INTELLECTUAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH ABILITIES BY MEANS OF REGULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The most important condition for improving the quality of education, taking into account the requirements of the updated federal state standards of general education, is the improvement of the school's educational system, which takes into account the individual characteristics of schoolchildren, the educational needs of the student and contributes to increasing the level of success in education. The article presents the experience of the school in the formation of educational, research and project skills by means of a system of regular and extracurricular activities, and in cooperation with institutions of additional education.

Keywords:
individualization, intellectual education, continuity, student success rate, research skills
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Важнейшим условием повышения качества образования в школе является   преемственность и вариативный подход к организации образования в школе. В  обновленных образовательных  стандартах общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ОО) уделяется  серьезное внимание  организационно-содержательным вопросам взаимосвязи  обучения и воспитания школьников на основе учета индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников. Отмечается, что система преемственности в образовании и вариативный подход расширяет образовательные возможности  ребенка  и повышает его учебную успешность. Важно то, что именно вариативность современного образования представляет собой одно из условий расширения возможностей саморазвития личности [3], которая, наряду со стандартизацией, представляет собой ведущую тенденцию развития современного образования в России [4].

Согласны с исследованиями и высказываниями многих ученых-педагогов, что  серьезными недостатками (проблемами) в повышении качества образования в школе являются, прежде всего:

- недостаточная эффективность в повышении качества образования вследствие унифицированного подхода в обучении Снижение качества образования в основной школе - это психологическая проблема, которая не может существовать в отрыве от педагогической и  социальной ситуации, они, естественно, взаимосвязаны… Школа сегодня (как и раньше) катастрофически не способна учитывать интересы ребенка, перспективу его взросления, социализации, культурного развития, не предлагает материал, действия и способы обучения, которых требует ребенок, находящийся в новой ситуации развития. Поэтому и педагогически, и  социально, и психологически - это единая проблема, единый комплекс.» Собкин В.С., руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», д-р психол. наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ.);

-  недостаточный уровень развития навыков практического применения полученных знаний  в новых (современных условиях), причиной которого является  низкий уровень развития  компетентностей  у учащихся («…по результатам исследование PISA, в котором оценивается, каким образом знания, полученные в школе, используются в различных ситуациях, часть из которых связана с реальной жизнью». Ковалева Г.С., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", канд. п. н., национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования).

В свое время Л.С. Выготский [1, c.388] писал: «обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». В то же время необходимо отметить, что эффективным будет только такое обучение, которое построено в соответствие с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.

Самым главным направлением по развитию способностей  школьников является учебно-воспитательный процесс. И самое важное, если данная система рассматривается  целостно, без формального разделения на базовое и дополнительное образование, а наоборот, на основе преемственного подхода и с широким привлечением организаций системы дополнительного образования.

К способам учета [2, с.17], [5, с.222-232] индивидуальных особенностей, а, следовательно, проектирования учебно-воспитательного процесса индивидуального личностного развития каждого школьника относятся:

  • гибкие вариативные программы;
  • организация  курсов предметно-ориентированной направленности;
  • разнообразные дидактические средства;
  • формы организации образования целого класса или групп учащихся (смешанные, однородные, с двумя группами, отличающиеся уровнем развития и способностей и др.);
  • обеспечение темпа изучения программного материала в соответствии с обучаемостью различных учащихся.

М.А. Холодная  в своей монографии «Психология интеллекта»  [10, с. 58, 95-96, 215-216] представляет общую характеристику «обогащающей модели» обучения. Суть интеллектуального воспитания в рамках «обогащающей модели» обучения представлена в ряде следующих положений:

  1. Каждый ребенок является носителем ментального опыта.
  2. Адресатом педагогических воздействий в условиях школьного образования являются особенности состава и строения индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты).
  3. Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей.
  4. Каждый ребенок имеет свой диапазон возможного наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ребенка.
  5. Критерии эффективности учебного процесса наряду с ЗУН связаны с мерой выраженности основных показателей уровня интеллектуального развития личности в виде интеллектуальной компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума (КИТСУ).

