ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению различных аспектов формирования и развития профессиональной культуры педагогических работников. В первой части публикации раскрываются понятия «педагогическая культура», «профессиональная культура педагога», «профессионально-педагогическая культура», выделяются аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты культуры, являющимися структурными компонентами профессионально-педагогической культуры. Авторы дают поэтапного описание процесса формирования профессионально-педагогической культуры. Отмечается, что педагогическая культура является неотъемлемым компонентом педагогического работника; описывается модель современного педагога, обладающего необходимым уровнем профессиональной культуры для осуществления педагогической деятельности, состоящая из ценностного, деятельностного и личностного компонентов. Характеристика основных компонентов педагогической культуры позволила представить процесс формирования педагогической культуры как поэтапную смену следующих уровней: адаптации, репродукции и творческого поиска. На основе сущностного, функционального и структурного анализа профессиональной культуры педагога во второй части публикации изложены результаты эмпирического исследования авторского коллектива по теме исследования, определены уровни сформированного педагогической культуры учителя. Исследование проводилось с 2017 по 2019 г. на базе трех региональных институтов развития дополнительного профессионального образования Приволжского федерального округа; выборка составила 370 человек. По итогам исследовательской работы была разработана программа развития педагогической культуры. Содержание программы определяется диагностическим блоком, представленным диагностическими методиками; развивающим блоком, направленным на формирование ценностного и деятельностного компонентов педагогической культуры учителя и состоящим из мероприятий, стимулирующих профессиональную активность педагогов и повышающих педагогическое мастерство и коррекционным блоком, направленным на проектирование и реализацию системы мер по анализу и исправлению реальных или потенциальных проблем педагогов в личностной сфере.

Ключевые слова:
профессиональная культура педагога, педагогическое взаимодействие, уровень педагогической культуры
Текст

Введение. Высокий уровень профессиональной культуры является важнейшей составляющей личности педагога.

Понятие «профессиональная культура педагога», или «педагогическая культура», стало объектом изучения современной педагогической науки относительно недавно. В обыденном сознании под педагогической культурой понимается комплекс норм, правил поведения; проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность, образованность [3].

Носителями педагогической культуры выступают профессионалы-педагоги и лица, занимающиеся педагогической практикой на непрофессиональном уровне, например родители. В связи с этим педагогическая культура педагогов чаще всего носит название «профессионально-педагогическая культура».

Профессионально-педагогическая культура – это комплексная характеристика личности педагога, включающая необходимый уровень овладения профессионально-педагогическими ценностями, личностно ориентированными технологиями и приемами творческой самореализации в профессиональной деятельности [2].

В.А. Сластенин и И.Ф. Исаев в структуре профессионально-педагогической культуры выделили аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Основная часть. Аксиологический компонент культуры представлен комплексом педагогических ценностей. В ходе педагогической деятельности педагоги получают профессиональные знания и умения, применяют их в реальной жизни и определяют степень их значимости. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящее время большую референтность для социума и конкретной педагогической системы, воспринимаются как педагогические ценности.

Профессиональное становление педагога связано с освоением педагогической деятельности и приобретением педагогических ценностей. Классифицируя педагогические ценности по уровню их существования, можно выделить общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные [1].

Технологический компонент представляет собой методы и приемы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в культуре общения. Эта составляющая культуры педагога определяется глубиной предупреждения предполагаемых педагогических ошибок, а также пониманием наиболее оптимальных способов развития педагогических способностей [8, с. 92].

Личностно-творческий компонент отражает механизм овладения данным видом культуры. Педагог творчески подходит к осуществлению своей профессиональной деятельности, участвует в формировании педагогических ценностей. Осознанное усвоение педагогом существующих педагогических ценностей определяется его личностными особенностями и направленностью его педагогической деятельности.

Исследование педагогической культуры будет, на наш взгляд, неполным без функционального анализа, который раскрывает процессуальную сторону данной категории. Результаты проведенного В. Ф. Исаевым сущностного, структурного и функционального анализа отражены на схеме (рис. 1) [3].

 

Рис. 1. Структура профессионально-педагогической культуры

 

Профессиональную культуру педагога мы определяем как универсальную систему, включающую профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в профессионально-педагогической области, регулируют педагогическую деятельность.

