FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES AMONG CADETS BASED ON INTEGRATIVE APPROACH WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the current issue of the formation of universal competencies among cadets of the Branch of the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great in Serpukhov when studying foreign language, the essence of communicative competence and competence of intercultural interaction and their value for the development of the personality of future rocket officers are described. The annual increasing importance and at the same time the need to learn a foreign language in the modern world was noted, the problem of reducing the motivation of students and the importance of finding an approach to future military specialists in order to increase their level of interest in professional and personal growth were described. To form the universal competencies, an integrative approach was chosen as the leader, its characteristics and structure were given based on analyzed scientific research in the field of pedagogical integration. The result of pedagogical integration is supposed to increase the level of formation of the universal competencies. Based on the knowledge gained, the methodological basis for the design of the integrative model is presented. The design of the training model for cadets in the discipline was carried out taking into account the implementation of integrative processes at four levels: inter-subject, intra-subject, interpersonal and intra-person. The principle of integration was chosen as the leading principle of modeling the content and course of training of cadets, which ensures the effective achievement of the goals of the educational process by forming an integral idea of the discipline "Foreign Language" as an integral part of education in the university as a whole. The article justifies the need to use an integrative approach to form the universal competencies in a military university among cadets when studying English. The model at the four integration levels is represented graphically. Conclusions were made about the further practical development of the studies obtained.

Keywords:
cadet, military specialist, universal competencies, communicative competence, multicultural world, communication, intercultural interaction, integration, integrative approach, hybrid interaction model
Text

Современный мир с ежедневными открытиями и новыми прорывами в науке и технике, постоянные вызовы и конкуренция на глобальной арене, пропаганда термина «успешная личность» во всех областях человеческой жизни накладывает свой отпечаток на поведении молодых людей, которые хотят стать дипломированными специалистами и получить новый статус, звание, что не всегда значит новые знания и умения, владение компетенциями. Такая тенденция встречается даже в сфере военного образования, когда получение диплома сводится лишь к самому наличию документа и не предполагает отработанных четких навыков и дальнейшего профессионального роста. Сегодня общей проблемой является снижение мотивационного уровня обучающихся, их желания усвоить материал, добиться достижений в образовательной деятельности [20].  Поэтому важной задачей современного высшего образования является формирование духовной, интеллектуально-развитой личности, которая стремится обогащаться ценностями родной и иноязычной культуры, а также расширяет коммуникативный диапазон путем профессионального взаимодействия с представителями разных культур. Во главе угла у обучающихся должно стоять отнюдь не оттачивание навыков кнопочного мышления и стремление только лишь к успешности как к статусу, а понимание своей ценности как личности для общества, знание, уважение и почитание традиций, богатства различных культур [17]. Задача очень обширная и важная для современного педагога, так как необходимость завладеть вниманием и заинтересовать молодых людей в наше время является подчас непосильной миссией для самых опытных специалистов. Так, в филиале Военной академии Ракетных войск стратегического назначения в г. Серпухове (ФВА РВСН) для преподавателя кафедры иностранных языков это предполагает формирование у будущего офицера-ракетчика после окончания курса иностранного (английского) языка культуры иноязычной коммуникации, обладание коммуникативными навыками, в том числе и межкультурного общения на иностранном языке (ИЯ), которые позволят ему ориентироваться в поликультурном пространстве: понимать взгляды и учитывать мнения представителей другой культуры, интегрироваться в систему профессионального взаимодействия для выполнения глобальных задач защиты Отечества и миссии поддержания мира в дружественных государствах. В этом контексте сложно ни согласиться с великим и известным во всем мире русским писателем Фёдором Михайловичем Достоевским: «Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры». Поэтому квалифицированный военный специалист должен хорошо владеть и этим «оружием» для достижения поставленных задач.

Важно отметить, что формирование ключевых компетенций, в том числе и для курсантов военных вузов: социально-политической, коммуникативной, информационной, социокультурной - в своей совокупности становятся главной целью образования личности в соответствии с требованиями современного информационного поликультурного мира [8]. Среди этих компетенций иноязычная коммуникативная компетенция является системообразующей и стержневой для всех предметов и дисциплин, так как органично интегрирует в собственном развитии формирование всех остальных компетенций, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в процессе иноязычного образования [2]. Таким образом, изучение иностранного языка само по себе обогащает новыми знаниями и способствует расширению кругозора, является источником тем для общения, в том числе и иноязычного, упрощает поиск общих точек соприкосновения для эффективного процесса коммуникации, не лишенного дипломатичности и, даже, душевности.

