СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены современные тенденции профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации науки и образования. Интеграция информационных технологий практически во все сферы жизнеобеспечения граждан, цифровизация различных видов профессиональной деятельности концептуально меняет не только ранее существовавшие форматы отношений, но и прямым образом затрагивает культуру и формы профессионального и межличностного взаимодействия между людьми, а также обеспечивает определенный уровень информационной социализации. Учет уникальности возможностей информационных технологий в науке и образовании позволяет говорить о качественном изменении социально-экономической жизни общества, переосмыслении научной и образовательной деятельности, эффективной коммуникации между субъектами цифровой трансформации на различных уровнях. Приоритетными и значимыми сегодня являются такие тенденции в разрезе профессиональной подготовки специалистов, как: непрерывное образование специалистов, обучающихся, с учетом использования различных информационных ресурсов; коллективная форма взаимодействия в учении, с ориентацией на решение определенных прикладных задач, направленность на получение конкретных практических знаний, умений и навыков; реализация дифференцированного подхода к построению педагогического взаимодействия между обучающим и обучающимися, индивидуализация обучения; использование дистанционного и смешанного форматов обучения; совершенствование образовательных платформ в образовательной практике; использование технологий искусственного интеллекта в онлайн-образовании, виртуальной и дополненной реальности, геймификация образовательного процесса; построение и использование цифровых двойников в образовании; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в рамках наставничества, при участии профессионала (учитель-наставник, преподаватель-практик, практикующий консультант, эксперт); развитие образовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям развития общества и экономики. Использование новых образовательных практик в рамках профессиональной подготовки, основанных как на использовании информационных технологий, так и на традиционных подходах педагогического взаимодействия позволяет не только реализовывать цели обучения, но и быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.

Ключевые слова:
цифровая трансформация науки и образования, профессиональная подготовка, цифровые компетенции, информационные технологии, профессиональное развитие
Текст

В современном обществе все большее внимание уделяется таким феноменам, как «цифровая трансформация» (различных сфер деятельности), «цифровая экономика», «инновационные и информационные технологии», «цифровизация научной и образовательной деятельности», «цифровая зрелость организации» и др. Сегодня интеграция информационных технологий практически во все сферы жизнеобеспечения граждан, цифровизация различных видов профессиональной деятельности, по сути, концептуально меняет не только ранее существовавшие форматы отношений, но и прямым образом затрагивает культуру и формы профессионального и межличностного взаимодействия между людьми, а также обеспечивает определенный уровень информационной социализации. В этом плане, учитывая социально-экономические преобразования в обществе, поколение людей, родившихся после 90-х гг. XX века, нередко именуют «Net Generation», «iGeneration» (в переводе «Сетевое поколение», «Рожденные цифровыми»), которое характеризуется своим собственным отношением и восприятием окружающего мира с помощью сетевых технологий (виртуальной сети), специфичной реализацией познавательных, ментальных процессов, ранее не существовавшими до этого механизмами социализации и адаптации в информационном обществе [15, 17].

Понятие «цифровая трансформация» не так давно охватило различные стороны общественной жизни и в настоящее время под ней подразумевается определенная совокупность мероприятий, которая осуществляется каким-либо органом государственной власти с целью определенных изменений (другими словами, трансформаций) по реализации и предоставлению государственных услуг и обеспечения своей деятельности в разрезе исполнения функций, в основе чего лежит использование различных данных в цифровом формате с активным внедрением и реализацией информационных (цифровых) технологий в деятельности [4].

В обществе и различных структурах меняется сейчас сам фокус цифровой трансформации: от цифровизации основных процессов и видов деятельности – к трансформации всех систем взаимодействия. Само понятие «цифровая трансформация» («digital transformation») начало активно использоваться в профессиональной научной литературе не так давно. Можно привести следующие, наиболее часто встречающиеся определения цифровой трансформации:

– это, прежде всего, качественные изменения революционного характера, которые заключаются как в изменениях информационного (цифрового) плана, так и содержательном преобразовании экономических процессов в контексте изменения их структуры, при этом происходит перенос создания так называемой добавленной стоимости в направлении использования цифровых процессов в целом;

– активное использование различных данных и информационных технологий для изменения, преобразования различных видов профессиональной деятельности в обществе и в экономике труда;

– применение научных разработок, основанных на информационных технологиях, для решения разноплановых задач общества;

– качественные и значительные изменения не только отдельных, а большинства экономических и общественных процессов за счет повсеместного развития информационных (цифровых) технологий и их внедрения в жизнь граждан [3].

