INNOVATIVE APPROACHES IN THE TRAINING OF CADETS – FUTURE CASE INSPECTORS FOR THE PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIORS OF THE YOUNGER GENERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the experience of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot in training inspectors for minors. Within the framework of the implemented model of training students by the teaching staff, attention is focused on an integrated approach to the professional training of students, including the prevention of deviant behavior of minors. Complexity in this case is understood as a stable set of the following approaches to education: competence-based (system-activity), culturological, personality-oriented, environmental. Taking into account the orientation of the scientific school implemented by the department "Pedagogy of meaning–life orientations in the system of personnel training for the internal affairs bodies of Russia" (founder - Professor I.V. Ulyanova), the meaning-life orientation approach is also being updated (it includes such aspects as axiological, target, valeological, ethical-aesthetic, gender-psychological, preventive). Practice has shown that it is in the stable totality of the designated theoretical concepts that there is a real opportunity to help the younger generation in harmonious, truly humanistic development. The principle of complexity is revealed in the preparation of cadets for professional activity in the conditions of a rational combination of effective traditional methods, forms of humanistic pedagogy and new organizational technologies. Special attention in the preparation of cadets for the professional activities of the PD inspector is paid to their personal development. It is the strengthening of the moral, humanistic position of the first-year cadet that is noted as a significant innovation position implemented in the educational process.

Keywords:
professional education, PD inspector training, innovative approaches, prevention
Text

Проблема деструктивного поведения современных подростков, юношества  в начале XXI века в нашей стране вышла за границы отдельных семей, исключительно системы образования или области правоведения. Сегодня она приобрела государственное значение, все более  настойчиво демонстрируя риски и опасности искажения национального самосознания подрастающего поколения страны,  российской культуры в целом. Во многом это детерминировано столкновением двух цивилизационных сил: 1) традиционно, гуманистически ориентированных и 2) ультралиберальных, постмодернистских с культивированием потребительства, вседозволенности, гедонизма (по своей сути - антигуманистических).

Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности (УНК ПСД) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, осуществляя подготовку инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН) по специальности  44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, учитывает данные реалии времени, находится не только в активном поиске эффективных средств подготовки курсантов к эффективной предстоящей  служебно-профессиональной деятельности, но уже более пяти лет успешно реализует инновационный формат учебно-воспитательной  работы.

Так, преподавателями акцентируется внимание на комплексном подходе к профессиональной подготовке обучающихся, включая профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Комплексность в данном случае понимается как устойчивая совокупность следующих подходов к образованию: компетентностного (системно-деятельностного), культурологического, личностно ориентированного, средового [6, 7]. Учитывая направленность реализуемой кафедрой научной школы «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России» (основатель - И.В. Ульянова),   актуализируется также смысложизненноориентационный подход (он включает в себя такие аспекты, как аксиологический, целевой, валеологический, этико-эстетический, гендерно-психологический, профилактический). Практика показала, что именно в устойчивой совокупности обозначенных выше теоретических концептов появляется реальная возможность помогать подрастающему поколению в гармоничном, подлинно гуманистичном развитии (что отражено в: Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.  от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»; Национальном проекте «Образование»; ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.07.2019);  ФЗ от 23 июня 2016 г.  № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года»)  и др.).

Принцип комплексности раскрывается и в подготовке курсантов к профессиональной деятельности в условиях рационального сочетания эффективных традиционных методов, форм с подрастающим поколением гуманистической педагогики и новых организационных технологий. 

Именно в рамках гуманистической педагогики открывается возможность изучить индивидуальные потребности конкретного ребенка, его биологические, психологические, социокультурные особенности и условия развития, на основе чего  уже организовывать профилактику деструктивного поведения. (Тогда как в условиях либеральной педагогики – ее формат нам настойчиво навязывается апологетами ультралиберализма – данная проблема игнорируется [8, 11]).

Осуществлять такую работу архисложно, в том числе и потому, что, как показывает анализ научной литературы, научных дискуссий, отсутствует унифицированный формат социально-педагогического дискурса. Автономизация университетов привела к разрозненности научных школ, мозаичности профессиональной подготовки будущих специалистов помогающих профессий [5, 9]. 