Путь становления педагогической культуры студента в процессе его профессиональной подготовки в образовательной организации высшего образования направлен на освоение педагогической, культурно-просветительской, проектной и исследовательской деятельности. В ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

В процессе прохождения программы бакалавриата будущий педагог должен приобрести общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, которые выступают базовыми образованиями для формирования педагогической культуры.

Научно-исследовательская работа, формируя исследовательские компетенции будущих педагогов, выступает средством развития профессиональной культуры студентов. Исследовательская деятельность помогает студенту развивать свою исследовательскую культуру как профессионально важное личностное качество, позволяющее работать в ситуации неопределенности.

Формирование педагогической культуры интенсивно происходит прежде всего в профессиональной среде и в процессе осуществления педагогической деятельности. Вхождение в профессиональную среду является важным периодом  развития молодого педагога. Этот период позволяет молодому специалисту переосмыслить усвоенную в процессе получения образования систему индивидуальных и профессиональных ценностей, найти новую профессиональную мотивацию, опробовать приобретенный набор общекультурных, профессиональных компетенции и пр.

Эффективность профессиональной адаптации педагога будет определяться тремя факторами: педагогической мотивацией, уровнем личностного и профессионального развития, спецификой профессионально-педагогической среды.

Развитие педагогической культуры – продолжительный процесс, эффективность которого зависит от успешного включения молодого педагога в деятельность педагогического коллектива. Педагогический коллектив имеет следующие особенности: высокая степень общественной активности; высокая степень самоорганизации самоуправления; коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты; гендерно-однородный и вместе с тем многочисленный состав.

Вхождение молодого специалиста в новый коллектив происходит на формальном (например, участие в педсоветах, методобъединениях, в разнообразных совещаниях) и неформальном (дружеские отношения с коллегами) уровне. В ходе такого взаимодействия молодой педагог имеет возможность профессионально самоутвердиться, демонстрируя свои профессиональные устремления, ценности, продолжая развивать свою профессиональную культуру.

Важная роль в профессиональном развитии педагога отводится его участию в методической деятельности, основными формами являются: методические объединения, методические советы, методические дни, наставничество, проблемные (инновационные) группы и др.

Формирование профессиональной культуры педагога происходит в процессе непрерывного образования и включает в себя такие этапы, как получение профессионального образования, формирование культуры в профессионально-педагогической среде, получение дополнительного профессионального образования, самообразование и самовоспитание.

Профессиональная культура педагога является значимым фактором успешного осуществления педагогической деятельности. Педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, успешно реализует свои профессиональные функции и обязанности. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо описать модель педагога, который соответствует современным требованиям. Модель современного педагога, обладающего необходимым уровнем профессиональной культуры для осуществления педагогической деятельности, состоит из ценностного, деятельностного и личностного компонентов. Остановимся на характеристике каждого из них.

Ценностный компонент мы представляем как совокупность ценностей (социальных и профессиональных), которые являются важнейшими элементами человеческой культуры [9]. Педагогические ценности можно разделить на общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. Иерархия ценностей, обусловливающая мотивацию и выступающая в качестве регулятора поведения личности, определяется как ценностные ориентации.

Д. В. Каширский, исследовав ценностные ориентации педагогов общего и профессионального образования, разделил последних на три типа:

1-й тип – педагоги, склонные к симбиозу и эгоцентризму. Они ориентированы на эмоционально-смысловую общность с обучающимися, что проявляется в некритичной демонстрации им своих конструктивных и деструктивных установок.

2-й тип – педагоги, склонные к эгоцентризму и группоцентризму. Они ориентированы как на себя, так и на обучающихся. Педагоги этого типа  интересы группы могут ставить выше интересов личности. Чаще всего это педагоги-предметники, которые ориентированы на исполнение профессиональных обязанностей в предметной сфере, но нередко испытывают трудности при сотрудничестве с обучающимися на личностном уровне. Как показывает практика, система высшего образования ориентирована на подготовку педагогов данного уровня.

3-й тип – педагоги, для которых характерен, с одной стороны, группоцентризм, а с другой – признание гуманистических и нравственных ценностей. Эгоцентризм на этом уровне ликвидируется, а группоцентризм нивелируется ценностями более высоких уровней. Такой педагог ориентирован на взаимодействие, диалог и сотрудничество [4].

