ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Важнейшим условием повышения качества образования с учетом требований обновленных федеральных государственных стандартов общего образования является совершенствование образовательной системы школы, которая учитывает индивидуальные особенности школьников, образовательные запросы ученика и способствует повышению уровня успешности в образовании. В статье представлен опыт работы школы по формированию учебно-исследовательских и проектных навыков средствами системы урочной и внеурочной деятельности, и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Ключевые слова:
индивидуализация, интеллектуальное воспитание, преемственность, уровень успешности ученика, навыки исследовательской деятельности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Важнейшим условием повышения качества образования в школе является   преемственность и вариативный подход к организации образования в школе. В  обновленных образовательных  стандартах общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ОО) уделяется  серьезное внимание  организационно-содержательным вопросам взаимосвязи  обучения и воспитания школьников на основе учета индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников. Отмечается, что система преемственности в образовании и вариативный подход расширяет образовательные возможности  ребенка  и повышает его учебную успешность. Важно то, что именно вариативность современного образования представляет собой одно из условий расширения возможностей саморазвития личности [3], которая, наряду со стандартизацией, представляет собой ведущую тенденцию развития современного образования в России [4].

Согласны с исследованиями и высказываниями многих ученых-педагогов, что  серьезными недостатками (проблемами) в повышении качества образования в школе являются, прежде всего:

- недостаточная эффективность в повышении качества образования вследствие унифицированного подхода в обучении Снижение качества образования в основной школе - это психологическая проблема, которая не может существовать в отрыве от педагогической и  социальной ситуации, они, естественно, взаимосвязаны… Школа сегодня (как и раньше) катастрофически не способна учитывать интересы ребенка, перспективу его взросления, социализации, культурного развития, не предлагает материал, действия и способы обучения, которых требует ребенок, находящийся в новой ситуации развития. Поэтому и педагогически, и  социально, и психологически - это единая проблема, единый комплекс.» Собкин В.С., руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», д-р психол. наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ.);

-  недостаточный уровень развития навыков практического применения полученных знаний  в новых (современных условиях), причиной которого является  низкий уровень развития  компетентностей  у учащихся («…по результатам исследование PISA, в котором оценивается, каким образом знания, полученные в школе, используются в различных ситуациях, часть из которых связана с реальной жизнью». Ковалева Г.С., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", канд. п. н., национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования).

В свое время Л.С. Выготский [1, c.388] писал: «обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». В то же время необходимо отметить, что эффективным будет только такое обучение, которое построено в соответствие с закономерностями интеллектуального (умственного) развития личности.

Самым главным направлением по развитию способностей  школьников является учебно-воспитательный процесс. И самое важное, если данная система рассматривается  целостно, без формального разделения на базовое и дополнительное образование, а наоборот, на основе преемственного подхода и с широким привлечением организаций системы дополнительного образования.

К способам учета [2, с.17], [5, с.222-232] индивидуальных особенностей, а, следовательно, проектирования учебно-воспитательного процесса индивидуального личностного развития каждого школьника относятся:

  • гибкие вариативные программы;
  • организация  курсов предметно-ориентированной направленности;
  • разнообразные дидактические средства;
  • формы организации образования целого класса или групп учащихся (смешанные, однородные, с двумя группами, отличающиеся уровнем развития и способностей и др.);
  • обеспечение темпа изучения программного материала в соответствии с обучаемостью различных учащихся.

М.А. Холодная  в своей монографии «Психология интеллекта»  [10, с. 58, 95-96, 215-216] представляет общую характеристику «обогащающей модели» обучения. Суть интеллектуального воспитания в рамках «обогащающей модели» обучения представлена в ряде следующих положений:

  1. Каждый ребенок является носителем ментального опыта.
  2. Адресатом педагогических воздействий в условиях школьного образования являются особенности состава и строения индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты).
  3. Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей.
  4. Каждый ребенок имеет свой диапазон возможного наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ребенка.
  5. Критерии эффективности учебного процесса наряду с ЗУН связаны с мерой выраженности основных показателей уровня интеллектуального развития личности в виде интеллектуальной компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума (КИТСУ).

С учетом требований ФГОС была создана Программа развития и  обновленная Программа воспитания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги. Представленные документы позволяют в рамках определенных модулей в системе заниматься интеллектуальным воспитанием школьников в  организационном взаимодействии занятий урочной и внеурочной деятельности. Особое, более глубокое значение в данных документах уделяется развитию учебно-исследовательских навыков учащихся на всех уровнях образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9], начиная с решения проектных задач в начальной школе и заканчивая созданием индивидуального проекта на уровне среднего общего образования, когда свой индивидуальный учебно-исследовательский проект защищают  публично выпускники школы.

В табл. 1 представлен фрагмент программы развития учебно-исследовательских способностей учащихся школы с одновременным повышением квалификации педагогических кадров  и совместной работе и просвещению родительской общественности.