В связи с этим нами конкретизирован понятийный аппарат социальной педагогики c учетом методологической платформы кафедры, оформлена классификация отклоняющегося поведения (с опорой на многочисленные источники –   Е.В. Змановская, Н.В. Майсак, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских и др.) [3, 4].  В частности, отклоняющееся поведение  (как отход от социокультурной нормы) разделяется на две большие группы: внешне деструктивное и внутренне деструктивное (от лат. Destnictivus - неплодотворный, разрушительный) [2]. Первое характеризуется нарушением морально-нравственных (девиантное поведение: сквернословие, бродяжничество, драчливость, пропуск учебных занятий  и др.) и правовых норм общества (делинкветное поведение: воровство, вандализм, мошенничество, сексуальное, физическое   насилие и др.). Внутренне деструктивное поведение также можно разделить на  две группы: аддиктивное (зависимое, связано со стремлением ухода от реальности посредством использования психоактивных веществ, специфической активности,  иррационального использования технических средств) и связанное с дезориентаций личности (суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое). Благодаря этому взаимодействие между педагогами, родителями, инспекторами ПДН, медицинскими работниками при решении каждой проблемы, связанной с деструктивным поведением несовершеннолетнего, становится, как показывает практика, наиболее целенаправленной, эффективной.  

Особое внимание в подготовке курсантов к профессиональной деятельности инспектора ПДН  обращается на  их личностное становление. (Осуществлять педагогическую работу в области нравственного, гражданско-патриотического воспитания в высшей школе сегодня весьма сложно в связи с явным дефицитом воспитательной работы в современных школах, что подтверждают и наши ежегодные опросы первокурсников). Именно укрепление нравственной, гуманистической позиции курсанта-первокурсника мы отмечаем как существенное инновациционное положение, реализуемое в учебном процессе (этому способствуют соответствующие лекционные темы, блоки, такие методы, как художественно-рефлексивные проекты типа «Герб моей личности», «Образ моей эмпатии», «Мой нравственный идеал», «Линия моей жизни», эссе «Мое незабываемое детство», «Я – человек – гуманист», дискуссии и проч.).

В целом следует подчеркнуть, что сам принцип организации образовательного процесса кафедрой педагогики стал концентрически-сквозным, заменив линейный. Его сущность заключается в том, что уже с 1-го курса обучающиеся полноценно погружаются не только в служебную, учебную, но и  воспитательную и квази-профессиональную деятельность, поэтапно двигаясь к личностной зрелости и профессиональной компетентности (А.А. Базулина, Е.А. Никитская и др.) [1, 10]. 

Ориентируясь на значимость в профессиональной подготовке курсантов тесной связи теории и практики, следует обратить внимание на  инновационные аспекты подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН к профилактике деструктивных форм поведения несовершеннолетних на основе следующей таблицы (рис.1): 

 

Организация практик в системе подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН 

 

1 курс

 

Специфика учебно-научного процесса

Специфика воспитательного процесса

Специфика практики

 Актуализация воспитательных аспектов, вопросов нравственности, самовоспитания в учебном процессе (элементы лекций, семинарских и практических занятий: кейс-метод, дискуссии, социально-педагогический анализ художественных произведений, кинофильмов и проч.).

 

 Организация культурно-досуговых мероприятий:

- День социального педагога, Посвящение в кружковцев

- литературно-музыкальная гостиная «Все начинается с любви»

- оформление Социально-педагогического календаря

- разработка и оформление  поздравительных плакатов

- мероприятия по плану педагога-куратора, университета

Участие в Молодежном проекте «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» (Психологический институт РАО): встречи с известными людьми, выполнение тематических проектов, первичное взаимодействие со школьниками  как потенциальными объектами профилактики (в течение учебного года) и субъектами группы нормы.

Участие в научном кружке (Мастер-классы, Актуальные встречи,  первые пробы написания научных статей). Адаптационный тренинг.

 Участие в работе Киноклуба, Библио-клуба, Диспут-клуба

 

Участие в научных конференциях (преимущественно как слушатели)

Интеллектуальная межвузовская игра «Брейн-ринг»

 

2 курс

Специфика учебно-научного процесса

Специфика воспитательного процесса

Специфика практики

Изучение деструктивного поведения в контексте учебных дисциплин.

