ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты исследования педагогики высшей школы с позиций ее содержания, сути, места в системе педагогических наук и влияния на процессы развития вызовов современности. Показано, что в сложившихся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия требуется поиск новых рациональных путей развития. В первую очередь, это касается российской системы высшего образования, которая в сложившихся обстоятельствах отходит от Болонской двухуровневой системы высшего образования. Установлено, что с учетом инерционности влияния результатов подготовки студентов в системе высшего образования на национальное хозяйство и отсутствия понимания будущего облика российской системы высшего образования перед педагогикой высшей школы в дополнение к традиционным для нее задачам, возникает еще одна новая задача - формирование рациональной модели высшего образования, устойчивой к вероятным геополитэкономическим изменениям. Сделан вывод о том, решение новой задачи, возникшей перед педагогикой высшей школы, будет сопряжено с интеграцией наиболее эффективных методологических подходов из накопленного мирового опыта и перспективных технологических возможностей, предоставляемых достижениями научно-технического прогресса, в том числе в сфере информационных технологий.

Ключевые слова:
задачи, педагогика высшей школы, вызовы современности, Болонский процесс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение
Происходящая в современных условиях в мире смена технологических укладов закономерно сопровождается интенсивным развитием производительных сил и неизменно следующими за ними изменениями до желательно максимально адекватного уровня производственных отношений [22].
С одной стороны, очевидно, что в условиях происходящей смены технологических укладов, которым объективно также подчиняются закономерности развития системы образования [19].
С другой стороны, в сложившихся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия, сопровождающиеся тенденцией выхода России от Болонского процесса, перед педагогикой высшей школы уже фактически возник новый вызов, требующий уточнения решаемых ею задач в современных условиях.
Таким образом, происходящие закономерные радикальные социально-экономические изменения в мировом сообществе, с одной стороны, и специфика геополитэкономических условий развития российского общества ставят актуальный вопрос о необходимости поиска облика отечественной системы высшего образования, отвечающего требованиям возрастающей эффективности и результативности.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является уточнение задач педагогики высшей школы в свете вызовов современности, обусловленных спецификой геополитэкономических условий развития российского общества и выходом российской системы отечественного образования из Болонского процесса.

Методическая база исследований  
При исследовании содержания, сути и места педагогики высшей школы в системе педагогических наук были учтены известные научные работы таких авторов, как Андреев В.И. [1], Андреева Э.В., Качуровский В.И. [2], Белых А.С. [3], Бессольнов А.Б. [4], Вдовюк В.И., Фильков С.М. [5], Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. [7], Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. [8], Пионова Р.С. [11], Харламов И.Ф. [26], Шарипов Ф.В. [27] и др., а также авторские наработки по теме исследований [10, 15, 16, 21, 23, 24, 25] и др.
В основу исследования педагогики высшей школы с позиций ее содержания, сути, места в системе педагогических наук и влияния на процессы развития вызовов современности был положен дедуктивный метод, предусматривающий движение от общего к частному, от простого – к сложному.
Рассматривая педагогику как науку о воспитании и обучения человека, будем исходить из того, что педагогика, являясь одной из социальных наук, направленных на изучение аспектов бытия человека в его общественной деятельности. При этом педагогика входит в один ряд с такими науками, как: антропология, география, история, культурология, лингвистика, политология, психология, риторика, социология, филология, экономика, юриспруденция и др.
Пример классификации педагогических наук представлен на рис. 1.

 


Рис. 1. Пример классификации педагогических наук

 


Тесную связь педагогика демонстрирует с дисциплинами социологии (рис. 2).  
 
Рис. 2. Связь педагогических и социологических наук

Педагогика высшей школы как одно из направлений педагогических наук представляет собой науку, изучающую закономерности процесса воспитания и исследующую процессы профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, и разрабатывающую на этой основе теорию, методологию, технологии и методики организации и управления перечисленными процессами.
Рассматривая место педагогики высшей школы в системе педагогических наук (рис. 3), следует отметить, что педагогика высшей школы является одновременно и направлением педагогических наук, и одновременно относится к направлению профессиональной педагогики, поскольку направлена на подготовку специалистов определенного профиля (определенной профессии).
 
Рис. 3. Место педагогики высшей школы в системе педагогических наук

Возникнув на базе общей педагогики, педагогика высшей школы рассматривает высшие уровни воспитания взрослого человека и демонстрирует тесную связь с целым рядом наук психолого-педагогического цикла (рис. 4).
 
Рис. 4. Связь педагогики высшей школы с науками психолого-педагогического цикла

Процесс развития педагогики высшей школы неизменно сопровождается совершенствованием методов научного исследования и технологий практического воплощения новых инструментов педагогики высшей школы. При этом значительную роль в развитии педагогики высшей школы как науки играет комплекс математических наук (включая: математическую логику, математическую статистику, методы математического моделирования, теорию вероятностей и т.д.), а также бурно развивающихся информационных технологий, направления использования которых в системе образования представлены на рис. 5.


