Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The results of a study of the pedagogy of higher education are presented from the standpoint of its content, essence, place in the system of pedagogical sciences and the impact on the processes of development of the challenges of our time. It is shown that in the new geopolitical and economic conditions that have developed for the national economy and the system of domestic education as part of it, a search for new rational ways of development is required. First of all, this concerns the Russian system of higher education, which, under the circumstances, is moving away from the Bologna two-level system of higher education. It has been established that, taking into account the inertia of the impact of the results of training students in the system of higher education on the national economy and the lack of understanding of the future image of the Russian system of higher education, in addition to the traditional tasks for higher education pedagogy, another new task arises - the formation of a rational model of higher education, resistant to possible geopolitical and economic changes. It is concluded that the solution of a new problem that has arisen before the pedagogy of higher education will be associated with the integration of the most effective methodological approaches from the accumulated world experience and promising technological opportunities provided by the achievements of scientific and technological progress, including in the field of information technology.
: tasks, higher education pedagogy, modern challenges, Bologna process
Введение
Происходящая в современных условиях в мире смена технологических укладов закономерно сопровождается интенсивным развитием производительных сил и неизменно следующими за ними изменениями до желательно максимально адекватного уровня производственных отношений [22].
С одной стороны, очевидно, что в условиях происходящей смены технологических укладов, которым объективно также подчиняются закономерности развития системы образования [19].
С другой стороны, в сложившихся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия, сопровождающиеся тенденцией выхода России от Болонского процесса, перед педагогикой высшей школы уже фактически возник новый вызов, требующий уточнения решаемых ею задач в современных условиях.
Таким образом, происходящие закономерные радикальные социально-экономические изменения в мировом сообществе, с одной стороны, и специфика геополитэкономических условий развития российского общества ставят актуальный вопрос о необходимости поиска облика отечественной системы высшего образования, отвечающего требованиям возрастающей эффективности и результативности.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является уточнение задач педагогики высшей школы в свете вызовов современности, обусловленных спецификой геополитэкономических условий развития российского общества и выходом российской системы отечественного образования из Болонского процесса.
Методическая база исследований
При исследовании содержания, сути и места педагогики высшей школы в системе педагогических наук были учтены известные научные работы таких авторов, как Андреев В.И. [1], Андреева Э.В., Качуровский В.И. [2], Белых А.С. [3], Бессольнов А.Б. [4], Вдовюк В.И., Фильков С.М. [5], Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. [7], Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. [8], Пионова Р.С. [11], Харламов И.Ф. [26], Шарипов Ф.В. [27] и др., а также авторские наработки по теме исследований [10, 15, 16, 21, 23, 24, 25] и др.
В основу исследования педагогики высшей школы с позиций ее содержания, сути, места в системе педагогических наук и влияния на процессы развития вызовов современности был положен дедуктивный метод, предусматривающий движение от общего к частному, от простого – к сложному.
Рассматривая педагогику как науку о воспитании и обучения человека, будем исходить из того, что педагогика, являясь одной из социальных наук, направленных на изучение аспектов бытия человека в его общественной деятельности. При этом педагогика входит в один ряд с такими науками, как: антропология, география, история, культурология, лингвистика, политология, психология, риторика, социология, филология, экономика, юриспруденция и др.
Пример классификации педагогических наук представлен на рис. 1.
Рис. 1. Пример классификации педагогических наук
Тесную связь педагогика демонстрирует с дисциплинами социологии (рис. 2).
Рис. 2. Связь педагогических и социологических наук
Педагогика высшей школы как одно из направлений педагогических наук представляет собой науку, изучающую закономерности процесса воспитания и исследующую процессы профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, и разрабатывающую на этой основе теорию, методологию, технологии и методики организации и управления перечисленными процессами.
Рассматривая место педагогики высшей школы в системе педагогических наук (рис. 3), следует отметить, что педагогика высшей школы является одновременно и направлением педагогических наук, и одновременно относится к направлению профессиональной педагогики, поскольку направлена на подготовку специалистов определенного профиля (определенной профессии).
Рис. 3. Место педагогики высшей школы в системе педагогических наук
Возникнув на базе общей педагогики, педагогика высшей школы рассматривает высшие уровни воспитания взрослого человека и демонстрирует тесную связь с целым рядом наук психолого-педагогического цикла (рис. 4).