Участие в работе Киноклуба, Библио-клуба, Диспут-клуба

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений во взаимодействии с несовершеннолетними групп нормы и отклоняющегося поведения. 

Участие в научном кружке (Мастер-классы, Актуальные встречи,   написание научных статей).

Оформление научных, художественно-творческих отчетов по практике

Базы практики: «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»; «Первый Московский Образовательный Комплекс»;  «Школа № 705».

Участие в научных конференциях

Разработка и оформление тематических плакатов Социальная реклама

Контингент: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (группа «норма»), несовершеннолетние от 14 до 18 лет, стоящие на учете ВШУ, КДНиЗП, ПДН, родители и педагоги

 

Мероприятия по плану педагога-куратора, университета

Цель: изучение  психологических, педагогических, социальных и иных отличий несовершеннолетних «группа норма» и несовершеннолетних отклоняющегося поведения, формирование первичных социально-педагогических навыков.

 

3 курс

 

Специфика учебно-научного процесса

Специфика воспитательного процесса

Специфика практики

 

Изучение деструктивного поведения в контексте учебной дисциплины «Социальная педагогика».

 

Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;   знакомство с различными видами девиантного и/или делинквентного поведения несовершеннолетних, формирование актуальных профессиональных навыков.

 

Участие в научном кружке.

 

Мероприятия по плану педагога-куратора, университета

Базы практики: «Каширская специальная учебно-воспитательная школа закрытого типа»; Социально-реабилитационный центр «Алтуфьево»; «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №102»; «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1»;

Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки».

 

Участие в научных конференциях, научно-исследовательских проектах.

 

Контингент: несовершеннолетние в возрасте от 12 до 17 лет, совершающие систематические самовольные уходы из кровной семьи, их родители; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей от 1 года до 21 лет; несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН.

 

 

4 курс

Специфика учебно-научного процесса

Специфика воспитательного процесса

Специфика практики

Изучение деструктивного поведения несовершеннолетних и работа с ним в контексте специализированных учебных дисциплин: «Работа инспектора ПДН с молодежными объединениями». «Социально-педагогическая виктимология».

Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб

 

Мероприятия по плану педагога-куратора, университета

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Цель: ознакомление с основными формами и видами профессиональной деятельности инспектора ПДН, уяснение и закрепление социально-педагогических и организационно-правовых основ деятельности сотрудников полиции. Контингент: преимущественно несовершеннолетние отклоняющегося поведения, их родители, педагоги.

Участие в: научном кружке; научных конференциях; научных конкурсах. Публикация статей разного уровня.

 

5 курс

Специфика учебно-научного процесса

Специфика воспитательного процесса

Специфика практики

Изучение деструктивного поведения в контексте специализированных учебных дисциплин: «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности»; «Педагогическая профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних»; «Работа инспектора ПДН по профилактике угроз в киберпространстве».

Участие в: научном кружке; научных конференциях; научных конкурсах.

Публикация статей разного уровня.

Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб

 

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в должности сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних;

преддипломная практика.

Цель: апробация профессиональных компетенций.

Контингент: несовершеннолетние нормативного поведения (профилактика), отклоняющегося поведения (коррекция, ресоциализация).

Мероприятия по плану педагога-куратора, университета

 

Наряду с вышесказанным учебная педагогическая практика реализуется у курсантов 2, 3 и 4 курсов (исходя из учебного плана) в Детском оздоровительном лагере  (ДОЛ) «Русичи». Несмотря на то, что инспектор ПДН в профессиональной деятельности не выполняет функции вожатого в ДОЛ, данный вид практики формирует ряд профессиональных и личностных компетенций сотрудника полиции (инспектора ПДН).

Вместе с тем кафедрой педагогики разработан инновационный формат устного выпускного экзамена на уровне Государственной итоговой аттестации.

Данная экзаменационная процедура максимально учитывает запрос общества на компетентность выпускника образовательной организации высшего образования – будущего инспектора ПДН, способного оперативно включаться в решение профессиональных задач. В связи с этим, с учетом системно-деятельностного, практико-ориентированного принципов организации учебного процесса, слушателю (на выбор) предлагается социально-педагогическая задача (кейсинг). Ее решение позволяет Государственной экзаменационной комиссии оценить не только социально-педагогические, юридические знания слушателей, но и их воспитательный потенциал, аналитические, коммуникативно-речевые, креативные способности.

