DESIGNING SITUATIONS OF FORMATIVE ASSESSMENT IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The concept of "formative assessment" and its significance for modern education is revealed. The concept of "educational situation", its properties and types are revealed. The stages of developing formative assessment situations are described.

Keywords:
educational situation, formative assessment, universal educational activities, ability to learn
Text
Publication text (PDF): Read Download

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 г. внес коррективы в требования к образовательным результатам учащихся начальных классов. В нем прописаны требования к формированию 3 универсальных учебных действий младших школьников, а именно коммуникативных, регулятивных и познавательных. Эти универсальные учебные действия формируют у учеников компетенцию умения учиться. Умение учиться – это базовая компетенция, позволяющая ученикам осваивать другие образовательные компетенции.

Изменение требований к образовательным результатам подразумевает изменения в самой образовательной системе, ее содержанию, целям, задачам, методам, принципам.

В содержании современной педагогики большое внимание уделяется термину «образовательная ситуация». Это понятие не ново, его описывали еще Б.Д. Эльконин и В.В. Дывадов как ситуации, с помощью которых можно развить ученическую самостоятельность и познавательную активность. Сегодня этот термин приобрел большое значение в связи с использованием деятельностного подхода в российском образовании.

Деятельностный подход подразумевает активное самообразование учеников, использование субъект-субъектного подхода в образовании, самостоятельности в учении и образовательной самостоятельной деятельности учеников. Конечно, такой подход должен контролироваться учителем, роль которого в образовании меняется с руководителя, командира на организатора, помощника обучения.

Использование образовательных ситуаций в данном случае помогает учителю организовать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать их на действие, ведь образова­тельные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с учителем и активную самостоя­тельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, ху­дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.

Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества.

Описать термин «образовательная ситуация» можно следующим образом – это единица образовательной деятельности учащихся с целью получения образовательного продукта.

Образовательная ситуация имеет ряд свойств:

  1. конкретна в пространстве;
  2. компактна;
  3. стимулирующая;
  4. целенаправленна;
  5. развивающая;
  6. обучающая.

По способу организации образовательная ситуация:

  1. спонтанная
  2. организованная учителем
  3. организованная учащимися

По виду деятельности образовательная ситуация

• Исследовательская

• Коммуникативная

• Игровая

Использование образовательных ситуаций подразумевает получение какого-либо образовательного продукта. В связи с этим возникает вопрос оценивания этого самого продукта и самой деятельности учеников начальных классов. В связи с тем, что учитель становится организатором обучения, главную роль в обучении играет ученик. Значит ученик должен сам оценить свою работу и свой полученный образовательный продукт. Для этого он должен обладать навыками самооценивания, взаимооценивания. Этому способствует использование формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

«Ключевые характеристики формирующего оценивания:

1. Учебные цели обсуждаются и принимаются совместно с учениками.

2. Ученикам помогают узнать и осмыслить стандарты, которых они должны достичь.

3. Ученики вовлечены в самооценивание и оценивание в парах.

4. Дети получают обратную связь от учителя, которая позволяет им представить, какие следующие шаги они должны сделать и как.

5. И учителя, и ученики включены в процесс рефлексии данных оценивания.

6. У учеников поддерживается уверенность в том, что каждый способен на улучшения» [5, с.112-113].

Интеграция формирующего оценивания с образовательной ситуацией дает эффект организованной образовательной деятельности, с прописанными целями и задачами, с выявленными критериями оценивания конечного результата и с личностно-ориентированным образовательным маршрутом.

Этапы разработки образовательной ситуации формирующего оценивания:

1. Выберите учебный предмет, тему и класс, в котором будет происходить планируемая ситуация. Определите главный объект образовательной ситуации (вещь, понятие, явление, процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.), а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Подумайте над тем, как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом, как сделать для них проблему личностно-значимой. Для этого привлеките личный опыт и проблематику учеников, предположите, какого рода образовательный продукт вы ожидаете от учеников.

2. Сформулируйте открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для вас решением. Реализация данного этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность, и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задание (или несколько разных заданий) формулируют ученики. Сверхмастерство педагога – когда сформулированные детьми задания не просто интересны, но и новы для учителя.

3. Дайте возможность лично решить возникшую или созданную ситуацию (задание) каждому ученику. Сопроводите возникающие творческие ростки и помогите ученикам достроить их до воспринимаемого другими учениками вида. Это главный этап ситуации – создание учениками образовательного продукта. Будьте внимательны, отыскивайте признаки творчества в любом ученическом результате, боритесь со своими стереотипами.

4. Обеспечьте демонстрацию образовательной продукции учеников: версий, стихов, задач, определений, символов, поделок, рисунков, проектов и т.п. в форме устных сообщений, обсуждения по группам, вернисажа, выставки, письменного взаиморецензирования, выступления с докладом.

5. После демонстрации образовательных продуктов вводите культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта - тексты-первоисточники, картины, версии, законы, теории, дефиниции, мнения учёных, сведения из учебников, свои собственные знания и представления.

6. Организуйте деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации образовательных продуктов, – как детских, так и культурно-исторических, а также учительских. В случае переопределения учениками своих позиций или продуктов, помогите им осознать причины изменения точки зрения. Обеспечьте развитие образовательной ситуации.

7. Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению применённых способов познания, возникших проблем и путей их решения. Помогите ученикам обозначить индивидуально достигнутые результаты. Выявите и обозначьте коллективно созданные образовательные продукты.

Чтобы самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, необходимо взять на себя руководящие функции, т.е. учащийся должен быть одновременно и учителем, и учеником, и выполнять функции каждого. Если у обучающегося получилось этого добиться, то можно сказать, что отношения «учитель-ученик» стали внутренними и такой учащийся способен к самоуправлению. Оно заключается в том, что ученик применяет к себе все функции учителя: мотивацию, планирование, ведение, оценку собственной деятельности.

Для эффективного формирования у учащихся умения учиться, необходимо побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, стимулировать желание к самообразованию и саморазвитию, что является одним из главных структурных компонентов современной российской системы образования. Конечной целью развития самостоятельности школьников является развитие независимого мышления. Именно оно, в свою очередь, является признаком современного образованного человека, чертой, необходимой современному обществу. Задача учителя – вооружить современного ученика методами и способами для самостоятельного образования, т.е. научить его учиться, является одной из наиболее актуальных задач современной России.

References

1. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. M.: Intor, 1996. - 544 s.

2. Pukevichyute V.Yu. Tendencii umeniya uchit'sya kak vazhnoy kompetencii v sovremennom obrazovanii // Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' I. - Novosibirsk: SibAK, 2011. - S. 14-17.

3. Sotckova T.S., Zemlyanskaya E.N. Sovremennye tendencii formiruyuschego ocenivaniya // Shkola buduschego. - 2018. - № 4. - S. 130-136.

4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart obschego (nachal'nogo) obrazovaniya. M.: Prosveschenie, 2021. - 32 s.

5. Formiruyuschee ocenivanie: ocenivanie v klasse: ucheb. posobie / M.A. Pinskaya. - M.: Logos, 2010. - 264 s.

Login or Create
* Forgot password?