С учетом требований ФГОС была создана Программа развития и  обновленная Программа воспитания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги. Представленные документы позволяют в рамках определенных модулей в системе заниматься интеллектуальным воспитанием школьников в  организационном взаимодействии занятий урочной и внеурочной деятельности. Особое, более глубокое значение в данных документах уделяется развитию учебно-исследовательских навыков учащихся на всех уровнях образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9], начиная с решения проектных задач в начальной школе и заканчивая созданием индивидуального проекта на уровне среднего общего образования, когда свой индивидуальный учебно-исследовательский проект защищают  публично выпускники школы.

В табл. 1 представлен фрагмент программы развития учебно-исследовательских способностей учащихся школы с одновременным повышением квалификации педагогических кадров  и совместной работе и просвещению родительской общественности.

Таблица 1

Фрагмент программы развития исследовательских способностей учащихся

Действия (мероприятия) программы

  1. Знакомство учителей с научными теоретическими обоснованиями новых образовательных технологий и практическими  данными о психолого-педагогических  особенностях и методических приемах, эффективных при работе с учащимися по развитию учебно-исследовательской деятельности и повышению уровня умственного развития:
  • Проведение тематических педсоветов по направлениям:
  • Образовательные технологии: осознанный выбор. Педагогические находки на уроках: естественно-математический цикл; гуманитарный цикл; технологии воспитания личности школьника.
  • Развитие предметных способностей учащихся в условиях обучения в профильных группах, по индивидуальному учебному плану (ИУП).
  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  • Слагаемые педагогического мастерства и педагогической компетенции.
  • Преемственность в обучении и развитие предметно-ориентированного мышления.
    • Проведение семинаров с приглашением специалистов ВУЗов:
  • Психолого-педагогические составляющие педагогических способностей.
  • Развитие творческих способностей. Креативность мышления.
  • Психологические основы индивидуализации и дифференциации образования в школе, стилевые особенности  мышления школьников.
  • Педагогическое общение и коммуникативные способности. Стили педагогического общения и преподавания.
  • Конфликтные ситуации в образовании и условия и способы их успешного решения.
    • Обучение на курсах повышения квалификации, аспирантуре, докторантуре;
    • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы для самообразования  учителей;
    • Участие в научно-практических конференциях, «круглых столах» по обмену опытом, выпуск публикаций, создание методических разработок по данному направлению и т.д.
  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся по выявлению детей, склонных к научно-исследовательской работе и показывающих высокие результаты по предметам определенного цикла:
  • Обсуждение (установление) критериев, позволяющих судить о наличии предметных способностей учащихся;
  • Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • Создание банка данных о методических разработках, связанных с педагогической диагностикой учащихся и совершенствование методик преподавания;
  • Систематизация и совершенствование методов диагностики учителей и учащихся (интеллектуальная, эмоционально-волевая сфера, профессиональная компетентность);
  • Периодический сбор сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии детей с высоким уровнем умственного развития в их классах.

3. Организация и проведение психолого-педагогических семинаров для учителей школы, методических внутришкольных семинаров по направлениям:

  • Использование современных технологий, форм и методов работы по развитию познавательных способностей у учащихся на уроках, элективных курсах и развивающих занятиях с учетов индивидуальных особенностей школьников.
  • Психолого-педагогические составляющие педагогических способностей.
  • Организация проектной деятельности учащихся (виды проектов, примеры проектов, документообеспечение проектной деятельности, этапы организации проектной деятельности и т.д.).
  • Творческие и учебно-исследовательские  работы школьников (алгоритм построения и оформление).
  • Классификация и характеристика учебных и научных работ. Особенности их оформления.
  • Исследовательская работа как научная деятельность учителя. Методы научного исследования.
  • Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся.
  • Сущность исследовательской деятельности и развитие исследовательских способностей.