Формат презентации кейсингов различен, это:

- отрывок из художественного фильма социально-педагогической проблематики (отклоняющееся поведение несовершеннолетних, неблагополучная семья и т.п.);

- видео-ролик, отражающий определенный вид деструктивного поведения несовершеннолетнего;

- гипотетический запрос в отдел по делам несовершеннолетних  (соседей, педагогов и проч.);

- материалы из средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, Интернет), сообщающие о фактах деструктивного поведения несовершеннолетних.

Для более целенаправленного и максимально структурированного ответа на экзамене слушателю предлагается Алгоритмическая карта, условно разделенная на два блока: 1) Социально-педагогический и 2) Психологический. В контексте социально-педагогического блока слушатель должен осветить рассматриваемую проблему на философском, общенаучном, конкретно-научном уровнях, оценив педагогический потенциал образовательной организации, семьи, дворового окружения несовершеннолетнего (в настоящее время раскрывается дефицит профилактических ресурсов всех субъектов профилактики), уточняются, конкретизируются социально-педагогические ошибки, недостатки взрослых в системе сопровождения подростков, юношества. Наряду с этим отвечающему необходимо охарактеризовать действия инспектора ПДН в конкретной проблемной ситуации. В контексте Психологического блока слушателю следует проанализировать с психологической точки зрения представленные в кейсинге личность несовершеннолетнего, его поведенческие отклонения, дать психологическую характеристику его семье.

Для экзаменаторов важно зафиксировать, насколько в ответе слушателя научно взаимообусловлены теория и практика; каковы его знания в области понятийного аппарата социальной педагогики, психологии и юриспруденции, законодательной базы деятельности инспектора ПДН; как он владеет умением решать проблемы деструктивного поведения несовершеннолетних. Слушателям необходимо продемонстрировать свою компетенцию в сфере профилактической работы с несовершеннолетними и его окружением, подчеркнув ее системный характер (как правило, в качестве примеров выпускники приводят случаи из своей практики, анализируя их сущность, собственные действия и действия наставников).

В течение всего периода профессиональной подготовки в университете курсанты в рамках учебных дисциплин на семинарских, практических занятиях включаются в решение кейсингов, выходя далее под руководством преподавателя на уровень учебно-профессиональных дискуссий, формируя навыки публичных выступлений, эффективных коммуникаций.

Одним из инновационных направлений, реализуемых кафедрой в настоящем учебном году, выступает проведение киберучений в рамках реализации дисциплины «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности». Основными задачами  указанных киберучений выступали следующие:

- актуализация теоретических знаний по профессионально-служебной деятельности, полученных на лекционных, семинарских и практических занятиях;

- выявление проблем отдельных профессионально-служебных действий и закрепление навыков принятия инспектором ПДН решений и их служебного оформления;

- анализ и оценивание ситуаций по предложенным фабулам;

- развитие профессионального мышления, творческих способностей;

- выработка идей для развития профессиональных черт характера, моделирование деятельности по заданным параметрам;

- взаимодействие с различными категориями несовершеннолетних, контроль кризисных ситуаций;

- индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними  отлоняющегося поведения, а также их родителями или законными представителями;

- устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, принятие мер к их устранению;

- выявление и пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;

- взаимодействие инспектора ПДН с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. 

Основными формами работы при реализации киберучений выступают следующие: решение практических задач по предъявляемой фабуле с использование модуля «Сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП)» и специальной компьютерной базы «Служебные документы инспектора ПДН», что в свою очередь, способствует обучению участников киберучений  практическому применению полученных знаний путем проведения отдельных профессионально-служебных действий и закрепления навыков принятия инспектором ПДН решений,  их служебного оформления.

Кроме того, на кафедре педагогики   ежегодно осуществляется подготовка и апробация дипломных работ по проблемам профилактики деструктивного поведения в детско-подростково-юношеской среде по различным направлениям: профилактика агрессивного поведения, вандализма, экстремизма, делинквентного поведения, аддиктивного поведения и др. Практической значимостью данных работ выступает разработка методических рекомендаций по профилактике деструктивного поведения для различных субъектов профилактики (инспектора ПДН, социального педагога образовательной организации, родителей и т.д.), а также рекомендаций по организации эффективного взаимодействия субъектов профилактики с несовершеннолетними  на различных уровнях.