Актуальность изучения учебной дисциплины «Иностранный язык»  в рамках основной профессиональной образовательной программы по различным направлениям подготовки курсантов Ракетных войск стратегического назначения обусловлена необходимостью работать с оригинальными источниками на иностранном языке по специальности, а также поддерживать речевые контакты на иностранном языке с представителями иных культур и национальностей в мотивированных и немотивированных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника. Согласно ФГОС ВО 3++ вышеперечисленное подразумевает формирование универсальных компетенций (УК), а именно: УК-4 «Коммуникация», УК-5 «Межкультурное взаимодействие» при изучении иностранного (английского) языка в ФВА РВСН.

После осознания важности цели формирования УК встает вопрос о методологии, о педагогическом подходе, который бы лучше всего соответствовал достижению достойных результатов, высокого уровня перечисленных выше компетенций у курсантов ФВА РВСН. Должна быть такая образовательная стратегия, которая направлена на профессиональную подготовку высокоинтеллектуально развитых, идейно убежденных, психологически и морально устойчивых офицерских кадров, которые способны не только эффективно, но и творчески выполнять задачи, которые на них возлагаются, грамотно и четко принимать решения в сложившихся нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать свои компетенции [14].

Изучение различных теоретико-методологических подходов в педагогических исследованиях, российский и зарубежный опыт выявил для нас, что наиболее удобным, логичным и отвечающим поставленным задачам является интегративный подход - методологический подход, ориентирующий субъектов на целостное объединение (интеграцию (от лат.integer – целый, цельный, целое из частей, лат. integratio – восстановление, восполнение)) каких-либо компонентов при решении стратегических и тактических задач образования, подход, сущность которого в целостном объединении (интеграции) ранее разобщенных однородных и разнородных компонентов [11].

Сравнительная характеристика таких методологических подходов как системный, комплексный и интегративный в педагогике логически отражена в исследованиях доктора педагогических наук, профессора Пак Марии Сергеевны дополнена и представлена в Таблице 1 [10].

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов

№ п/п

Признаки сравнения

Системный

Комплексный

Интегративный

1.

Этимология терминов

От греч. systema – целое из частей

от лат. сomplexus – связь, сочетание

От лат. integer – целый, цельный

2.

Направленность

Реализация объекта как системы

Использование комплекса средств для объекта

Реализация объекта как системы и комплекса средств для него

3.

«Призма видения»

Целостное видение объекта

Многоаспектное видение объекта

Целостное видение многоаспектного объекта

4.

Центральное понятие

Система

Комплекс

Интеграция

5.

Специфические понятия

Системообразование, системность и др.,

Комплексирование, комплексность и др.

Интегральность, интегратор и др.

6.

Занятие

Направленно

на достижение

определенных диагностируемых целей каждого занятия, озвученных преподавателем при ведущей роли учащихся, достижение индивидуальных результатов усвоения темы на каждом занятии

 

Направленно

на разностороннее раскрытие сущности

определенной темы средствами разных видов

деятельности, которые последовательно

меняют друг друга

Направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы, средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение

7.

Общие понятия

Структура, компоненты, связи, цель, функции, уровень, состояние.

 

Понятие системы в большей мере фиксирует объектную форму целого, а понятие интеграции – процесс. Комплекс - совокупность предметов, действий, свойств или явлений, связанных между собой и составляющих одно целое, при этом интеграция подразумевает объединение и разнородных частей. Данный начальный этап сравнения, без углубления в описательные характеристики каждого педагогического подхода, уже дает представление о том, что суть интегративного шире и глубже двух других. С одной стороны, это создает сложность в том, чтобы рассмотреть все составляющие и предусмотреть множество аспектов, с другой – выбрать и учесть более эффективные, разнообразные средства и методики в образовательном процессе.

Наиболее, на наш взгляд, структурированное определение интегративного подхода — это позиция исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной) [18]. На эту формулировку хотелось бы опираться в данном исследовании в большей степени, так как оно четко и объёмно задаёт направление исследования.