4. Проведение психолого-педагогических семинаров для учащихся 8-11 классов, обучающих  проведению психолого-педагогического исследования по направлениям:

  • Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.
  • Методологические основы исследования (принципы, проблема, гипотеза, научные подходы в исследовании и т.д.).
  • Методы исследования (характеристика методов: наблюдение, интервью, анкетирование, эксперимент и т.д.).
  • Общие требования к оформлению работ.
  • Работа с источниками информации.
  • Компиляция рабочего варианта текста.
  • Особенности подготовки к защите письменных работ.

5. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие специальных способностей:

  • Знакомство учителей на семинарах и индивидуальных консультациях с имеющимся опытом работы по данному направлению.
  • Лонгитюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности.
  • Проведение различных внеурочных конкурсов, марафонов, олимпиад, научно-практических конференций, позволяющих ребенку проявить свои способности.
  • Участие в исследовании по изучению критериев предметных способностей учащихся и создание авторских диагностических методик, опросников, анкет и т.д.
  • Участие учителей в экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности (функциональной, поисковой, прикладной). Развитие академических способностей учителей.

6. Предоставление возможности учащимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности с научным руководителем:

  • Работа с научным руководителем учащихся и овладение методами и формами по развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества (учителями  школы, преподавателями вузов).
  • Проведение обучающих семинаров для учащихся по развитию творческих и предметных способностей.

7. Разработка гибких индивидуальных программ (ИУП) обучения для учащихся, проявивших способности в определенной предметной области.

8. Разработка и коррекция программ (НОУ) научных групп учащихся по направлениям развивающей работы с учащимися.

9. Создание банка модифицированных и авторских программ для проведения учебно-исследовательской работы с учащимися.

10. Участие школьников в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах.

11. Совместные заседания ученых советов вузов и методического совета  школы.

12. Обучающие семинары для учителей и «мастер-классы», проводимые преподавателями вузов.

13. Творческие встречи и обучающие семинары для учащихся совместно с преподавателями ВУЗов,  учеными, представителями органов власти.

 

Ключевое значение для развития предметных и учебно-исследовательских способностей школьников,  выявления их профессиональных склонностей имеет преемственность образовательной среды в ее сопряженности с уже имеющимися у индивида умственными предпочтениями и стилевыми индивидуальными особенностями. Преемственность образовательной среды может быть достигнута с помощью системы базового и дополнительного образования, в которых реализуется целевая установка на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания [6].

Степень  успешности работы с детьми напрямую зависит от творческого потенциала людей, ее осуществляющих, а поэтому необходимым условием эффективности данного процесса является  целенаправленная система повышения профессионального мастерства педагогических кадров и наличие у педагогов личностных смыслов их деятельности.

 

References

1. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. - M, 1991, 388 s.

2. Gurevich K.M., Gorbacheva E.I. Umstvennoe razvitie shkol'nikov: kriterii i normativy. - M.: Znanie, 1992 -17 s.

3. Ivanova, I.V. Variativnost' obrazovaniya kak uslovie rasshireniya vozmozhnostey samorazvitiya lichnosti // Vospitanie shkol'nikov. - 2016. - №9-10. - S.10-16.

4. Ivanova, I.V. Standartizaciya i variativnost' kak veduschie tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v Rossii // Vospitanie shkol'nikov. - 2015. - №9. - S. 3-11.

5. Leytes N.S. Vozrastnye osobennosti razvitiya sklonnostey. Sb. Problemy obschey, vozrastnoy i pedagogicheskoy psihologii. Pod red. V. V. Davydova. - M.: Pedagogika, 1978 - s. 222-232.

6. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov // Pedagogika. - 2020. - T.84.- №8.- S. 63-72.

7. FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 goda № 373.

8. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897.

9. FGOS srednego (polnogo) obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 goda № 443.

10. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Izd. 2-e dop. i pererab. - S-P.: Piter, 2002 - s. 58, 95-96, 215-216.

Login or Create
* Forgot password?