Важнейшим условием повышения качества образования с учетом требований обновленных федеральных государственных стандартов общего образования является совершенствование образовательной системы школы, которая учитывает индивидуальные особенности школьников, образовательные запросы ученика и способствует повышению уровня успешности в образовании. В статье представлен опыт работы школы по формированию учебно-исследовательских и проектных навыков средствами системы урочной и внеурочной деятельности, и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
индивидуализация, интеллектуальное воспитание, преемственность, уровень успешности ученика, навыки исследовательской деятельности
Важнейшим условием повышения качества образования в школе является преемственность и вариативный подход к организации образования в школе. В обновленных образовательных стандартах общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ОО) уделяется серьезное внимание организационно-содержательным вопросам взаимосвязи обучения и воспитания школьников на основе учета индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников. Отмечается, что система преемственности в образовании и вариативный подход расширяет образовательные возможности ребенка и повышает его учебную успешность. Важно то, что именно вариативность современного образования представляет собой одно из условий расширения возможностей саморазвития личности [3], которая, наряду со стандартизацией, представляет собой ведущую тенденцию развития современного образования в России [4].
Согласны с исследованиями и высказываниями многих ученых-педагогов, что серьезными недостатками (проблемами) в повышении качества образования в школе являются, прежде всего:
- недостаточная эффективность в повышении качества образования вследствие унифицированного подхода в обучении («Снижение качества образования в основной школе - это психологическая проблема, которая не может существовать в отрыве от педагогической и социальной ситуации, они, естественно, взаимосвязаны… Школа сегодня (как и раньше) катастрофически не способна учитывать интересы ребенка, перспективу его взросления, социализации, культурного развития, не предлагает материал, действия и способы обучения, которых требует ребенок, находящийся в новой ситуации развития. Поэтому и педагогически, и социально, и психологически - это единая проблема, единый комплекс.» Собкин В.С., руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», д-р психол. наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ.);
- недостаточный уровень развития навыков практического применения полученных знаний в новых (современных условиях), причиной которого является низкий уровень развития компетентностей у учащихся («…по результатам исследование PISA, в котором оценивается, каким образом знания, полученные в школе, используются в различных ситуациях, часть из которых связана с реальной жизнью». Ковалева Г.С., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", канд. п. н., национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования).
В свое время Л.С. Выготский [1, c.388] писал: «обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». В то же время необходимо отметить, что эффективным будет только такое обучение, которое построено в соответствие с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.
Самым главным направлением по развитию способностей школьников является учебно-воспитательный процесс. И самое важное, если данная система рассматривается целостно, без формального разделения на базовое и дополнительное образование, а наоборот, на основе преемственного подхода и с широким привлечением организаций системы дополнительного образования.
К способам учета [2, с.17], [5, с.222-232] индивидуальных особенностей, а, следовательно, проектирования учебно-воспитательного процесса индивидуального личностного развития каждого школьника относятся:
- гибкие вариативные программы;
- организация курсов предметно-ориентированной направленности;
- разнообразные дидактические средства;
- формы организации образования целого класса или групп учащихся (смешанные, однородные, с двумя группами, отличающиеся уровнем развития и способностей и др.);
- обеспечение темпа изучения программного материала в соответствии с обучаемостью различных учащихся.
М.А. Холодная в своей монографии «Психология интеллекта» [10, с. 58, 95-96, 215-216] представляет общую характеристику «обогащающей модели» обучения. Суть интеллектуального воспитания в рамках «обогащающей модели» обучения представлена в ряде следующих положений:
- Каждый ребенок является носителем ментального опыта.
- Адресатом педагогических воздействий в условиях школьного образования являются особенности состава и строения индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты).
- Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей.
- Каждый ребенок имеет свой диапазон возможного наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ребенка.
- Критерии эффективности учебного процесса наряду с ЗУН связаны с мерой выраженности основных показателей уровня интеллектуального развития личности в виде интеллектуальной компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума (КИТСУ).
С учетом требований ФГОС была создана Программа развития и обновленная Программа воспитания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги. Представленные документы позволяют в рамках определенных модулей в системе заниматься интеллектуальным воспитанием школьников в организационном взаимодействии занятий урочной и внеурочной деятельности. Особое, более глубокое значение в данных документах уделяется развитию учебно-исследовательских навыков учащихся на всех уровнях образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9], начиная с решения проектных задач в начальной школе и заканчивая созданием индивидуального проекта на уровне среднего общего образования, когда свой индивидуальный учебно-исследовательский проект защищают публично выпускники школы.
В табл. 1 представлен фрагмент программы развития учебно-исследовательских способностей учащихся школы с одновременным повышением квалификации педагогических кадров и совместной работе и просвещению родительской общественности.
Таблица 1
Фрагмент программы развития исследовательских способностей учащихся
Действия (мероприятия) программы |
3. Организация и проведение психолого-педагогических семинаров для учителей школы, методических внутришкольных семинаров по направлениям:
4. Проведение психолого-педагогических семинаров для учащихся
5. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие специальных способностей:
6. Предоставление возможности учащимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности с научным руководителем:
7. Разработка гибких индивидуальных программ (ИУП) обучения для учащихся, проявивших способности в определенной предметной области. 8. Разработка и коррекция программ (НОУ) научных групп учащихся по направлениям развивающей работы с учащимися. 9. Создание банка модифицированных и авторских программ для проведения учебно-исследовательской работы с учащимися. 10. Участие школьников в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах. 11. Совместные заседания ученых советов вузов и методического совета школы. 12. Обучающие семинары для учителей и «мастер-классы», проводимые преподавателями вузов. 13. Творческие встречи и обучающие семинары для учащихся совместно с преподавателями ВУЗов, учеными, представителями органов власти. |
Ключевое значение для развития предметных и учебно-исследовательских способностей школьников, выявления их профессиональных склонностей имеет преемственность образовательной среды в ее сопряженности с уже имеющимися у индивида умственными предпочтениями и стилевыми индивидуальными особенностями. Преемственность образовательной среды может быть достигнута с помощью системы базового и дополнительного образования, в которых реализуется целевая установка на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания [6].
Степень успешности работы с детьми напрямую зависит от творческого потенциала людей, ее осуществляющих, а поэтому необходимым условием эффективности данного процесса является целенаправленная система повышения профессионального мастерства педагогических кадров и наличие у педагогов личностных смыслов их деятельности.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М, 1991, 388 с.
2. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М.: Знание, 1992 -17 с.
3. Иванова, И.В. Вариативность образования как условие расширения возможностей саморазвития личности // Воспитание школьников. - 2016. - №9-10. - С.10-16.
4. Иванова, И.В. Стандартизация и вариативность как ведущие тенденции развития современного образования в России // Воспитание школьников. - 2015. - №9. - С. 3-11.
5. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей. Сб. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978 - с. 222-232.
6. Рожков М.И., Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. - 2020. - Т.84.- №8.- С. 63-72.
7. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
8. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
9. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 443.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Изд. 2-е доп. и перераб. - С-П.: Питер, 2002 - с. 58, 95-96, 215-216.