MODERN TRENDS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SCIENCE AND EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the current trends of professional training of specialists in the conditions of digital transformation of science and education. Integration of information technologies into almost all spheres of life support of citizens, digitalization of various types of professional activities conceptually changes not only the previously existing formats of relations, but also directly affects the culture and forms of professional and interpersonal interaction between people, and also provides a certain level of information socialization. Taking into account the uniqueness of the possibilities of information technologies in science and education allows us to talk about a qualitative change in the socio-economic life of society, rethinking scientific and educational activities, effective communication between subjects of digital transformation at various levels. Priority and significant today are such trends in the context of professional training of specialists as: continuing education of specialists studying, taking into account the use of various information resources; collective form of interaction in teaching, with a focus on solving certain applied tasks, focusing on obtaining specific practical knowledge, skills and abilities; implementation of a differentiated approach to building pedagogical interaction between the teacher and students, individualization of learning; use of distance and mixed learning formats; improvement of educational platforms in educational practice; the use of artificial intelligence technologies in online education, virtual and augmented reality, gamification of the educational process; the construction and use of digital twins in education; the acquisition of knowledge, skills, skills, competencies in the framework of mentoring, with the participation of a professional (teacher-mentor, teacher-practitioner, practicing consultant, expert); the development of educational programs, corresponding to the priority directions of development of society and economy. The use of new educational practices in the framework of professional training, based both on the use of information technologies and on traditional approaches of pedagogical interaction, allows not only to realize learning goals, but also to be involved in active social life and professional activities.

Keywords:
digital transformation of science and education, professional training, digital competencies, information technology, professional development
Text

В современном обществе все большее внимание уделяется таким феноменам, как «цифровая трансформация» (различных сфер деятельности), «цифровая экономика», «инновационные и информационные технологии», «цифровизация научной и образовательной деятельности», «цифровая зрелость организации» и др. Сегодня интеграция информационных технологий практически во все сферы жизнеобеспечения граждан, цифровизация различных видов профессиональной деятельности, по сути, концептуально меняет не только ранее существовавшие форматы отношений, но и прямым образом затрагивает культуру и формы профессионального и межличностного взаимодействия между людьми, а также обеспечивает определенный уровень информационной социализации. В этом плане, учитывая социально-экономические преобразования в обществе, поколение людей, родившихся после 90-х гг. XX века, нередко именуют «Net Generation», «iGeneration» (в переводе «Сетевое поколение», «Рожденные цифровыми»), которое характеризуется своим собственным отношением и восприятием окружающего мира с помощью сетевых технологий (виртуальной сети), специфичной реализацией познавательных, ментальных процессов, ранее не существовавшими до этого механизмами социализации и адаптации в информационном обществе [15, 17].

Понятие «цифровая трансформация» не так давно охватило различные стороны общественной жизни и в настоящее время под ней подразумевается определенная совокупность мероприятий, которая осуществляется каким-либо органом государственной власти с целью определенных изменений (другими словами, трансформаций) по реализации и предоставлению государственных услуг и обеспечения своей деятельности в разрезе исполнения функций, в основе чего лежит использование различных данных в цифровом формате с активным внедрением и реализацией информационных (цифровых) технологий в деятельности [4].

В обществе и различных структурах меняется сейчас сам фокус цифровой трансформации: от цифровизации основных процессов и видов деятельности – к трансформации всех систем взаимодействия. Само понятие «цифровая трансформация» («digital transformation») начало активно использоваться в профессиональной научной литературе не так давно. Можно привести следующие, наиболее часто встречающиеся определения цифровой трансформации:

– это, прежде всего, качественные изменения революционного характера, которые заключаются как в изменениях информационного (цифрового) плана, так и содержательном преобразовании экономических процессов в контексте изменения их структуры, при этом происходит перенос создания так называемой добавленной стоимости в направлении использования цифровых процессов в целом;

– активное использование различных данных и информационных технологий для изменения, преобразования различных видов профессиональной деятельности в обществе и в экономике труда;

– применение научных разработок, основанных на информационных технологиях, для решения разноплановых задач общества;

– качественные и значительные изменения не только отдельных, а большинства экономических и общественных процессов за счет повсеместного развития информационных (цифровых) технологий и их внедрения в жизнь граждан [3].