Стоит отметить, что широкое развитие и популярность получила межпредметная интеграция в различных педагогических исследованиях, но в данной работе с целью дальнейшего экспериментального подкрепления результатов, так как его внутренняя основа и содержание заключается в целостности образовательного процесса [5], осуществление интегративного подхода предполагает реализацию его сущности на всех четырех, указанных выше, уровнях.

Необходимо подробно разобраться в каждом из них. Для начала следует выделить педагогов-исследователей, которые внесли свой вклад в развитие каждой составляющей:

- межпредметной, внутрипредметной: В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, О.М. Косянова, А.П. Лиферов, Т.Ю. Ломакина, М.С. Пак, А.Л. Чекин, А.Н. Ярыгин;

- межличностной, внутриличностной: Б.Г. Ананьев, Е. О. Галицких, Н.Д. Кучугурова, Е.Н. Соловова, В.П. Топоровский, Н.К. Чапаев, М.А. Чошанов, И.П. Яковлев, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева.

Следующим шагом проектируем модель формирования универсальных компетенций, опираясь на труды педагогов-исследователей, основываясь на межпредметной, внутрипредметной, внутриличностной и межличностной интеграциях, используем реальные примеры, подтверждающие обоснованность выбора интегративного подхода при изучении иностранного языка.

Межпредметная интеграция — интеграция на уровне основополагающих идей, принципов, методов различных дисциплин, что обеспечивает целостное осознание, понимание сущности созидательной деятельности и методологическую готовность к ее осуществлению.

В качестве гипотезы можно предположить, что уровень конкретной предметной подготовки будущих военных специалистов будет выше, если он организован на фоне основных профилей его будущей деятельности - командного, инженерного и воспитательного, предполагающих владение системой знаний, сформированных на основе базовых дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и общепрофессиональных. Интеграция и систематизация полученных знаний по этим предметам выступает важным условием формирования высоких профессиональных и морально-психологических качеств будущего военного специалиста, его готовности к выполнению профессиональной деятельности в особых условиях [4].

Межпредметная интеграция позволяет сформировать у студентов умения и навыки деятельности интегративного характера, приобрести опыт практической деятельности объединения теоретического знания разных дисциплин, способствующий повышению результативности образовательного процесса и мотивации обучающихся к профессиональной деятельности. Интеграция иностранного языка в профессиональные дисциплины должна быть активно поддержана в самостоятельной работе обучающихся [19]. Примером может быть такое задание курсантам РВСН на самоподготовку как изучение материала на английском языке по их профессиональной дисциплине «Системы управления летательными аппаратами». Таким образом, сильной стороной межпредметной интеграции является то, что она мотивирует к самостоятельной познавательной активности курсантов, даёт стимул увидеть и понимать преимущества межпредметных связей, формирует интегрированный стиль мышления.

В то же время, задача дисциплины «иностранный язык» не является только прикладной, нацеленной на то, чтобы наделить будущих офицеров набором терминов и шаблонов общения, научить их работать с документами профессионального содержания. Для выпускника вуза, получившего основополагающие знания, иностранный язык должен стать не только средством труда, но и сделать его причастным к культуре Родины языка. Поэтому много разделов дисциплины посвящено страноведческому направлению, что также является важным вектором межпредметной интеграции. Страноведческие факты в различных форматах (аудио, видео, тексты, изображения, карты) наглядно отражают особенности иностранного языка как средства иноязычного общения. При изучении таких материалов у курсантов открывается перспектива для знакомства с действительностью в которой живет эта страна, они вряд ли смогут подчерпнуть такие сведения на других дисциплинах. Кроме того, понимание реалий страны изучаемого языка будет благоприятствовать межкультурному общению, в том числе и в профессиональной сфере.

Важно отметить также, что процесс обучения иностранному языку и культуре неотделим от познания родной культуры: в процессе сравнения происходит понимание культуры иностранной. Родная культура, таким образом, становится той базой, которая делает возможным приобщение к культуре другого народа, изучение и понимание её с помощью языка [15].

Внутрипредметная интеграция, которая направлена на установление смысловых, содержательных, структурных и технологических связей между разделами одной дисциплины. Данный вид интеграции позволяет выявить системообразующие связи, а также связи теории с практикой.