Таблица 1

Фрагмент программы развития исследовательских способностей учащихся

Действия (мероприятия) программы

  1. Знакомство учителей с научными теоретическими обоснованиями новых образовательных технологий и практическими  данными о психолого-педагогических  особенностях и методических приемах, эффективных при работе с учащимися по развитию учебно-исследовательской деятельности и повышению уровня умственного развития:
  • Проведение тематических педсоветов по направлениям:
  • Образовательные технологии: осознанный выбор. Педагогические находки на уроках: естественно-математический цикл; гуманитарный цикл; технологии воспитания личности школьника.
  • Развитие предметных способностей учащихся в условиях обучения в профильных группах, по индивидуальному учебному плану (ИУП).
  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  • Слагаемые педагогического мастерства и педагогической компетенции.
  • Преемственность в обучении и развитие предметно-ориентированного мышления.
    • Проведение семинаров с приглашением специалистов ВУЗов:
  • Психолого-педагогические составляющие педагогических способностей.
  • Развитие творческих способностей. Креативность мышления.
  • Психологические основы индивидуализации и дифференциации образования в школе, стилевые особенности  мышления школьников.
  • Педагогическое общение и коммуникативные способности. Стили педагогического общения и преподавания.
  • Конфликтные ситуации в образовании и условия и способы их успешного решения.
    • Обучение на курсах повышения квалификации, аспирантуре, докторантуре;
    • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы для самообразования  учителей;
    • Участие в научно-практических конференциях, «круглых столах» по обмену опытом, выпуск публикаций, создание методических разработок по данному направлению и т.д.
  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся по выявлению детей, склонных к научно-исследовательской работе и показывающих высокие результаты по предметам определенного цикла:
  • Обсуждение (установление) критериев, позволяющих судить о наличии предметных способностей учащихся;
  • Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • Создание банка данных о методических разработках, связанных с педагогической диагностикой учащихся и совершенствование методик преподавания;
  • Систематизация и совершенствование методов диагностики учителей и учащихся (интеллектуальная, эмоционально-волевая сфера, профессиональная компетентность);
  • Периодический сбор сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии детей с высоким уровнем умственного развития в их классах.

3. Организация и проведение психолого-педагогических семинаров для учителей школы, методических внутришкольных семинаров по направлениям:

  • Использование современных технологий, форм и методов работы по развитию познавательных способностей у учащихся на уроках, элективных курсах и развивающих занятиях с учетов индивидуальных особенностей школьников.
  • Психолого-педагогические составляющие педагогических способностей.
  • Организация проектной деятельности учащихся (виды проектов, примеры проектов, документообеспечение проектной деятельности, этапы организации проектной деятельности и т.д.).
  • Творческие и учебно-исследовательские  работы школьников (алгоритм построения и оформление).
  • Классификация и характеристика учебных и научных работ. Особенности их оформления.
  • Исследовательская работа как научная деятельность учителя. Методы научного исследования.
  • Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся.
  • Сущность исследовательской деятельности и развитие исследовательских способностей.

4. Проведение психолого-педагогических семинаров для учащихся 8-11 классов, обучающих  проведению психолого-педагогического исследования по направлениям:

  • Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.
  • Методологические основы исследования (принципы, проблема, гипотеза, научные подходы в исследовании и т.д.).
  • Методы исследования (характеристика методов: наблюдение, интервью, анкетирование, эксперимент и т.д.).
  • Общие требования к оформлению работ.
  • Работа с источниками информации.
  • Компиляция рабочего варианта текста.
  • Особенности подготовки к защите письменных работ.

5. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие специальных способностей:

  • Знакомство учителей на семинарах и индивидуальных консультациях с имеющимся опытом работы по данному направлению.
  • Лонгитюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности.
  • Проведение различных внеурочных конкурсов, марафонов, олимпиад, научно-практических конференций, позволяющих ребенку проявить свои способности.
  • Участие в исследовании по изучению критериев предметных способностей учащихся и создание авторских диагностических методик, опросников, анкет и т.д.
  • Участие учителей в экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности (функциональной, поисковой, прикладной). Развитие академических способностей учителей.

6. Предоставление возможности учащимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности с научным руководителем:

  • Работа с научным руководителем учащихся и овладение методами и формами по развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества (учителями  школы, преподавателями вузов).
  • Проведение обучающих семинаров для учащихся по развитию творческих и предметных способностей.

7. Разработка гибких индивидуальных программ (ИУП) обучения для учащихся, проявивших способности в определенной предметной области.

8. Разработка и коррекция программ (НОУ) научных групп учащихся по направлениям развивающей работы с учащимися.

9. Создание банка модифицированных и авторских программ для проведения учебно-исследовательской работы с учащимися.

10. Участие школьников в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах.

11. Совместные заседания ученых советов вузов и методического совета  школы.

12. Обучающие семинары для учителей и «мастер-классы», проводимые преподавателями вузов.

13. Творческие встречи и обучающие семинары для учащихся совместно с преподавателями ВУЗов,  учеными, представителями органов власти.

 

Ключевое значение для развития предметных и учебно-исследовательских способностей школьников,  выявления их профессиональных склонностей имеет преемственность образовательной среды в ее сопряженности с уже имеющимися у индивида умственными предпочтениями и стилевыми индивидуальными особенностями. Преемственность образовательной среды может быть достигнута с помощью системы базового и дополнительного образования, в которых реализуется целевая установка на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания [6].

Степень  успешности работы с детьми напрямую зависит от творческого потенциала людей, ее осуществляющих, а поэтому необходимым условием эффективности данного процесса является  целенаправленная система повышения профессионального мастерства педагогических кадров и наличие у педагогов личностных смыслов их деятельности.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М, 1991, 388 с.

2. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М.: Знание, 1992 -17 с.

3. Иванова, И.В. Вариативность образования как условие расширения возможностей саморазвития личности // Воспитание школьников. - 2016. - №9-10. - С.10-16.

4. Иванова, И.В. Стандартизация и вариативность как ведущие тенденции развития современного образования в России // Воспитание школьников. - 2015. - №9. - С. 3-11.

5. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей. Сб. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978 - с. 222-232.

6. Рожков М.И., Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. - 2020. - Т.84.- №8.- С. 63-72.

7. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

8. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

9. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 443.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Изд. 2-е доп. и перераб. - С-П.: Питер, 2002 - с. 58, 95-96, 215-216.

Войти или Создать
* Забыли пароль?