наука», «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», «Информационные технологии в УИС» и др.); дополнительное обучение руководителей структурных подразделений УИС форматам взаимодействия с сотрудниками, направленных на повышение мотивации в профессии, профессионально-личностное развитие, самоактуализацию для повышения качества служебной деятельности [2, 9, 11,15].

Одним из механизмов, обеспечивающим повышение уровня профессиональной компетентности, самомотивации сотрудников УИС на непрерывное профессиональное образование и качественное выполнение служебных задач, является плановое проведение занятий в рамках планов служебно-боевой подготовки. В данном ключе важное значение приобретает гибкость при формировании тематических планов по обучению в течение календарного года, учет профессионально-личностных достижений сотрудников УИС за определенный период, расчет количества часов на изучение учебных вопросов. Нацеленность сотрудников на непрерывное образование и повышение уровня профессионально-личностной компетентности позволяет стабильно и вовремя выполнять служебные поручения, тем более это значимо при выполнении трудовых функций и операций в условиях постоянного некомплекта личного состава – одного из основных факторов, ограничивающего развитие уголовно-исполнительной системы [16].

В условиях информационного общества и в контексте совершенствования методологии непрерывного профессионального образования сотрудников УИС важное значение приобретает подходы, нацеленные на формирование цифровых компетенций, например, навыки работы в определенных информационных системах и умение применять цифровые технологии для решения служебных задач; поиск и систематизация информации в базах данных; умение наглядно оформлять и представлять результаты в цифровом виде и др. Направления работы по формированию цифровой компетентности как у обучающихся в образовательных организациях высшего образования ФСИН России, так у слушателей в рамках дополнительного профессионального образования могут быть реализованы путем: участия обучающихся в тематических семинарах и практикумах; проведения мастер-классов со специалистами в сфере информационных технологий; использования инновационных педагогических практик в образовании – мультимедийных технологий, электронных учебников, аудиовизуальных пособий, геймификации, вебинаров; проведения занятий в области искусственного интеллекта, аналитике данных, по возможностям использования технологий нейросетей, навыкам цифровой гигиены и т.п. [5, 9, 10,13].

Проводя дополнительный анализ научных психологических исследований по непрерывному образованию сотрудников УИС (учитывая междисциплинарный характер данной проблематики), отметим, что профессионально-личностное развитие специалистов в трудовой деятельности сегодня, конечно, невозможно рассматривать в отрыве от вопросов совершенствования профессиональной подготовки. И в данном случае уместно говорить об актуальности разработки комплексной системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников УИС, в котором непрерывное профессиональное образование ставится во главу угла, обеспечивая достижение успешности выполнения служебной деятельности, раскрытие профессионально-личностного потенциала и профессиональной компетентности, повышение качества жизни в целом.

Выводы. Непрерывное образование, в динамике жизненного пути профессионала, обеспечивает качество профессиональной подготовки в целом и позволяет с полным правом говорить о целостности образовательного маршрута отдельно взятого специалиста, профессионала. С экономической точки зрения образование – это всегда вложение, инвестиция, которая сегодня способствует получению нового знания в условиях цифровизации и глобализации, повышению конкурентноспособности, развитию своих способностей (как основных, так и латентных), адаптации в обществе при взаимодействии с различными социально-статусными группами лиц, включению в профессиональные сообщества. Непрерывное образование обусловливает профессиональное становление и развитие личности, является инициатором основных психических новообразований специалиста в профессиональной деятельности. Парадигма профессиональной подготовки сотрудников УИС в контексте непрерывности получения образования обеспечивает формирование актуальных профессиональных компетенций, повышение результативности выполнения служебных задач, создает основу и перспективу для профессионально-личностного роста в организации.

Список литературы

1. Андреева Г.Б. Развитие системы непрерывного образования в Институте Академии ФСИН России: опыт и перспективы / Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2019. С. 14-18. EDN: https://elibrary.ru/ZBIVYQ

2. Антоновский А.В. О подготовке кадров для научных учреждений ФСИН России \\ Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 304-306. EDN: https://elibrary.ru/IICNHA

3. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 31-42. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2016-4-31-42; EDN: https://elibrary.ru/XUXHKB

4. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Том. 1 № 2. С. 52-60. EDN: https://elibrary.ru/SAHAKT

5. Вахнина В.В. Формирование цифровых компетенций руководителей органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки / Преступление, наказание, исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников, Рязань, 17-19 ноября 2021 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 141-144. EDN: https://elibrary.ru/YDRRKR

6. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации: монография. М.: Институт социологии Российской академии наук, 2011. 231 с. EDN: https://elibrary.ru/PJSQQP

7. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятие и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85). С. 106-109. EDN: https://elibrary.ru/KWOXQT

8. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127. EDN: https://elibrary.ru/PHYBUR

9. Карабанов Р.М. Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3 (262). С. 37-44. DOI: https://doi.org/10.51522/2307-0382-2024-262-3-37-44; EDN: https://elibrary.ru/ZAAQXL

10. Карабанов Р.М. Общие вопросы цифровых инноваций в системе дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы\\ Информационные технологии в УИС. 2024. № 3. С. 3-10. EDN: https://elibrary.ru/SAOAXB

11. Карпова Г.С. Психолого-педагогические факторы и условия развития профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений:монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2021. 164 с. EDN: https://elibrary.ru/THMXQP

12. Куриленко В.Б., Ершова Р.В., Новикова И.А. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Том 19. № 2. С. 185-194. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-185-194; EDN: https://elibrary.ru/SKQFBP

13. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: 2018. 260 с. EDN: https://elibrary.ru/YVPPPV

14. Пискунов А.И. Магистратура как фактор непрерывного образования сотрудников ФСИН / Пермь, 2-4 октября 2018 года. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 240-243. EDN: https://elibrary.ru/ZBQSCT

15. Резинкина Л.В., Новиков А.В., Дикопольцев Д.Е. Саморазвитие сотрудника ФСИН России – основополагающий критерий непрерывного профессионального образования // Педагогический журнал. 2021. Том. 11. № 3-1. С. 147-157. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2021.93.55.014; EDN: https://elibrary.ru/ZYIFGR

16. Резников Д.А., Россихина Л.В. Совершенствование профессиональной подготовки как важный фактор достижения целей концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года / Актуальные проблемы деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 октября 2024 года. Воронеж: ООО «Издательско полиграфический центр «Научная книга», 2024. С. 144-145.

17. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 1997. 166 с. EDN: https://elibrary.ru/RRVECN

18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс].

19. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс].

20. Шукаева Е.С. Актуальные подходы к поддержанию высокого профессионального уровня сотрудников УИС, использующих современные программные средства и информационные системы / Информатизация и техническое обеспечение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: проблемы, решения и перспективы развития, 2024. С. 50-53. EDN: https://elibrary.ru/HTVVXD

Рецензии
1. О непрерывном образовании сотрудников ФСИН России в цифровом обществе Авторы: Сердюк Наталья Владимировна


Войти или Создать
* Забыли пароль?