Высокий эгоцентризм подразумевает извлечение педагогом личной выгоды. Для такого педагога характерен авторитарный стиль отношений, желание реализоваться за счет другого. Другие чаще всего воспринимаются как средства достижения собственных целей. Если такой педагог демонстрирует социально значимые качества, то использует это для самоутверждения. Доминирующий эгоцентризм педагога мешает продуктивному профессиональному развитию его самого и обучающихся. Такой педагог не способен демонстрировать обучающимся ценности культуры. Если уровень максимально высокий, то реализация педагогом своих профессиональных функций затруднена.

Доминирование группоцентризма делает личность педагога транслирующей или формирующей. Педагог с эксплицитным группоцентризмом идентифицирует себя с группой на основе групповой морали. Такой педагог транслирует воспитанникам гражданские ценности и формирует у них патриотические качества. Преобладание гуманистической доминанты позволяет педагогу использовать личностно ориентированную стратегию взаимодействия, основой которой является воспитание человека, способного к саморазвитию и творчеству. Педагог гуманистического уровня осуществляет вклад в педагогическую культуру и формирует личную культуру обучающихся.

Таким образом, можно резюмировать, что ценностные ориентации педагога являются не только центральной характеристикой его личности, но и критерием его профессионализма и степени сформированности педагогической культуры [4].

Деятельностный компонент мы рассматриваем как совокупность методов, форм, средств, технологий, которые педагог использует в своей профессиональной деятельности [7]. Уровень владения педагогическим инструментарием позволяет нам выделить следующие типы педагогов: педагог-мастер, педагог-творец, педагог-новатор.

Педагог-мастер осознанно, разнообразно и гибко применяет в собственной практике методы, приемы, формы и средства работы, давно и прочно вошедшие в педагогику и частные методики.

Педагог-творец вносит в образовательную практику существенно новые элементы педагогической технологии, т.е. применяет новые методы, приемы, формыа и средств работы с учащимися.

Педагог-новатор ищет принципиально новые пути решения учебно-воспитательных задач. Педагоги-новаторы – наиболее спорный и противоречивый тип педагогов, так как результаты их труда сложно измерить количественными показателями.

Личностный компонент педагогической культуры представлен позицией педагога, направленностью его личности и профессионально значимыми качествами. Дадим характеристику каждой составляющей личностного компонента педагогической культуры.

Педагогическая позиция – это устоявшееся отношение к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которое является источником активности педагога и отображением его личности, характера общественной ориентации, типа аскриптивного поведения и деятельности. На формирование педагогической позиции воздействуют профессиональные аттитюды, индивидуально-типологические характеристики личности, темперамент и характер педагога.

Профессиональная направленность личности педагога определяется наличием у него интереса к обучающимся, увлеченностью профессией, желанием ею заниматься, выраженностью педагогического самосознания. Имплицитная профессиональная направленность определяет успешность формирования профессионального самосознания (понимание педагогом норм, правил, поведения в профессиональной среде, принятие профессиональных эталонов, образцов и профессиональная рефлексия).

Педагог в своей деятельности может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на педагогическое воздействие на воспитанников, на сообщество обучающихся, на цели педагогической деятельности. Последняя направленность связана с гармоничным всесторонним развитием личности воспитанников.

В.В. Маткин выделяет познавательную направленность личности педагога и описывает несколько моделей педагогов на этой основе.

1-я модель. Педагог – активный потребитель новой информации, имеет большое количество интересов и увлечений, не связанных с профессией, работает по специальности, в свободное время удовлетворяет свои личные познавательные потребности.

2-я модель. Педагог – активный потребитель новой информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности, но приоритет отдает знаниям, которые расширяют общий кругозор.

3-я модель. Педагог проявляет познавательный интерес только к информации, которая связана с его профессиональной деятельностью. Педагоги этой категории квалифицируют знания через призму воспитательных функций и стремится включить ее в область профессиональных интересов.

4-я модель. Педагог дифференцирует всю информацию на профессиональную и внепрофессиональную. Эта категория «узких профессионалов», увлеченных только профессиональной информацией [8].

Педагогу с высоким уровнем развития педагогической культуры должна быть присуща высокая познавательная активность, творческая направленность профессиональных интересов.