Рис. 4. Связь педагогики высшей школы с науками психолого-педагогического цикла
Процесс развития педагогики высшей школы неизменно сопровождается совершенствованием методов научного исследования и технологий практического воплощения новых инструментов педагогики высшей школы. При этом значительную роль в развитии педагогики высшей школы как науки играет комплекс математических наук (включая: математическую логику, математическую статистику, методы математического моделирования, теорию вероятностей и т.д.), а также бурно развивающихся информационных технологий, направления использования которых в системе образования представлены на рис. 5.
Рис. 5. Направления использования информационных технологий в системе образования
Необходимо отметить, что содержание и суть педагогики высшей школы определяют состав решаемых ею задач. При этом в сложившейся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия [20] требуют поиска новых рациональных путей развития.
В первую очередь это касается российской системы высшего образования, которую не миновало усиление западных санкций [17], которые вызывают необходимость по-новому взглянуть не только на перспективы развития национальной экономики [22], но и на перспективы развития российской системы высшего образования. В силу сложившихся обстоятельств в мае 2022 г. министр науки и высшего образования РФ В. Фальков впервые заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования [14].
В известном смысле это большое благо для отечественной системы высшего образования.
Несмотря на заявления экс-чиновников, причастных к присоединению России к Болонскому процессу (а также к введению ЕГЭ) о том, что «в России никто ни разу не обосновал, что шестилетнее обучение по болонской системе (четыре года бакалавриата и два года магистратуры) дает образование хуже, чем пятилетнее (прежнее – прим. автор.) обучение (специалитет)» [28], представляется, что вопрос должен звучать совершенно иначе - а были ли научные обоснования перед присоединением России к Болонскому процессу и введением ЕГЭ, доказывающие их неоспоримую эффективность перед прежней системой? И на этот вопрос нет ни одного положительного ответа. Собственно, об этом знаю все представители отечественной системы высшего образования и открыто говорят ректоры ВУЗов [13].
Можно было бы говорить об этом уже прошлом периоде в развитии национальной системе высшего образования в сослагательном наклонении, если бы не:
- инерционность влияния результатов подготовки студентов в системе высшего образования на национальное хозяйство [9];
- отсутствие понимания будущего облика российской системы высшего образования как в обществе [6], так и в профильном министерстве [12].
Причем судя по противоречивым заявлениям, касающимся будущего облика российской системы высшего образования, глубокие научные проработки сценариев ее развития в настоящее время отсутствуют.
Кроме того, приходится констатировать, что если проводить аналогию с современным состоянием проблемы импортозамещения в российской экономике [18], то можно заключить, что также, как и в системе управления отечественной промышленностью, в системе управления отечественным образованием наблюдается тенденция ожидания отмены антироссийских санкций, что во многом сдерживает интенсивность разработки будущего облика российской системы высшего образования на институциональном уровне.
Указанные обстоятельства ставят перед педагогикой высшей школы в дополнение к традиционным для нее задачам еще одну новую задачу - формирование рациональной модели высшего образования, устойчивой к вероятным геополитэкономическим изменениям (см. рис. 6).
При этом не вызывает сомнений, что решение новой задачи, возникшей перед педагогикой высшей школы, будет сопряжено с интеграцией наиболее эффективных методологических подходов из накопленного мирового опыта и перспективных технологических возможностей, предоставляемых достижениями научно-технического прогресса, в том числе в сфере информационных технологий.
Рис. 6. Уточненный состав задач, стоящих перед педагогикой высшей школы в сложившихся для России геополитэкономических условиях
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенные исследования педагогики высшей школы с позиций ее содержания, сути, места в системе педагогических наук и влияния на процессы развития вызовов современности показали следующее.
Во-первых, педагогику в общем как науку о воспитании и обучения человека, будем исходить из того, что педагогика, являясь одной из социальных наук, направленных на изучение аспектов бытия человека в его общественной деятельности следует рассматривать в ряду таких наук, как: антропология, география, история, культурология, лингвистика, политология, психология, риторика, социология, филология, экономика, юриспруденция и др. При этом следует учитывать тесную связь педагогики с социологией.