В процессе внутрипредметной интеграции осуществляется установление интегративных связей между разделами одной дисциплины, позволяющих объединить смысловые, содержательные, структурные и технологические компоненты в одно целое. Примером внутрипредметной интеграции дисциплины иностранный (английский) язык является логическая последовательность изучения тем, следование принципу от простого к сложному, от теоретического материала к практическим заданиям, соблюдается логическая связь дополнительных электронных учебных пособий с основным учебником, дополняется и актуализируется словарь профессиональных терминов для всего курса дисциплины.

Внутрипредметная интеграция в ФВА РВСН на кафедре «Иностранных языков» реализуется также за счет включения в интеграцию нового дополнительного материала, не входящего в содержание изучаемых учебных дисциплин для определенного круга курсантов, которые направляются на всероссийскую олимпиаду по английскому языку по различным на каждый год тематикам, например, «Миротворческие операции», «Защита здоровья граждан – основа безопасности государства», «Вооружение и военная техника США и Великобритании». Кроме того, предусмотрены дополнительные группы профессионального образования для курсантов, обладающих повышенными способностями к изучению иностранного языка и имеющих более высокий уровень знаний и умений, диагностируемый на первом курсе обучения в вузе. Соответственно осуществляется подбор материалов для факультативного обучения повышенной сложности, занимательные и актуальные темы, без отрыва от профессиональной направленности, чтобы увлечь такие группы курсантов, поддерживать их интерес к предмету для достижения ими самых высоких результатов владения УК.

Н.К. Чапаев, посвятивший педагогической интеграции большое количество трудов, в своих работах рассуждает о том, что характеристикой интеграции является ее личностная направленность: высшая цель интеграции - личность, восстановление ее целостной сущности. В профессиональной деятельности выделяется два вида интеграции: внутриличностная - стремление к достижению личностью Я-концепции и согласованности с ней собственного поведения, и межличностная - выработка общих основных принципов взаимодействия между партнерами, формирование социальной общности (пары, группы) [16].

Внутриличностная интеграция, обеспечивающая исследование достижений и формирование нового личностного опыта, что выражается в рефлексивной готовности к деятельности и сформированности профессионального мышления.

В процессе реализации интегративной модели результатом внутриличностной интеграции становится интеграция профессионального знания обучающегося. Достижение этого результата происходит при совмещении внутренних усилий личности курсанта и внешнего воздействия целенаправленного образовательного процесса, что всегда связано с проблемой осознания обучающимися ответственности за результат своего обучения, с готовностью личности к самоактуализации и саморазвитию [13].

Целевые установки на формирование компетенций в процессе обучения в вузе должны быть направлены на становление гуманистической социальной позиции обучающихся, необходимость которой обусловлена современными требованиями к социокультурному развитию будущего военного специалиста. Вместе с тем очень важно ценностное отношение к профессии, наличие положительной мотивации к профессиональной деятельности, побуждает обучающихся стать профессионалами в выбранной ими специальности, стимулирует желание заниматься творчеством. В процессе формирования УК обучающихся военного вуза реализация интегративного подхода в организации учебной и внеучебной познавательной деятельности по ИЯ в том числе направлено на формирование системы ценностей: чувство долга перед Отчизной, верность военным традициям, добросовестное служение Родине, ответственность за свои решения и др. Этому, например, способствует изучение таких тем на ИЯ как: «Москва - столица Российской Федерации», «Культура и традиции родного города» (данная тема имеет особое значение, так как в вузе учатся курсанты со всей России и стран СНГ), «Военная академия – история и традиции», «Знаменитые полководцы».  

Посредством дисциплины «иностранный язык» по мнению Е.И. Пассова реализуется культурологический смысл, так как одной из задач освоения иноязычной культуры становится не столько понимание другой культуры, сколько духовное совершенствование личности на базе новой культуры в ее диалоге с родной [12]. Следовательно, можно сказать, что изучение дисциплины «иностранный язык» во взаимосвязи между культурами, которая возникает в самой среде курсантов со всей многонациональной Российской Федерации, следует воспринимать с точки зрения предмета, который обладает значительным образовательным и воспитательным ресурсом.

Следует отметить, что большинство педагогов-практиков вузов не транслируют систему знаний, а фактически передают обучающемуся свое ценностно-смысловое отношение к знаниям, свою увлеченность ИЯ, свое ценностное отношение к выбранной профессии и т.д. [1].