Наряду с профессиональной направленностью высокую эффективность педагогической деятельности обеспечивают профессионально важные качества личности педагога, которые выступают характеристиками в структуре личностного компонента педагогической культуры. Специалист, выбравший сферу педагогической деятельности, должен быть ориентирован  на формирование у себя профессионально важных качеств, т.к. их совершенствование ведет к развитию педагогической культуры учителя.

Характеристика основных компонентов педагогической культуры дает возможность представить процесс формирования педагогической культуры как поэтапную смену следующих уровней: адаптации, репродукции и творческого поиска.

Педагог, находящийся на уровне адаптации, имеет нестабильное отношение к педагогической профессии, цели собственной профессиональной деятельности размыты и не являются ориентиром и критерием его деятельности. Педагог на данном уровне демонстрирует в профессии только общесоциальные ценности, ему присущ низкий уровень значимости профессии, он руководствуется прагматической мотивацией. Педагог решает стандартные профессиональные задачи и не ориентируется на перспективу. В деятельности такой педагог использует усвоенный алгоритм, который является результатом его личного опыта или опыта знакомых педагогов. Творческий подход в собственной деятельности им отвергается. Такого педагога отличает низкая степень профессиональной активности, он не испытывает потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. Профессиональная деятельность не приносит ему удовлетворения.

Уровень репродукции характерен для педагога, демонстрирующего устойчивое ценностное отношение к профессии, проявляющего интерес и увлеченность профессией. Педагог на этом уровне понимает значимость психолого-педагогической информации, проявляет гуманистическую направленность при организации и осуществлении педагогической деятельности. Он способен решать не только типовые, но и нестандартные задачи, требующие трансформации известной информации с учетом новых условий. Педагогический инструментарий используется на высоком репродуктивном уровне. Педагог, педагогическая культура которого находится на репродуктивном уровне, испытывая потребность в саморазвитии и самообразовании, удовлетворяет ее посредством участия в большом количестве обучающих семинаров, повышении квалификации. В силу этого в его деятельности можно увидеть элементы индивидуальности и неповторимости.

Творческо-поисковый уровень педагогической культуры присущ педагогу с высокой целенаправленностью, устойчивостью профессиональных интересов и потребностей, который при осуществлении педагогической деятельности руководствуется широкими социальными мотивами. Он осознает социальную ценность профессии, демонстрирует наличие профессионально важных качеств при взаимодействии с коллегами и обучающимися. Видимая динамика присутствует в структуре деятельностного компонента: используется широкий спектр методов, форм, средств и технологий в обучении, воспитании. Педагог не боится экспериментировать в педагогической деятельности, используя творческий подход. Взаимодействие с обучающимися и коллегами имеет личностную направленность и опирается на гуманистический подход. Педагог, педагогическая культура которого находится на поисковом уровне, испытывает потребность в саморазвитии и самообразовании, которую не только самостоятельно реализует, участвуя в обучающих семинарах, повышении квалификации, но и инициирует их проведение. Такие педагоги находятся в постоянном методическом поиске, демонстрируют высокие результаты в профессиональной деятельности, имеют позитивный настрой и созидательную позицию в профессии, обладают  педагогической интуицией, воображением, социальной активностью и мобильностью [3].

Сущностный, функциональный и структурный анализ профессиональной культуры педагога позволил нам составить целостное представление о данном феномене. В период с 2017 по 2019 г. нами было проведено эмпирическое исследование профессиональной культуры педагогов общего образования, которые проходили курсы повышения квалификации в трех региональных институтах дополнительного профессионального образования Приволжского федерального округа. Выборка составила 370 человек со стажем педагогической деятельности не менее пяти лет. Данный период времени был взят как значимый в развитии педагогической культуры, так как именно в первые пять лет педагогической деятельности происходит профессиональная адаптация, самоопределение, складываются профессиональные цели, формируются профессиональные интересы, может быть изменен профиль педагогической деятельности, а также потому, что значительная часть педагогов уходит из профессии именно в этот период времени.

Профессиональная культура педагога рассматривается в нашем исследовании как совокупность ценностного, деятельностного и личностного компонентов. Высокий уровень развития каждого из перечисленных компонентов свидетельствует о высоком уровне культуры педагога в целом [6].