Во-вторых, педагогика высшей школы как одно из направлений педагогических наук представляет собой науку, изучающую закономерности процесса воспитания и исследующую процессы профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, и разрабатывающую на этой основе теорию, методологию, технологии и методики организации и управления перечисленными процессами.
В-третьих, рассматривая место педагогики высшей школы в системе педагогических наук, следует учитывать, что педагогика высшей школы является одновременно и направлением педагогических наук, и направлением профессиональной педагогики, поскольку направлено на подготовку специалистов определенного профиля (определенной профессии).
В-четвертых, возникнув на базе общей педагогики, педагогика высшей школы рассматривает высшие уровни воспитания взрослого человека и демонстрирует тесную связь с целым рядом наук психолого-педагогического цикла.
В-пятых, процесс развития педагогики высшей школы неизменно сопровождается совершенствованием методов научного исследования и технологий практического воплощения новых инструментов педагогики высшей школы. При этом значительную роль в развитии педагогики высшей школы как науки играет комплекс математических наук (включая: математическую логику, математическую статистику, методы математического моделирования, теорию вероятностей и т.д.), а также бурно развивающихся информационных технологий, включая: имитационные, информационно-поисковые, лабораторные, моделирующие, обучающие, расчетно-аналитические, справочные, тренажерные, учебно-игровые и др.
В-шестых, в сложившихся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия требует поиска новых рациональных путей развития. В первую очередь это касается российской системы высшего образования, которая в сложившихся обстоятельств отходит от Болонской двухуровневой системы высшего образования.
В-седьмых, с учетом инерционности влияния результатов подготовки студентов в системе высшего образования на национальное хозяйство и отсутствия понимания будущего облика российской системы высшего образования перед педагогикой высшей школы в дополнение к традиционным для нее задачам, возникает еще одна новая задача - формирование рациональной модели высшего образования, устойчивой к вероятным геополитэкономическим изменениям.
При этом не вызывает сомнений, что решение новой задачи, возникшей перед педагогикой высшей школы, будет сопряжено с интеграцией наиболее эффективных методологических подходов из накопленного мирового опыта и перспективных технологических возможностей, предоставляемых достижениями научно-технического прогресса, в том числе в сфере информационных технологий.
Для решения сформулированной новой задачи, рассматривая педагогику высшей школы как науку о воспитании студентов и формировании из них личностей, являющихся специалистами высокой квалификации, необходимо в рамках предмета педагогики высшей школы детально исследовать теоретические основы этого вида педагогической деятельности, обеспечить раскрытие закономерностей формирования из студента специалиста высокой квалификации через поиск рациональных путей достижения этого результата.
1. Andreev V.I. Pedagogika vysshey shkoly. Innovacionno-prognosticheskiy kurs: ucheb. posobie / V.I. Andreev. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologiy, 2013. - 500 s.
2. Andreeva E. V., Kachurovskiy V. I. Pedagogika vysshey shkoly: ucheb.-metod. posobie / E. V. Andreeva, V. I. Kachurovskiy; Perm. gos. nac. issled. un-t. - Elektron. dan. - Perm', 2019. - 88 s.
3. Belyh A.S. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnoe posobie. - Lugansk: Izd-vo LNU im. V. Dalya, 2018 - 248 s.
4. Bessol'nov, A.B. Pedagogika i psihologiya vysshey shkoly: ucheb.-metod. posobie / A. B. Bessol'nov ; M-vo transp. i kommunikaciy Resp. Belarus', Belorus. gos. un-t transp. Gomel': BelGUT, 2019. 139 s.
5. Vdovyuk V.I., Fil'kov S.M. Osnovy pedagogiki vysshey shkoly v strukturno-logicheskih shemah: Uchebnoe posobie. - M.: MGIMO(U) MID Rossii, 2004. - 67 s.
6. Vyhod Rossii iz Bolonskogo processa: chto teper' budet s vysshim obrazovaniem i EGE. https://mel.fm/zhizn/povestka/6892731-vykhod-rossii-iz-bolonskogo-protsessa-chto-teper-budet-s-vysshim-obrazovaniyem-i-yege?