Поэтому нельзя забывать и про внутриличностные интеграционные процессы преподавателя, рост профессиональной направленности личности педагога, которая определяется наличием у него интереса к обучающимся, увлеченностью профессией, желанием ею заниматься, выраженностью педагогического самосознания [7]. Требование соблюдения современных глобальных тенденций требует непрерывного развития личности учителя, расширения его кругозора, навыков работы с технологическими инструментами, умения работать в многозадачном режиме, а также развития его профессиональных компетенций [20].

Как показывает опыт работы, для эффективной, результативной организации учебного процесса и внеурочной деятельности преподавателю необходимо иметь в своем арсенале широкий веер технологий формирования универсальных учебных действий. Планируя каждое занятие, необходимо предусмотреть использование тех технологий, которые помогут смоделировать основные черты реального процесса коммуникации.

Межличностная интеграция, характеризующаяся установлением делового сотрудничества и сотворчества через многостороннюю открытость пространства исследовательского диалогического взаимодействия.

Результатом межличностной интеграции, во-первых, становится интеграция преподавателя и курсантов в единую группу. Гибрид опыта, знаний преподавателя и стремлений курсанта овладеть коммуникативными навыками общения на иностранном языке, вкупе образуют действенную гибридную модель взаимодействия преподавателя и курсанта. На основе личного опыта преподавания разработаны различные модельные варианты такого взаимовыгодного сотрудничества («Полный гибрид», «Активный гибрид», «Подключаемый гибрид») при изучении иностранного языка учитывают специфику обучения в военном вузе: неравномерность расписания, нахождение курсантов в наряде, в подготовке парадов, само по себе нахождение на казарменном положении, секретность структуры, ограниченность Интернет-ресурсов, текущая обстановка в мире и т.д., а также учитывается курс обучения, уровень знаний на каждом этапе обучения. Практическое осуществление гибридной модели позволяет создавать индивидуальные траектории обучения с учетом особенностей организации образовательного процесса в военном вузе. Кроме того, для поддержания заинтересованности курсантов в обучении применение модельных вариантов осуществляется с помощью использования мотивационной составляющей системы балльно-рейтинговых оценок. Оценка выставляется за каждый урок каждому курсанту, что создает здоровую конкуренцию между обучающимися и мотивирует работать усерднее, чтобы накопить за весь курс высокую рейтинговую сумму баллов, позволяющую попасть в список курсантов, освобожденных от зачёта. Т.е. получить свой персональный рейтинг, для достижения высокого уровня которого необходимо упорно работать весь год. Такая конкурентная межличностная среда стимулирует в своеобразной игровой форме к учебной деятельности, держит в тонусе, не позволяет расслабляться, дабы не упустить выгодного положения в итоговой таблице баллов.

Таким образом, во-вторых, в процессе обучения, реализации гибридной модели взаимодействия, использования различных педагогических методов (например, метод проектов) осуществляется межличностное взаимодействие курсантов между собой, выработка навыков общения, сотрудничества, сотворчества, нахождение баланса человеческих отношений, что непременно будет способствовать также положительному опыту межкультурного взаимодействия, тренировки коммуникативных умений. Это особенно важно, так как поддержание связей культур на более высоком уровне приводит к необходимости переоценки межкультурных контактов и собственной культурной идентичности на основе идей межкультурной толерантности, восприятия культурных различий и общения на равных. В современном мире отмечается стремление народов к возрождению национальной культуры, сохранению своей самобытности, что нередко сопровождается возрастанием межнациональной напряженности, конфликтам, открытому противостоянию. Поэтому сегодня в нашей стране особенно актуальна значимость поликультурного воспитания, толерантного отношения к особенностям и традициям иных культур, что диктует необходимость повышения культурного статуса образования, изменения профессиональной деятельности педагогов [3].

