ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Раскрывается понятие «формирующее оценивание» и его значение для современного образования. Раскрывается понятие «образовательная ситуация», ее свойства и виды. Описаны этапы разработки ситуаций формирующего оценивания.

Ключевые слова:
образовательная ситуация, формирующее оценивание, универсальные учебные действия, умение учиться
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 г. внес коррективы в требования к образовательным результатам учащихся начальных классов. В нем прописаны требования к формированию 3 универсальных учебных действий младших школьников, а именно коммуникативных, регулятивных и познавательных. Эти универсальные учебные действия формируют у учеников компетенцию умения учиться. Умение учиться – это базовая компетенция, позволяющая ученикам осваивать другие образовательные компетенции.

Изменение требований к образовательным результатам подразумевает изменения в самой образовательной системе, ее содержанию, целям, задачам, методам, принципам.

В содержании современной педагогики большое внимание уделяется термину «образовательная ситуация». Это понятие не ново, его описывали еще Б.Д. Эльконин и В.В. Дывадов как ситуации, с помощью которых можно развить ученическую самостоятельность и познавательную активность. Сегодня этот термин приобрел большое значение в связи с использованием деятельностного подхода в российском образовании.

Деятельностный подход подразумевает активное самообразование учеников, использование субъект-субъектного подхода в образовании, самостоятельности в учении и образовательной самостоятельной деятельности учеников. Конечно, такой подход должен контролироваться учителем, роль которого в образовании меняется с руководителя, командира на организатора, помощника обучения.

Использование образовательных ситуаций в данном случае помогает учителю организовать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать их на действие, ведь образова­тельные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с учителем и активную самостоя­тельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, ху­дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.

Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества.

Описать термин «образовательная ситуация» можно следующим образом – это единица образовательной деятельности учащихся с целью получения образовательного продукта.

Образовательная ситуация имеет ряд свойств:

  1. конкретна в пространстве;
  2. компактна;
  3. стимулирующая;
  4. целенаправленна;
  5. развивающая;
  6. обучающая.

По способу организации образовательная ситуация:

  1. спонтанная
  2. организованная учителем
  3. организованная учащимися

По виду деятельности образовательная ситуация

• Исследовательская

• Коммуникативная

• Игровая

Использование образовательных ситуаций подразумевает получение какого-либо образовательного продукта. В связи с этим возникает вопрос оценивания этого самого продукта и самой деятельности учеников начальных классов. В связи с тем, что учитель становится организатором обучения, главную роль в обучении играет ученик. Значит ученик должен сам оценить свою работу и свой полученный образовательный продукт. Для этого он должен обладать навыками самооценивания, взаимооценивания. Этому способствует использование формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

«Ключевые характеристики формирующего оценивания:

1. Учебные цели обсуждаются и принимаются совместно с учениками.

2. Ученикам помогают узнать и осмыслить стандарты, которых они должны достичь.

3. Ученики вовлечены в самооценивание и оценивание в парах.

4. Дети получают обратную связь от учителя, которая позволяет им представить, какие следующие шаги они должны сделать и как.

5. И учителя, и ученики включены в процесс рефлексии данных оценивания.

6. У учеников поддерживается уверенность в том, что каждый способен на улучшения» [5, с.112-113].

Интеграция формирующего оценивания с образовательной ситуацией дает эффект организованной образовательной деятельности, с прописанными целями и задачами, с выявленными критериями оценивания конечного результата и с личностно-ориентированным образовательным маршрутом.

Этапы разработки образовательной ситуации формирующего оценивания:

1. Выберите учебный предмет, тему и класс, в котором будет происходить планируемая ситуация. Определите главный объект образовательной ситуации (вещь, понятие, явление, процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.), а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Подумайте над тем, как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом, как сделать для них проблему личностно-значимой. Для этого привлеките личный опыт и проблематику учеников, предположите, какого рода образовательный продукт вы ожидаете от учеников.

2. Сформулируйте открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для вас решением. Реализация данного этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность, и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задание (или несколько разных заданий) формулируют ученики. Сверхмастерство педагога – когда сформулированные детьми задания не просто интересны, но и новы для учителя.

3. Дайте возможность лично решить возникшую или созданную ситуацию (задание) каждому ученику. Сопроводите возникающие творческие ростки и помогите ученикам достроить их до воспринимаемого другими учениками вида. Это главный этап ситуации – создание учениками образовательного продукта. Будьте внимательны, отыскивайте признаки творчества в любом ученическом результате, боритесь со своими стереотипами.

4. Обеспечьте демонстрацию образовательной продукции учеников: версий, стихов, задач, определений, символов, поделок, рисунков, проектов и т.п. в форме устных сообщений, обсуждения по группам, вернисажа, выставки, письменного взаиморецензирования, выступления с докладом.

5. После демонстрации образовательных продуктов вводите культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта - тексты-первоисточники, картины, версии, законы, теории, дефиниции, мнения учёных, сведения из учебников, свои собственные знания и представления.

6. Организуйте деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации образовательных продуктов, – как детских, так и культурно-исторических, а также учительских. В случае переопределения учениками своих позиций или продуктов, помогите им осознать причины изменения точки зрения. Обеспечьте развитие образовательной ситуации.

7. Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению применённых способов познания, возникших проблем и путей их решения. Помогите ученикам обозначить индивидуально достигнутые результаты. Выявите и обозначьте коллективно созданные образовательные продукты.

Чтобы самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, необходимо взять на себя руководящие функции, т.е. учащийся должен быть одновременно и учителем, и учеником, и выполнять функции каждого. Если у обучающегося получилось этого добиться, то можно сказать, что отношения «учитель-ученик» стали внутренними и такой учащийся способен к самоуправлению. Оно заключается в том, что ученик применяет к себе все функции учителя: мотивацию, планирование, ведение, оценку собственной деятельности.

Для эффективного формирования у учащихся умения учиться, необходимо побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, стимулировать желание к самообразованию и саморазвитию, что является одним из главных структурных компонентов современной российской системы образования. Конечной целью развития самостоятельности школьников является развитие независимого мышления. Именно оно, в свою очередь, является признаком современного образованного человека, чертой, необходимой современному обществу. Задача учителя – вооружить современного ученика методами и способами для самостоятельного образования, т.е. научить его учиться, является одной из наиболее актуальных задач современной России.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.

2. Пукевичюте В.Ю. Тенденции умения учиться как важной компетенции в современном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 14-17.

3. Сотцкова Т.С., Землянская Е.Н. Современные тенденции формирующего оценивания // Школа будущего. - 2018. - № 4. - С. 130-136.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2021. - 32 с.

5. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?