Есть и другие определения цифровой трансформации, но даже из приведенных примеров видно, что данное понятие достаточно комплексное. Важно подчеркнуть, что сегодня цифровые технологии развиваются достаточно динамично и спрогнозировать последствия их развития и внедрения зачастую представляется затруднительным, тем более в долгосрочной динамике и в этом смысле цифровая трансформация, можно полагать, задает ориентиры цифрового развития и информационных изменений в обществе.

Проведенный анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что основной характеристикой цифровой трансформации является качественные, содержательные преобразования в деятельности, реализующиеся на специальных цифровых платформах и имеющие значимый эффект от их внедрения и реализации в социально-экономическом аспекте. Можно смело говорить о том, что цифровая трансформация сегодня – это содержательное изменение различных бизнес-процессов в любой организации, качественное преобразование отношений и форматов профессионального взаимодействия между ее участниками, совершенствование организационных изменений, формирование цифровых компетенций и цифровой культуры специалистов, оптимизация работы с данными и с информационными технологиями [3, 4, 5].

Цифровая трансформация научно-исследовательской и образовательной деятельности является необходимым условием для перехода к более широким понятиям, таким как «цифровая экономика», «информационное (цифровое) общество» и др. Важно понимать, что учет уникальности возможностей информационных технологий в науке и образовании позволяет говорить о качественном изменении социально-экономической жизни общества, переосмыслении научной и образовательной деятельности, эффективной коммуникации между субъектами цифровой трансформации на различных уровнях [9].

В контексте цифровой трансформации сегодня пока существует проблема профессиональной подготовленности специалистов к владению инновационными технологиями. В настоящее время не все сотрудники и работники организаций и учреждений обладают достаточными профессиональными цифровыми компетенциями, необходимыми для успешного внедрения цифровой трансформации. Формирование цифровой культуры специалистов в информационном обществе невозможно без усвоения новых цифровых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность успешность решения профессиональных проблем, разноплановый анализ возникающих профессиональных ситуаций, требующих решения и контроля. Представляется необходимым сосредоточить внимание на высокопрофессиональной подготовке специалистов и принять меры по повышению квалификации в области цифровых технологий и формированию, в целом, цифровой культуры. Сложность и многозадачность различных видов профессиональной деятельности в целом требует повышения качества труда и профессиональной подготовки с учетом тенденций социальных изменений, происходящих сегодня на фоне цифровизации, информатизации, глобализационных процессов в обществе, которые, в свою очередь, обуславливают и стимулируют развитие цифровой трансформации в обществе [6, 8, 12].

В данном ракурсе цифровая трансформация связана как с качественным обновлением и развитием информационных технологий, определением новых направлений деятельности в современной экономике, так и изменением содержания выполнения различных видов труда в обществе, а это, в свою очередь, определяет уже новые знания, умения, навыки, которыми должны владеть конкурентноспособные специалисты: владение цифровыми компетенциями, цифровой грамотностью, умение работать с современными программными средствами, наличие в целом достаточно высокого уровня цифровой профессиональной культуры.

Анализ теоретических и прикладных исследований в сфере цифровой трансформации научной и образовательной деятельности позволяет выделить нам некоторые аспекты современной профессиональной подготовки специалистов.

Развитие цифровой инфраструктуры науки и образования. В рамках данного направления подразумевается подключение научных и образовательных организаций к интернету, формирование цифровой инфраструктуры и электронной информационно-образовательной среды образовательной организации; формирование и развитие цифровой компетентности у научно-педагогических работников.

Развитие цифровых учебных материалов, системы цифровой аттестации. Необходимо наполнение и развитие цифровых архивов учебных и научных материалов, цифровых инструментов и цифровых сервисов; разработка, апробация и внедрение контрольных материалов для оценки уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Развитие персонализированной модели ведения образовательного процесса, которая предполагает определенный способ реализации образовательной деятельности, при котором происходит достижение у обучающихся достаточно высоких результатов в учебе с учетом формирования необходимых цифровых компетенций, обеспечивающих информационную социализацию в современном обществе как во время обучения, так и в рамках будущей профессиональной деятельности [11, 13, 18].

