The most important condition for improving the quality of education, taking into account the requirements of the updated federal state standards of general education, is the improvement of the school's educational system, which takes into account the individual characteristics of schoolchildren, the educational needs of the student and contributes to increasing the level of success in education. The article presents the experience of the school in the formation of educational, research and project skills by means of a system of regular and extracurricular activities, and in cooperation with institutions of additional education.
individualization, intellectual education, continuity, student success rate, research skills
Важнейшим условием повышения качества образования в школе является преемственность и вариативный подход к организации образования в школе. В обновленных образовательных стандартах общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ОО) уделяется серьезное внимание организационно-содержательным вопросам взаимосвязи обучения и воспитания школьников на основе учета индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников. Отмечается, что система преемственности в образовании и вариативный подход расширяет образовательные возможности ребенка и повышает его учебную успешность. Важно то, что именно вариативность современного образования представляет собой одно из условий расширения возможностей саморазвития личности [3], которая, наряду со стандартизацией, представляет собой ведущую тенденцию развития современного образования в России [4].
Согласны с исследованиями и высказываниями многих ученых-педагогов, что серьезными недостатками (проблемами) в повышении качества образования в школе являются, прежде всего:
- недостаточная эффективность в повышении качества образования вследствие унифицированного подхода в обучении («Снижение качества образования в основной школе - это психологическая проблема, которая не может существовать в отрыве от педагогической и социальной ситуации, они, естественно, взаимосвязаны… Школа сегодня (как и раньше) катастрофически не способна учитывать интересы ребенка, перспективу его взросления, социализации, культурного развития, не предлагает материал, действия и способы обучения, которых требует ребенок, находящийся в новой ситуации развития. Поэтому и педагогически, и социально, и психологически - это единая проблема, единый комплекс.» Собкин В.С., руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», д-р психол. наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ.);
- недостаточный уровень развития навыков практического применения полученных знаний в новых (современных условиях), причиной которого является низкий уровень развития компетентностей у учащихся («…по результатам исследование PISA, в котором оценивается, каким образом знания, полученные в школе, используются в различных ситуациях, часть из которых связана с реальной жизнью». Ковалева Г.С., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", канд. п. н., национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования).
В свое время Л.С. Выготский [1, c.388] писал: «обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». В то же время необходимо отметить, что эффективным будет только такое обучение, которое построено в соответствие с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.
Самым главным направлением по развитию способностей школьников является учебно-воспитательный процесс. И самое важное, если данная система рассматривается целостно, без формального разделения на базовое и дополнительное образование, а наоборот, на основе преемственного подхода и с широким привлечением организаций системы дополнительного образования.
К способам учета [2, с.17], [5, с.222-232] индивидуальных особенностей, а, следовательно, проектирования учебно-воспитательного процесса индивидуального личностного развития каждого школьника относятся:
- гибкие вариативные программы;
- организация курсов предметно-ориентированной направленности;
- разнообразные дидактические средства;
- формы организации образования целого класса или групп учащихся (смешанные, однородные, с двумя группами, отличающиеся уровнем развития и способностей и др.);
- обеспечение темпа изучения программного материала в соответствии с обучаемостью различных учащихся.
М.А. Холодная в своей монографии «Психология интеллекта» [10, с. 58, 95-96, 215-216] представляет общую характеристику «обогащающей модели» обучения. Суть интеллектуального воспитания в рамках «обогащающей модели» обучения представлена в ряде следующих положений:
- Каждый ребенок является носителем ментального опыта.
- Адресатом педагогических воздействий в условиях школьного образования являются особенности состава и строения индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты).
- Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей.
- Каждый ребенок имеет свой диапазон возможного наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ребенка.
- Критерии эффективности учебного процесса наряду с ЗУН связаны с мерой выраженности основных показателей уровня интеллектуального развития личности в виде интеллектуальной компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума (КИТСУ).
С учетом требований ФГОС была создана Программа развития и обновленная Программа воспитания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги. Представленные документы позволяют в рамках определенных модулей в системе заниматься интеллектуальным воспитанием школьников в организационном взаимодействии занятий урочной и внеурочной деятельности. Особое, более глубокое значение в данных документах уделяется развитию учебно-исследовательских навыков учащихся на всех уровнях образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9], начиная с решения проектных задач в начальной школе и заканчивая созданием индивидуального проекта на уровне среднего общего образования, когда свой индивидуальный учебно-исследовательский проект защищают публично выпускники школы.
В табл. 1 представлен фрагмент программы развития учебно-исследовательских способностей учащихся школы с одновременным повышением квалификации педагогических кадров и совместной работе и просвещению родительской общественности.
Таблица 1
Фрагмент программы развития исследовательских способностей учащихся
Действия (мероприятия) программы |
3. Организация и проведение психолого-педагогических семинаров для учителей школы, методических внутришкольных семинаров по направлениям:
4. Проведение психолого-педагогических семинаров для учащихся
5. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие специальных способностей:
6. Предоставление возможности учащимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности с научным руководителем:
7. Разработка гибких индивидуальных программ (ИУП) обучения для учащихся, проявивших способности в определенной предметной области. 8. Разработка и коррекция программ (НОУ) научных групп учащихся по направлениям развивающей работы с учащимися. 9. Создание банка модифицированных и авторских программ для проведения учебно-исследовательской работы с учащимися. 10. Участие школьников в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах. 11. Совместные заседания ученых советов вузов и методического совета школы. 12. Обучающие семинары для учителей и «мастер-классы», проводимые преподавателями вузов. 13. Творческие встречи и обучающие семинары для учащихся совместно с преподавателями ВУЗов, учеными, представителями органов власти. |
Ключевое значение для развития предметных и учебно-исследовательских способностей школьников, выявления их профессиональных склонностей имеет преемственность образовательной среды в ее сопряженности с уже имеющимися у индивида умственными предпочтениями и стилевыми индивидуальными особенностями. Преемственность образовательной среды может быть достигнута с помощью системы базового и дополнительного образования, в которых реализуется целевая установка на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания [6].
Степень успешности работы с детьми напрямую зависит от творческого потенциала людей, ее осуществляющих, а поэтому необходимым условием эффективности данного процесса является целенаправленная система повышения профессионального мастерства педагогических кадров и наличие у педагогов личностных смыслов их деятельности.
1. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. - M, 1991, 388 s.
2. Gurevich K.M., Gorbacheva E.I. Umstvennoe razvitie shkol'nikov: kriterii i normativy. - M.: Znanie, 1992 -17 s.
3. Ivanova, I.V. Variativnost' obrazovaniya kak uslovie rasshireniya vozmozhnostey samorazvitiya lichnosti // Vospitanie shkol'nikov. - 2016. - №9-10. - S.10-16.
4. Ivanova, I.V. Standartizaciya i variativnost' kak veduschie tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v Rossii // Vospitanie shkol'nikov. - 2015. - №9. - S. 3-11.
5. Leytes N.S. Vozrastnye osobennosti razvitiya sklonnostey. Sb. Problemy obschey, vozrastnoy i pedagogicheskoy psihologii. Pod red. V. V. Davydova. - M.: Pedagogika, 1978 - s. 222-232.
6. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov // Pedagogika. - 2020. - T.84.- №8.- S. 63-72.
7. FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 goda № 373.
8. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897.
9. FGOS srednego (polnogo) obschego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 goda № 443.
10. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Izd. 2-e dop. i pererab. - S-P.: Piter, 2002 - s. 58, 95-96, 215-216.