В-третьих, интеграция преподавателей, устанавливающих интегрированные цели, содержание обучения, создающих комплекс методов и форм проверки уровня освоения теоретических знаний, умений и приобретения практического опыта их применения в профессиональной деятельности. Преподаватель может интегрировать в учебный процесс инновационные образовательные технологии, помочь обучающимся адаптироваться к ним и получить наиболее эффективный результат [20]. Например, на заседаниях кафедры «Иностранных языков» ФВА РВСН на постоянной основе осуществляется распределение обязанностей по формированию общей базы основного и дополнительного материала для улучшения процесса обучения, его обновления в соответствии с текущей ситуацией в образовании, стране и мире, а также подготовка общими усилиями преподавательского состава к ежегодной международной олимпиаде по английскому языку среди военных учебных заведений. Кроме того, все преподаватели кафедры ведут научную деятельность, а некоторые проводят диссертационное исследование на смежные темы, такие как формирование лексической компетенции, методические подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военных технических вузов. Всё это создает возможности для обмена опытом, дискуссий и споров, в которых, как известно, рождается истина, чему, несомненно, способствует межличностная интеграция, но не только на уровне «преподаватель-преподаватель», но и на уровнях «преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся». Обмен опытом создает ощущение принадлежности к некой целостности, которая обладает информационной безграничностью и внушительным потенциалом. Образовательное пространство создается из реальных обстоятельств, из личностных особенностей тех, кто его выстраивает [6]. Поэтому внутриличностная интеграция тесно переплетается с межличностной и имеет субъектный характер, базируется на развитии потенциала человеческой личности.

На основе всего вышесказанного для более наглядного представления уровни интеграции можно изобразить в виде схемы (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровни интеграции в ФВА РВСН на кафедре «Иностранных языков

 

В заключение хочется еще раз отметить, что сегодня интеграция становится ведущей тенденцией в развитии педагогики как науки. Процесс интеграции в науке связывают с новой научной парадигмой. Ученые отмечают, что многомерный мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, необходимо формировать многомерную личность с дифференцированным мышлением [9]. Когда становление военного специалиста в поликультурном мире начинается уже со знакомства многонационального контингента курсантов между собой в сформированных учебных группах в стенах военной академии, то, несомненно, что формирование и развитие универсальных компетенций коммуникации и межкультурного взаимодействия играют особую важную роль в развитии личности будущих офицеров-ракетчиков в том числе и на иностранном языке.  В то же время, личная профессионализация в современном контексте требует эффективной обработки информации. Такая информация представлена в глобальном научном сообществе в основном на английском языке. Владение иностранным языком становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности [19].

Поэтому, многоаспектная стратегическая концепция интегративного подхода, когда гибридное взаимодействие обучающихся и преподавателей, развитие их профессионализма и личностных качеств, собственно межличностная и внутриличностная интеграция, происходит на фоне внутрипредметной и межпредметной интеграции при изучении иностранного языка, то можно предположить, что она в полной мере будет отвечать поставленной задаче формирования универсальных компетенций. Данное теоретическое исследование составляет базу для последующей практической реализации интегративного подхода.

References

1. Abramkina O.G., Arhipenko M.A., Dulepova Yu.V. Integrativnyy podhod v formirovanii obschekul'turnyh kompetenciy u obuchayuschihsya voennogo vuza sredstvami inostrannogo yazyka // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2020. №4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-formirovanii-obschekulturnyh-kompetentsiy-u-obuchayuschihsya-voennogo-vuza-sredstvami-inostrannogo-yazyka (data obrascheniya: 02.11.2022). (in Russia)

2. Bim I.L. Yazykovoe obrazovanie v nacional'no-kul'turnom nasledii Rossii. 2001. Pp. 4-5. (in Russia)

3. Blagov Yu.V., Yusupova L.G. Integrativnye zanyatiya v polikul'turnom mediaprostranstve // Vestnik VUiT. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnye-zanyatiya-v-polikulturnom-mediaprostranstve (data obrascheniya: 28.10.2022) (in Russia)

4. Gavrilova S. G., Hudik V. A. Model' integrativnogo podhoda v kompleksnoy podgotovke voennyh specialistov v usloviyah grazhdanskogo morskogo vuza // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-integrativnogo-podhoda-v-kompleksnoy-podgotovke-voennyh-spetsialistov-v-usloviyah-grazhdanskogo-morskogo-vuza (data obrascheniya: 13.11.2022). (in Russia)

5. Galickih E. O. Integrativnyy podhod kak teoreticheskaya osnova professional'no-lichnostnogo stanovleniya buduschego pedagoga v universitete: special'nost' 13.00.08 "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya": dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskih nauk / Elena Olegovna Galickih; Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni A.I. Gercena - Sankt-Peterburg, 2002.- 387 p. (in Russia)