7. Druzhkin A.V., Kapichnikova O.B., Kapichnikov A.I. Pedagogika vysshey shkoly: Ucheb. posobie. 2-e izdanie. - Saratov: Izdatel'skiy Centr «Nauka», 2013. - 124 s.
8. Kruchinin V.A. Psihologiya i pedagogika vysshey shkoly [Tekst]: ucheb.-metod. posobie. Ch. II / V.A. Kruchinin, N.F. Komarova; Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t.- N. Novgorod: NNGASU, 2014. - 195 s.
9. Kushnikov E.I., Hadzhinov L.V. Nekotorye aspekty ocenki vliyaniya obrazovaniya na ekonomicheskiy rost // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. - 2022. - Tom 12. - № 1. - S. 535-550.
10. Lomakin O.E., Tebekin A.V. Perehod sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v strukture rosgidrometa k sopryazhennoy modeli razvitiya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3 (56). S. 328-335.
11. Pionova R.S. Pedagogika vysshey shkoly: Ucheb. posobie / R.S. Pionova. - Mn.: Universitetskoe, 2002. - 256 s.
12. Pochemu v Rossii otmenyayut Bolonskuyu sistemu i kakie budut posledstviya. https://skillbox.ru/media/education/pochemu-v-rossii-otmenyayut-bolonskuyu-sistemu-i-kakie-budut-posledstviya/
13. Rektor MGU zayavil o snizhenii kachestva obrazovaniya iz-za Bolonskoy sistemy. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6250b6239a7947735b2e9eea?
14. Rossiya otkazyvaetsya ot Bolonskoy sistemy - bakalavriata i magistratury. Kak izmenitsya obrazovanie i chto zhdet studentov? https://lenta.ru/articles/2022/05/26/bolonsky/?
15. Surat L.I. K voprosu o realizacii algoritma upravleniya processami cifrovoy transformacii sistemy vysshego obrazovaniya // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2022. T. 8. № 1. S. 59-68.
16. Surat L.I., Tebekin A.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya podhodov k obucheniyu v sisteme vysshego obrazovaniya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 4 (57). S. 306-312.
17. SShA i strany G7 zahoteli uzhestochit' sankcii protiv Rossii. https://ren.tv/news/v-mire/987476-ssha-i-strany-g7-zakhoteli-uzhestochit-sanktsii-protiv-rossii?
18. Tebekin A.V. Aaliz problem i perspektiv realizacii planov importozamescheniya v otraslyah promyshlennosti // Transportnoe delo Rossii. 2022. № 2. S. 159-165.
19. Tebekin A.V. Analiz processov innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh platform v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. // Innovacii. 2014. № 5 (187). S. 68-72.
20. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2021. № 3 (55). S. 38-54.
21. Tebekin A.V. Perspektivy i riski cifrovizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 1. S. 2558-2566.
22. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya nacional'noy ekonomiki v ramkah shestogo tehnologicheskogo uklada s uchetom uzhestocheniya zapadnyh sankciy // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2022. T. 8. № 1. S. 17-37.
23. Tebekin A.V. Problemy integracii proizvodstva, nauki i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. 2020. T. 5. № 1. S. 23-39.
24. Tebekin A.V., Ignat'eva A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Prioritety innovacionnogo razvitiya vysshego obrazovaniya kak adekvatnaya reakciya na tendencii razvitiya obschestva v novoy real'nosti // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 1. S. 66-75.
25. Tebekin A.V., Surat L.I. Neobhodimost' reformirovaniya sistemy otechestvennogo vysshego obrazovaniya kak otvet na vyzovy sovremennogo obschestva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 2. S. 43-51.
26. Harlamov I.F. H21 Pedagogika: Ucheb. posobie. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Gardariki, 2003. - 519 s.
27. Sharipov F.V. Pedagogika i psihologiya vysshey shkoly: ucheb. posobie / F.V. Sharipov. - M.: Logos, 2012. - 448 s.
28. Eks-ministr ne uvidel dokazatel'stv nedostatkov Bolonskoy sistemy. https://www.rbc.ru/society/26/05/2022/628f9f6c9a7947d7d83c8639?ysclid=l4fplo76np304216589