Выводы. В исследовании мы ориентировались на выявление трех основных типов направленности педагога: личностной, коллективистской, деловой [5]. Педагогическая культура является комплексным образованием. В связи с этим при разработке программы развития педагогической культуры учителя мы исходили из того, что эффективность формирования педагогической культуры учителя определяется успешностью развития ее структурных компонентов (ценностного, деятельностного и личностного).

Цель программы – развитие педагогической культуры учителей.

Достижение выдвинутой цели возможно через решение следующих задач:

– повышение профессиональной активности учителей посредством развития профессионально-поисковых компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности и профессионального совершенствования;

– повышение уровня владения традиционным и инновационным педагогическим инструментарием посредством участия педагогов в конкурсах мастерства муниципального, регионального и всероссийского уровня;

– проведение предварительных и итоговых срезов, позволяющих адекватно замерять динамику формирования компонентов педагогической культуры учителя;

– коррекция основных показателей личностного компонента педагогической культуры (направленности личности, профессионально значимых качеств, психоэмоционального состояния, стиля взаимодействия и др.).

Содержание программы.

I. Диагностический блок представлен диагностическими методиками, используемыми для проведения предварительных и итоговых срезов и позволяющими адекватно замерять динамику формирования компонентов педагогической культуры учителя:

– методика диагностики направленности личности педагога (В. Смекал и М. Кучер);

– методика выявления уровня педагогического мастерства;

– методика «Психологический портрет учителя» (З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина).

II. Развивающий блок направлен на формирование ценностного и деятельностного компонентов педагогической культуры учителя и состоит из мероприятий, стимулирующих профессиональную активность педагогов и повышающих педагогическое мастерство.

Мы предполагаем, что низкая профессиональная активность педагогов, принимавших участие в нашем исследовании, обусловлена дефицитом знаний и умений в сфере научно-исследовательской деятельности, профессионального совершенствования и т. п. В связи с этим мы предлагаем комплекс мероприятий, направленный на ликвидацию имеющихся пробелов, а также приобретение компетенций самостоятельного поиска, отбора и использования информации и включающий в себя: обучающие семинары, научные конференции, конкурсы педагогического мастерства и пр.

III. Коррекционный блок направлен на проектирование и реализацию системы мер по анализу и исправлению реальных или потенциальных проблем педагогов в личностной сфере: направленности личности, профессионально значимых качеств, психоэмоционального состояния, стиля взаимодействия и др. За основу коррекционных мер в работе с педагогами мы взяли тренинговые упражнения, направленные на исправление выявленных в ходе предварительной диагностики параметров.

Первый модуль ориентирован на понимание педагогами своего «я» (чувств, отношений, позиций, потребностей, установок, мотивов поведения и др.).

Второй модуль направлен изменение особенности взаимодействия педагога с коллегами, обучающимися и их родителями посредством развития профессионально значимых качеств.

Третий модуль состоит из упражнений, способствующих анализу и решению личностных проблем, отреагированию на травматические профессиональные переживаний и опыт, приобретению навыков саморазвития.

Последовательная реализация данной программы будет способствовать эффективному развитию ценностного, деятельностного и личностного компонентов педагогической культуры учителя.

Список литературы

1. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов на Дону, 1995. 135 с.

2. Гайсина Г.И. Профессионально-педагогическая культура вузовского преподавателя. URL: http://bspu.ru/course/21162/21172.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М: Академия, 2002. 208 с. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/486849-1-isaev-professionalno-pedagogicheskaya-kultura-prepodavatelya-oglavlenie-predislovie-glava-kulturologicheskiy-po.php.

4. Каширский Д.В. Смысловые образования в структуре личности современного педагога // Психология и школа. 2012. Вып. 3. С. 34-53.

5. Коповая О.В. Анализ основных направлений формирования педагогической культуры учителя // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3. С. 133-140.

6. Коповая О.В., Шанин. С.В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие. Саратов: изд-во ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 88 с.

7. Коповой А.С. Актуальность диагностики медиапотребления // Пензенский психологический вестник. 2015. № 2(5). С. 55-62.

8. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М: Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

9. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: учебное пособие. М: МГУ ПС (МИИТ), 2008. 157 с. URL: http://thematic_philosophical.academic.ru/368/ ЦЕННОСТИ.

Рецензии
1. Профессиональная культура педагога как условие организации эффективного педагогического взаимодействия Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?