Важно подчеркнуть, что вышеуказанные направления позволяют, в широком смысле, осуществлять своевременную деятельность по развитию цифровых сервисов и преодолению технологического цифрового разрыва (цифрового неравенства) между обучающимися. Ведь получаемые знания, умения, навыки, компетенции должны быть сформированы не только для того, чтобы их «положить в стол», но и быть основой для дальнейшего самообразования, определения ориентиров в профессии, оценки своих профессионально-личностных компетенций и т.п. В этом плане персонализация приобретает приоритетное значение в контексте достижения целей обучения в целом.

Более того, стремительные темпы цифровой трансформации научной и образовательной деятельности влекут за собой необходимость трансформации подходов к профессиональной подготовке кадров специалистов в плане обязательного формирования цифровой культуры как во время подготовки в образовательных организациях высшего образования, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации) [12].

В настоящее время учение на протяжении всей жизни становится необходимым процессом, который осуществляет специалист в динамике профессионального пути. И, в контексте методологии цифровой трансформации, видоизменяются и компетентности человека-профессионала и они, смело, могут быть отнесены к числу наиболее значимых в условиях цифровизации общества [16].

Конечно, дальнейшее развитие профессиональной подготовки в условиях цифровой трансформации науки и образования должно обязательно учитывать комплекс дидактических, организационных, технологических, управленческих принципов деятельности. Приоритетными и значимыми сегодня являются следующие тенденции в разрезе профессиональной подготовки специалистов:

  • непрерывное образование специалистов, обучающихся, с учетом использования различных информационных ресурсов;
  • коллективная форма взаимодействия в учении, с ориентацией на решение определенных прикладных задач, направленность на получение конкретных практических знаний, умений и навыков;
  • реализация дифференцированного подхода к построению педагогического взаимодействия между обучающим и обучающимися, индивидуализация обучения;
  • использование дистанционного и смешанного форматов обучения;
  • совершенствование образовательных платформ в образовательной практике;
  • использование технологий искусственного интеллекта в онлайн-образовании, виртуальной и дополненной реальности, геймификация образовательного процесса;
  • построение и использование цифровых двойников в образовании;
  • приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в рамках наставничества, при участии профессионала (учитель-наставник, преподаватель-практик, практикующий консультант, эксперт);
  • развитие образовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям развития общества и экономики [1, 2, 7, 10, 14].

Сегодня цифровая трансформации науки и образования становится фактором профессионального развития специалистов, стимулом и ресурсом совершенствования образовательного контента. В условиях информационного общества всем субъектам образовательных отношений необходимо поддерживать свой личностный и профессиональный потенциал. Использование новых образовательных практик в рамках профессиональной подготовки, основанных как на использовании информационных технологий, так и на традиционных подходах педагогического взаимодействия позволяет не только реализовывать цели обучения, но и быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.

References

1. Antonova D.A., Ospennikova E.V. Metodologicheskie osnovy produktivnogo obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.[Pedagogical education in Russia] 2020. № 6. pp. 163-173. (in Russian)

2. Antonovskiy A.V. Sovershenstvovanie metodologii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie.[Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education.] 2016. № 4. pp. 31-42. (in Russian)

3. Aturin V.V., Moga I.S., Smagulova S.M. Upravlenie cifrovoy transformaciey: nauchnye podhody i ekonomicheskie politika // Upravlenec. [Manager] 2020. Tom 11. № 2. pp. 67-76. (in Russian)

4. Ahmetshin E.M., Vasil'ev V.L., Islamutdinova D.F. Cifrovaya transformaciya ekonomiki i universitetov: metodologicheskie osobennosti i prikladnye zadachi // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. [Kazan Economic Bulletin] 2020. № 5 (49). pp. 68-78. (in Russian)