 Для совершенствования профессиональной подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН именно в области профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних в учебный план набора 2022 г. по специальности 44.05.01 включен ряд новых дисциплин, в числе которых:

  • Педагогическая профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних
  • Работа инспектора ПДН по профилактике угроз в киберпространстве.
  • Работа инспектора ПДН с молодежными объединениями.
  • Социально-педагогическая виктимология.

Преподаватели кафедры педагогики популяризируют свой инновационный опыт посредством научных публикаций в периодических изданиях, выпуска учебно-методических пособий, монографий, активного участия в научно-практических конференциях различного уровня.

В целом необходимо подчеркнуть, что концепция практической подготовки курсантов в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя (по кафедре педагогики УНК ПСД) с 2016 года является уникальной и на сегодняшний день единственной в системе социально-педагогической подготовки будущих инспекторов ПДН.  

В настоящее время в число социальных партнеров нашего университета вошли уже больше 15 различных организаций Москвы и Московской области, среди них 5 гражданских университетов, которые ведут подготовку по схожим специальностям и направлениям.

References

1. Bazulina A.A. Organizaciya funkcional'noy osnovy razvivayuschih tehnologiy v obuchenii kursantov (slushateley) obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii posredstvom sistemy situaciy // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. [Eurasian Law Journa] № 6 (133). 2019. pp. 391-393. in Russian

2. Efremova T.F. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. V treh tomah.[Modern explanatory dictionary of the Russian language. In three volumes.] Izdatel'stvo AST, 2006 g. in Russian

3. Zmanovskaya E.V., Rybnikov V.Yu. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant behavior of an individual and a group]. - SPb: Piter Publ., 2019.- 3-e izdanie, dopolnennoe. - 352 p. in Russian

4. Maysak N.V. Matrica social'nyh deviaciy: klassifikaciya tipov i vidov deviantnogo povedeniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.[Modern problems of science and education.] - 2010. - № 4. [Elektronnyy resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4505 (data obrascheniya: 26.02.2022). in Russian

5. Mardahaev L. V. Social'naya pedagogika : uchebnik dlya bakalavrov. [Social pedagogy : a textbook for bachelors] - 6-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2015. - 817 p. in Russian

6. Nefed'eva V.E. Kompleksnyy podhod k nravstvennomu vospitaniyu kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii: dissertaciya ... kandidata Pedagogicheskih nauk [A comprehensive approach to the moral education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences]: 13.00.08 / Nefed'eva Valentina Evgen'evna; [Mesto zaschity: FGKOU VO «Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii imeni V.Ya. Kikotya»], 2021. 249 s. in Russian

7. Prostakishina Yu. A. Formirovanie u kursantov obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya MVD Rossii kompetenciy po preduprezhdeniyu pravonarusheniy nesovershennoletnih: dissertaciya ... kandidata Pedagogicheskih nauk [Formation of competencies for the prevention of juvenile delinquency among cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences]: 13.00.08 / Prostakishina Yuliya Aleksandrovna; [Mesto zaschity: FGKOU VO «Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii imeni V.Ya. Kikotya»], 2019. 304 p. in Russian

8. Peskov D. Forsayt obrazovaniya - 2030: Otkrytaya lekciya [Foresight of Education - 2030: Open lecture] [Elektronnyy resurs]. URL: https: //www .youtube.com/watch?v=s 8 -0tu5L534 (data obrascheniya: 30.01.2022). in Russian

9. Social'naya pedagogika: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Social pedagogy: textbook and workshop for universities] / N. A. Sokolova [i dr.]; pod obschey redakciey N. A. Sokolovoy. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2021. - 222 p. in Russian

10. Tanicheva E.D., Nikitskaya E.A. Rol' uchebnoy praktiki v podgotovke buduschih social'nyh pedagogov v vuze v sisteme MVD Rossii // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. [Scientific review. Pedagogical sciences.] №3. 2019. pp. 123-126. in Russian

11. Chetverikova O.N. Skrytye ugrozy rossiyskogo proekta «Cifrovaya shkola» // Narodnoe obrazovanie.[Public education] 2019. № 1. pp. 9-22. in Russian


Login or Create
* Forgot password?