 
Рис. 5. Направления использования информационных технологий в системе образования

Необходимо отметить, что содержание и суть педагогики высшей школы определяют состав решаемых ею задач. При этом в сложившейся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия [20] требуют поиска новых рациональных путей развития.
В первую очередь это касается российской системы высшего образования, которую не миновало усиление западных санкций [17], которые вызывают необходимость по-новому взглянуть не только на перспективы развития национальной экономики [22], но и на перспективы развития российской системы высшего образования. В силу сложившихся обстоятельств в мае 2022 г. министр науки и высшего образования РФ В. Фальков впервые заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования [14].
В известном смысле это большое благо для отечественной системы высшего образования.
Несмотря на заявления экс-чиновников, причастных к присоединению России к Болонскому процессу (а также к введению ЕГЭ) о том, что «в России никто ни разу не обосновал, что шестилетнее обучение по болонской системе (четыре года бакалавриата и два года магистратуры) дает образование хуже, чем пятилетнее (прежнее – прим. автор.) обучение (специалитет)» [28], представляется, что вопрос должен звучать совершенно иначе  - а были ли научные обоснования перед присоединением России к Болонскому процессу и введением ЕГЭ, доказывающие их неоспоримую эффективность перед прежней системой? И на этот вопрос нет ни одного положительного ответа. Собственно, об этом знаю все представители отечественной системы высшего образования и открыто говорят ректоры ВУЗов [13].
Можно было бы говорить об этом уже прошлом периоде в развитии национальной системе высшего образования в сослагательном наклонении, если бы не:
- инерционность влияния результатов подготовки студентов в системе высшего образования на национальное хозяйство [9];
- отсутствие понимания будущего облика российской системы высшего образования как в обществе [6], так и в профильном министерстве [12].
Причем судя по противоречивым заявлениям, касающимся будущего облика российской системы высшего образования, глубокие научные проработки сценариев ее развития в настоящее время отсутствуют.
Кроме того, приходится констатировать, что если проводить аналогию с современным состоянием проблемы импортозамещения в российской экономике [18], то можно заключить, что также, как и в системе управления отечественной промышленностью, в системе управления отечественным образованием наблюдается тенденция ожидания отмены антироссийских санкций, что во многом сдерживает интенсивность разработки будущего облика российской системы высшего образования на институциональном уровне.  
Указанные обстоятельства ставят перед педагогикой высшей школы в дополнение к традиционным для нее задачам еще одну новую задачу - формирование рациональной модели высшего образования, устойчивой к вероятным геополитэкономическим изменениям (см. рис. 6).
При этом не вызывает сомнений, что решение новой задачи, возникшей перед педагогикой высшей школы, будет сопряжено с интеграцией наиболее эффективных методологических подходов из накопленного мирового опыта и перспективных технологических возможностей, предоставляемых достижениями научно-технического прогресса, в том числе в сфере информационных технологий.

 
Рис. 6. Уточненный состав задач, стоящих перед педагогикой высшей школы в сложившихся для России геополитэкономических условиях

Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенные исследования педагогики высшей школы с позиций ее содержания, сути, места в системе педагогических наук и влияния на процессы развития вызовов современности показали следующее.
Во-первых, педагогику в общем как науку о воспитании и обучения человека, будем исходить из того, что педагогика, являясь одной из социальных наук, направленных на изучение аспектов бытия человека в его общественной деятельности следует рассматривать в ряду таких наук, как: антропология, география, история, культурология, лингвистика, политология, психология, риторика, социология, филология, экономика, юриспруденция и др. При этом следует учитывать тесную связь педагогики с социологией.  
Во-вторых, педагогика высшей школы как одно из направлений педагогических наук представляет собой науку, изучающую закономерности процесса воспитания и исследующую процессы профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, и разрабатывающую на этой основе теорию, методологию, технологии и методики организации и управления перечисленными процессами.
В-третьих, рассматривая место педагогики высшей школы в системе педагогических наук, следует учитывать, что педагогика высшей школы является одновременно и направлением педагогических наук, и направлением профессиональной педагогики, поскольку направлено на подготовку специалистов определенного профиля (определенной профессии).
В-четвертых, возникнув на базе общей педагогики, педагогика высшей школы рассматривает высшие уровни воспитания взрослого человека и демонстрирует тесную связь с целым рядом наук психолого-педагогического цикла.
В-пятых, процесс развития педагогики высшей школы неизменно сопровождается совершенствованием методов научного исследования и технологий практического воплощения новых инструментов педагогики высшей школы. При этом значительную роль в развитии педагогики высшей школы как науки играет комплекс математических наук (включая: математическую логику, математическую статистику, методы математического моделирования, теорию вероятностей и т.д.), а также бурно развивающихся информационных технологий, включая: имитационные, информационно-поисковые, лабораторные, моделирующие, обучающие, расчетно-аналитические, справочные, тренажерные, учебно-игровые и др.
В-шестых, в сложившихся для национального хозяйства и системы отечественного образования как ее части новые геополитэкономические условия требует поиска новых рациональных путей развития. В первую очередь это касается российской системы высшего образования, которая в сложившихся обстоятельств отходит от Болонской двухуровневой системы высшего образования.
В-седьмых, с учетом инерционности влияния результатов подготовки студентов в системе высшего образования на национальное хозяйство и отсутствия понимания будущего облика российской системы высшего образования перед педагогикой высшей школы в дополнение к традиционным для нее задачам, возникает еще одна новая задача - формирование рациональной модели высшего образования, устойчивой к вероятным геополитэкономическим изменениям.
При этом не вызывает сомнений, что решение новой задачи, возникшей перед педагогикой высшей школы, будет сопряжено с интеграцией наиболее эффективных методологических подходов из накопленного мирового опыта и перспективных технологических возможностей, предоставляемых достижениями научно-технического прогресса, в том числе в сфере информационных технологий.
Для решения сформулированной новой задачи, рассматривая педагогику высшей школы как науку о воспитании студентов и формировании из них личностей, являющихся специалистами высокой квалификации, необходимо в рамках предмета педагогики высшей школы детально исследовать теоретические основы этого вида педагогической деятельности, обеспечить раскрытие закономерностей формирования из студента специалиста высокой квалификации через поиск рациональных путей достижения этого результата.

 

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.

2. Андреева Э. В., Качуровский В. И. Педагогика высшей школы: учеб.-метод. пособие / Э. В. Андреева, В. И. Качуровский; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2019. - 88 с.

3. Белых А.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2018 - 248 с.

4. Бессольнов, А.Б. Педагогика и психология высшей школы: учеб.-метод. пособие / А. Б. Бессольнов ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп.  Гомель: БелГУТ, 2019.  139 с.

5. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. - 67 с.

6. Выход России из Болонского процесса: что теперь будет с высшим образованием и ЕГЭ. https://mel.fm/zhizn/povestka/6892731-vykhod-rossii-iz-bolonskogo-protsessa-chto-teper-budet-s-vysshim-obrazovaniyem-i-yege?

7. Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. 2-е издание. - Саратов: Издательский Центр «Наука», 2013. - 124 с.

8. Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учеб.-метод. пособие. Ч. II / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.- Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 195 с.

9. Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 535-550.

10. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Переход системы дополнительного профессионального образования в структуре росгидромета к сопряженной модели развития // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 328-335.

11. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.

12. Почему в России отменяют Болонскую систему и какие будут последствия. https://skillbox.ru/media/education/pochemu-v-rossii-otmenyayut-bolonskuyu-sistemu-i-kakie-budut-posledstviya/

13. Ректор МГУ заявил о снижении качества образования из-за Болонской системы. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6250b6239a7947735b2e9eea?

14. Россия отказывается от Болонской системы - бакалавриата и магистратуры. Как изменится образование и что ждет студентов? https://lenta.ru/articles/2022/05/26/bolonsky/?

15. Сурат Л.И. К вопросу о реализации алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 1. С. 59-68.

16. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Теоретические основы развития подходов к обучению в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 306-312.

17. США и страны G7 захотели ужесточить санкции против России. https://ren.tv/news/v-mire/987476-ssha-i-strany-g7-zakhoteli-uzhestochit-sanktsii-protiv-rossii?

18. Тебекин А.В. Аализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности // Транспортное дело России. 2022. № 2. С. 159-165.

19. Тебекин А.В. Анализ процессов инновационного развития образовательных платформ в системе непрерывного образования. // Инновации. 2014. № 5 (187). С. 68-72.

20. Тебекин А.В. Геополитэкономический аспект исследования продвижения к новому качеству технологий, экономики и общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 3 (55). С. 38-54.

21. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2558-2566.

22. Тебекин А.В. Перспективы развития национальной экономики в рамках шестого технологического уклада с учетом ужесточения западных санкций // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 1. С. 17-37.

23. Тебекин А.В. Проблемы интеграции производства, науки и образования в современных условиях // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 23-39.

24. Тебекин А.В., Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Приоритеты инновационного развития высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 66-75.

25. Тебекин А.В., Сурат Л.И. Необходимость реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 43-51.

26. Харламов И.Ф. Х21 Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.

27. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

28. Экс-министр не увидел доказательств недостатков Болонской системы. https://www.rbc.ru/society/26/05/2022/628f9f6c9a7947d7d83c8639?ysclid=l4fplo76np304216589

Войти или Создать
* Забыли пароль?