5. Batova M.M. Formirovanie cifrovyh kompetenciy v sisteme «obrazovanie - nauka - proizvodstvo» // Voprosy innovacionnoy ekonomiki.[Issues of innovative economy] 2019. Tom 9. № 4. pp. 1573-1584 . (in Russian)

6. Vahnina V.V. Formirovanie cifrovyh kompetenciy rukovoditeley organov vnutrennih del v processe professional'noy podgotovki / Prestuplenie. Nakazanie. Ispravlenie. Sbornik tezisov vystupleniy i dokladov uchastnikov V Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priurochennogo k provedeniyu v 2021 godu v Rossiyskoy Federacii goda nauki i tehnologiy [Crime. Punishment. Correction. Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the V International Penitentiary Forum dedicated to the Year of Science and Technology in 2021 in the Russian Federation], Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 goda. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2021. pp. 141-144. (in Russian)

7. Evseeva I.G., Erdniev A.S. Cifrovye dvoyniki v pedagogicheskom modelirovanii // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied Psychology and Pedagogy] 2022. Tom 7. № 2. pp. 95-102. (in Russian)

8. Zybin D.G., Bokadarov S.A. Aktual'nye voprosy professional'noy podgotovki inzhenerno-tehnicheskih kadrov v Voronezhskom institute FSIN Rossii / Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyy opyt. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Penitentiary security: national traditions and foreign experience. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference] Samara, 30-31 maya 2019 goda. Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut FSIN Rossii, 2019. pp. 80-82. (in Russian)

9. Kazakova E.I. Cifrovaya transformaciya pedagogicheskogo obrazovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik.[Yaroslavl Pedagogical Bulletin] 2020. № 1 (112). pp. 8-14. (in Russian)

10. Kazarenkov V.I., Karnelovich M.M., Kazarenkova T.B. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v professional'nom obrazovanii: preimuschestva i riski // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education] 2020. № 4. pp. 9-18. (in Russian)

11. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii professional'nogo obrazovaniya // Ekonomika truda. [Labor economics] 2020. Tom 7. № 11. pp. 1055-1072. (in Russian)

12. Kravchenko A.V., Antonovskiy A.V., Durov V.A. Vozmozhnosti formirovaniya cifrovyh kompetenciy u sotrudnikov FSIN Rossii v kontekste cifrovoy transformacii // Informacionnye tehnologii v UIS.[Information technology in the UIS] 2022. № 2. pp. 25-31. (in Russian)

13. Mal'ceva T.V. Psihologiya: uchebnoe posobie. [Psychology: Textbook] Moskva: Rior-Infra-M Publ.. 2020. p. 28. (in Russian)

14. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihaylova V.K., Russkova Yu.N., Rodin V.F. Interaktivnye tehnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetenciy u kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii: monografiya. [Interactive learning technologies as a means of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph] Ryazan': IP Konyahin A.V., 2018. 260 p.(in Russian)

15. Rubcova N.E., Len'kov S.L. Psihologicheskoe blagopoluchie v proekcii cifrovoy socializacii // Psihologiya cheloveka v obrazovanii. [Human psychology in education] 2020. Tom 2. № 2. pp. 143-149. (in Russian)

16. Rudneva T.I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovoy transformacii obrazovaniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya.[Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology.] 2021. № 3 (56). pp. 168-175. (in Russian)

17. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Vishneva A.E., Teslavskaya O.I., Chigar'kova S.V. Rozhdennye cifrovymi: semeynyy kontekst i kognitivnoe razvitie: monografiya.[Born Digital: Family Context and Cognitive Development: a monograph.] M.: Akropol', 2022. 356 p. (in Russian)

18. Churakov D.Yu., Car'kova E.G. Optimizaciya uchebnogo processa pri professional'noy podgotovke sotrudnikov / Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vuzah: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Sbornik materialov nauchno-metodicheskoy konferencii [Organization of the educational process in universities: current state, problems and prospects. Collection of materials of the scientific and methodological conference], Ryazan', 30-31 marta 2017 goda. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2017. pp. 296-302. (in Russian)

Reviews
1. Modern trends in professional training of specialists in the context of digital transformation of science and education Authors: SKLYARENKO INNA


Login or Create
* Forgot password?