Есть и другие определения цифровой трансформации, но даже из приведенных примеров видно, что данное понятие достаточно комплексное. Важно подчеркнуть, что сегодня цифровые технологии развиваются достаточно динамично и спрогнозировать последствия их развития и внедрения зачастую представляется затруднительным, тем более в долгосрочной динамике и в этом смысле цифровая трансформация, можно полагать, задает ориентиры цифрового развития и информационных изменений в обществе.

Проведенный анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что основной характеристикой цифровой трансформации является качественные, содержательные преобразования в деятельности, реализующиеся на специальных цифровых платформах и имеющие значимый эффект от их внедрения и реализации в социально-экономическом аспекте. Можно смело говорить о том, что цифровая трансформация сегодня – это содержательное изменение различных бизнес-процессов в любой организации, качественное преобразование отношений и форматов профессионального взаимодействия между ее участниками, совершенствование организационных изменений, формирование цифровых компетенций и цифровой культуры специалистов, оптимизация работы с данными и с информационными технологиями [3, 4, 5].

Цифровая трансформация научно-исследовательской и образовательной деятельности является необходимым условием для перехода к более широким понятиям, таким как «цифровая экономика», «информационное (цифровое) общество» и др. Важно понимать, что учет уникальности возможностей информационных технологий в науке и образовании позволяет говорить о качественном изменении социально-экономической жизни общества, переосмыслении научной и образовательной деятельности, эффективной коммуникации между субъектами цифровой трансформации на различных уровнях [9].

В контексте цифровой трансформации сегодня пока существует проблема профессиональной подготовленности специалистов к владению инновационными технологиями. В настоящее время не все сотрудники и работники организаций и учреждений обладают достаточными профессиональными цифровыми компетенциями, необходимыми для успешного внедрения цифровой трансформации. Формирование цифровой культуры специалистов в информационном обществе невозможно без усвоения новых цифровых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность успешность решения профессиональных проблем, разноплановый анализ возникающих профессиональных ситуаций, требующих решения и контроля. Представляется необходимым сосредоточить внимание на высокопрофессиональной подготовке специалистов и принять меры по повышению квалификации в области цифровых технологий и формированию, в целом, цифровой культуры. Сложность и многозадачность различных видов профессиональной деятельности в целом требует повышения качества труда и профессиональной подготовки с учетом тенденций социальных изменений, происходящих сегодня на фоне цифровизации, информатизации, глобализационных процессов в обществе, которые, в свою очередь, обуславливают и стимулируют развитие цифровой трансформации в обществе [6, 8, 12].

В данном ракурсе цифровая трансформация связана как с качественным обновлением и развитием информационных технологий, определением новых направлений деятельности в современной экономике, так и изменением содержания выполнения различных видов труда в обществе, а это, в свою очередь, определяет уже новые знания, умения, навыки, которыми должны владеть конкурентноспособные специалисты: владение цифровыми компетенциями, цифровой грамотностью, умение работать с современными программными средствами, наличие в целом достаточно высокого уровня цифровой профессиональной культуры.

Анализ теоретических и прикладных исследований в сфере цифровой трансформации научной и образовательной деятельности позволяет выделить нам некоторые аспекты современной профессиональной подготовки специалистов.

Развитие цифровой инфраструктуры науки и образования. В рамках данного направления подразумевается подключение научных и образовательных организаций к интернету, формирование цифровой инфраструктуры и электронной информационно-образовательной среды образовательной организации; формирование и развитие цифровой компетентности у научно-педагогических работников.

Развитие цифровых учебных материалов, системы цифровой аттестации. Необходимо наполнение и развитие цифровых архивов учебных и научных материалов, цифровых инструментов и цифровых сервисов; разработка, апробация и внедрение контрольных материалов для оценки уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Развитие персонализированной модели ведения образовательного процесса, которая предполагает определенный способ реализации образовательной деятельности, при котором происходит достижение у обучающихся достаточно высоких результатов в учебе с учетом формирования необходимых цифровых компетенций, обеспечивающих информационную социализацию в современном обществе как во время обучения, так и в рамках будущей профессиональной деятельности [11, 13, 18].

Важно подчеркнуть, что вышеуказанные направления позволяют, в широком смысле, осуществлять своевременную деятельность по развитию цифровых сервисов и преодолению технологического цифрового разрыва (цифрового неравенства) между обучающимися. Ведь получаемые знания, умения, навыки, компетенции должны быть сформированы не только для того, чтобы их «положить в стол», но и быть основой для дальнейшего самообразования, определения ориентиров в профессии, оценки своих профессионально-личностных компетенций и т.п. В этом плане персонализация приобретает приоритетное значение в контексте достижения целей обучения в целом.