6. Galickih E. O. Pedagogicheskie masterskie kak sposob formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti studentov / E. O. Galickih, O. V. Romanova // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2009. - № 4-3. - P. 61-67. - EDN MGVOAV. (in Russia)

7. Kopovaya O.V., Erofeeva M.A., Shanin S.V. Professional'naya kul'tura pedagoga kak uslovie organizacii effektivnogo pedagogicheskogo vzaimodeystviya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. Metodologiya i teoriya psihologo-pedagogicheskih isledovaniy. 2021. Tom 6, № 4. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45877/view#article-info (data obrascheniya: 06.11.2022). (in Russia)

8. Murtazina E.M., Amirova G.G. Sovremennye teoreticheskie podhody k obucheniyu inostrannym yazykam: smena paradigm // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoreticheskie-podhody-k-obucheniyu-inostrannym-yazykam-smena-paradigm (data obrascheniya: 28.10.2022). (in Russia)

9. Nagel' O.I. K voprosu ob integracii v obrazovanii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-integratsii-v-obrazovanii (data obrascheniya: 03.11.2022). (in Russia)

10. Pak M.S. Metodologiya integrativnogo podhoda. Prezentaciya. URL: https://mspak.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/ao3.pdf (data obrascheniya: 14.11.2022).

11. Pak M.S. Teoreticheskie osnovy integrativnogo podhoda v processe himicheskoy podgotovki uchaschihsya proftehuchilisch: Avtoref… diss. d-ra ped. nauk. - L., 1991.

12. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur» M.: Prosveschenie, 2000 (in Russia)

13. Fedotova T.Yu. Formirovanie integrativnogo myshleniya studentov-muzykantov pedagogicheskogo kolledzha // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2021. №77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-integrativnogo-myshleniya-studentov-muzykantov-pedagogicheskogo-kolledzha (data obrascheniya: 03.11.2022). (in Russia)

14. Frideriks A.V. Sposoby razvitiya poznavatel'noy aktivnosti kursantov raketnyh voysk strategicheskogo naznacheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku // Zhurnal Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2019. - № 5 - S. 164-168. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37539 (data obrascheniya: 06.11.2022). (in Russia)

15. Hisamutdinova N. V. Mezhpredmetnaya integraciya kak sredstvo povysheniya effektivnosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v nelingvisticheskom vuze // ANI: pedagogika i psihologiya. 2017. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-nelingvisticheskom-vuze (data obrascheniya: 03.11.2022). (in Russia)

16. Chapaev N.K. Integraciya obrazovaniya i proizvodstva: metodologiya, teoriya, opyt: monografiya [Grif UMO] / N. K. Chapaev, M. L. Vayshteyn; Ros. gos. prof.-ped. un-t, Ros. akad. obrazovaniya Ural. otd-nie, In-t razvitiya regional'nogo obrazovaniya, Chelyab. in-t razvitiya prof. obrazovaniya. - Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChIRPO, 2007. - 403 s. (in Russia)

17. Chapaev N.K., Choshanov M.A. Strategiya sozdaniya sovremennoy koncepcii integrativno-celostnogo obrazovaniya (na primere opyta gornozavodskih shkol Urala) // Obrazovanie i nauka. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-sozdaniya-sovremennoy-kontseptsii-integrativno-tselostnogo-obrazovaniya-na-primere-opyta-gornozavodskih-shkol-urala (data obrascheniya: 03.11.2022). (in Russia)

18. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk: Izd-vo RBIU, 2010. - 317 p. (in Russia)

19. Integrative approach to teaching english at university: sociological study [Electronic resource] / T. I. Monastyrskaya, G. V. Toropchin // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2019. - Vol. 333 : Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). - P. 490-494. - Mode of access: https://download.atlantis-press.com/article/125913443.pdf. - Title from screen - DOI:https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.92.

20. The role of modern language and educational technologies in a digital science / N. A. Deberdeeva, M. A. Erofeeva, R. R. Kazaryan [et al.] // REVISTA ENTRELINGUAS. - 2021. - Vol. 7. - No S8. - P. 16372. - DOIhttps://doi.org/10.29051/el.v7iesp.8.16372. - EDN KBXJHW.

Reviews
1. FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCES AMONG CADETS ON THE BASIS OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Authors: Bashlueva Natalya


Login or Create
* Forgot password?