Более того, стремительные темпы цифровой трансформации научной и образовательной деятельности влекут за собой необходимость трансформации подходов к профессиональной подготовке кадров специалистов в плане обязательного формирования цифровой культуры как во время подготовки в образовательных организациях высшего образования, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации) [12].

В настоящее время учение на протяжении всей жизни становится необходимым процессом, который осуществляет специалист в динамике профессионального пути. И, в контексте методологии цифровой трансформации, видоизменяются и компетентности человека-профессионала и они, смело, могут быть отнесены к числу наиболее значимых в условиях цифровизации общества [16].

Конечно, дальнейшее развитие профессиональной подготовки в условиях цифровой трансформации науки и образования должно обязательно учитывать комплекс дидактических, организационных, технологических, управленческих принципов деятельности. Приоритетными и значимыми сегодня являются следующие тенденции в разрезе профессиональной подготовки специалистов:

  • непрерывное образование специалистов, обучающихся, с учетом использования различных информационных ресурсов;
  • коллективная форма взаимодействия в учении, с ориентацией на решение определенных прикладных задач, направленность на получение конкретных практических знаний, умений и навыков;
  • реализация дифференцированного подхода к построению педагогического взаимодействия между обучающим и обучающимися, индивидуализация обучения;
  • использование дистанционного и смешанного форматов обучения;
  • совершенствование образовательных платформ в образовательной практике;
  • использование технологий искусственного интеллекта в онлайн-образовании, виртуальной и дополненной реальности, геймификация образовательного процесса;
  • построение и использование цифровых двойников в образовании;
  • приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в рамках наставничества, при участии профессионала (учитель-наставник, преподаватель-практик, практикующий консультант, эксперт);
  • развитие образовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям развития общества и экономики [1, 2, 7, 10, 14].

Сегодня цифровая трансформации науки и образования становится фактором профессионального развития специалистов, стимулом и ресурсом совершенствования образовательного контента. В условиях информационного общества всем субъектам образовательных отношений необходимо поддерживать свой личностный и профессиональный потенциал. Использование новых образовательных практик в рамках профессиональной подготовки, основанных как на использовании информационных технологий, так и на традиционных подходах педагогического взаимодействия позволяет не только реализовывать цели обучения, но и быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 163-173.

2. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 31-42.

3. Атурин В.В., Мога И.С., Смагулова С.М. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономические политика // Управленец. 2020. Том 11. № 2. С. 67-76.

4. Ахметшин Э.М., Васильев В.Л., Исламутдинова Д.Ф. Цифровая трансформация экономики и университетов: методологические особенности и прикладные задачи // Казанский экономический вестник. 2020. № 5 (49). С. 68-78.

5. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1573-1584.

6. Вахнина В.В. Формирование цифровых компетенций руководителей органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки / Преступление. Наказание. Исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников V Международного пенитенциарного форума, приуроченного к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий, Рязань, 17-19 ноября 2021 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 141-144.

7. Евсеева И.Г., Эрдниев А.С. Цифровые двойники в педагогическом моделировании // Прикладная психология и педагогика. 2022. Том 7. № 2. С. 95-102.

8. Зыбин Д.Г., Бокадаров С.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки инженерно-технических кадров в Воронежском институте ФСИН России / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 30-31 мая 2019 года. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. С. 80-82.

9. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.

10. Казаренков В.И., Карнелович М.М., Казаренкова Т.Б. Использование электронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании: преимущества и риски // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 9-18.

11. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.

12. Кравченко А.В., Антоновский А.В., Дуров В.А. Возможности формирования цифровых компетенций у сотрудников ФСИН России в контексте цифровой трансформации // Информационные технологии в УИС. 2022. № 2. С. 25-31.

13. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие. Москва: Риор-Инфра-М. 2020. С. 28.

14. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2018. 260 с.

15. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 2. С. 143-149.

16. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 168-175.

17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие: монография. М.: Акрополь, 2022. 356 с.

18. Чураков Д.Ю., Царькова Е.Г. Оптимизация учебного процесса при профессиональной подготовке сотрудников / Организация образовательного процесса в вузах: современное состояние, проблемы и перспективы. Сборник материалов научно-методической конференции, Рязань, 30-31 марта 2017 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 296-302.

Рецензии
1. Современные тенденции профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации науки и образования Авторы: Скляренко Инна Сергеевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?