г. Москва и Московская область, Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье представлен опыт работы кафедры педагогики Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя по подготовке инспекторов по делам несовершеннолетних. В рамках реализуемой модели подготовки обучающихся профессорско-преподавательским составом акцентируется внимание на комплексном подходе к профессиональной подготовке обучающихся, включая профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Комплексность в данном случае понимается как устойчивая совокупность следующих подходов к образованию: компетентностного (системно-деятельностного), культурологического, личностно ориентированного, средового. Учитывая направленность реализуемой кафедрой научной школы «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России» (основатель – профессор И.В. Ульянова), актуализируется также смысложизненноориентационный подход (он включает в себя такие аспекты, как аксиологический, целевой, валеологический, этико-эстетический, гендерно-психологический, профилактический). Практика показала, что именно в устойчивой совокупности обозначенных теоретических концептов появляется реальная возможность помогать подрастающему поколению в гармоничном, подлинно гуманистичном развитии. Принцип комплексности раскрывается в подготовке курсантов к профессиональной деятельности в условиях рационального сочетания эффективных традиционных методов, форм работы гуманистической педагогики и новых организационных технологий. Особое внимание в подготовке курсантов к профессиональной деятельности инспектора ПДН обращается на их личностное становление. Именно укрепление нравственной, гуманистической позиции курсанта-первокурсника отмечаеется как существенное инновациционное положение, реализуемое в учебном процессе.
профессиональное образование, подготовка инспектора ПДН, инновационные подходы, профилактика
Проблема деструктивного поведения современных подростков, юношества в начале XXI века в нашей стране вышла за границы отдельных семей, исключительно системы образования или области правоведения. Сегодня она приобрела государственное значение, все более настойчиво демонстрируя риски и опасности искажения национального самосознания подрастающего поколения страны, российской культуры в целом. Во многом это детерминировано столкновением двух цивилизационных сил: 1) традиционно, гуманистически ориентированных и 2) ультралиберальных, постмодернистских с культивированием потребительства, вседозволенности, гедонизма (по своей сути - антигуманистических).
Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности (УНК ПСД) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, осуществляя подготовку инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН) по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, учитывает данные реалии времени, находится не только в активном поиске эффективных средств подготовки курсантов к эффективной предстоящей служебно-профессиональной деятельности, но уже более пяти лет успешно реализует инновационный формат учебно-воспитательной работы.
Так, преподавателями акцентируется внимание на комплексном подходе к профессиональной подготовке обучающихся, включая профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Комплексность в данном случае понимается как устойчивая совокупность следующих подходов к образованию: компетентностного (системно-деятельностного), культурологического, личностно ориентированного, средового [6, 7]. Учитывая направленность реализуемой кафедрой научной школы «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России» (основатель - И.В. Ульянова), актуализируется также смысложизненноориентационный подход (он включает в себя такие аспекты, как аксиологический, целевой, валеологический, этико-эстетический, гендерно-психологический, профилактический). Практика показала, что именно в устойчивой совокупности обозначенных выше теоретических концептов появляется реальная возможность помогать подрастающему поколению в гармоничном, подлинно гуманистичном развитии (что отражено в: Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»; Национальном проекте «Образование»; ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.07.2019); ФЗ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года») и др.).
Принцип комплексности раскрывается и в подготовке курсантов к профессиональной деятельности в условиях рационального сочетания эффективных традиционных методов, форм с подрастающим поколением гуманистической педагогики и новых организационных технологий.
Именно в рамках гуманистической педагогики открывается возможность изучить индивидуальные потребности конкретного ребенка, его биологические, психологические, социокультурные особенности и условия развития, на основе чего уже организовывать профилактику деструктивного поведения. (Тогда как в условиях либеральной педагогики – ее формат нам настойчиво навязывается апологетами ультралиберализма – данная проблема игнорируется [8, 11]).
Осуществлять такую работу архисложно, в том числе и потому, что, как показывает анализ научной литературы, научных дискуссий, отсутствует унифицированный формат социально-педагогического дискурса. Автономизация университетов привела к разрозненности научных школ, мозаичности профессиональной подготовки будущих специалистов помогающих профессий [5, 9].
В связи с этим нами конкретизирован понятийный аппарат социальной педагогики c учетом методологической платформы кафедры, оформлена классификация отклоняющегося поведения (с опорой на многочисленные источники – Е.В. Змановская, Н.В. Майсак, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских и др.) [3, 4]. В частности, отклоняющееся поведение (как отход от социокультурной нормы) разделяется на две большие группы: внешне деструктивное и внутренне деструктивное (от лат. Destnictivus - неплодотворный, разрушительный) [2]. Первое характеризуется нарушением морально-нравственных (девиантное поведение: сквернословие, бродяжничество, драчливость, пропуск учебных занятий и др.) и правовых норм общества (делинкветное поведение: воровство, вандализм, мошенничество, сексуальное, физическое насилие и др.). Внутренне деструктивное поведение также можно разделить на две группы: аддиктивное (зависимое, связано со стремлением ухода от реальности посредством использования психоактивных веществ, специфической активности, иррационального использования технических средств) и связанное с дезориентаций личности (суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое). Благодаря этому взаимодействие между педагогами, родителями, инспекторами ПДН, медицинскими работниками при решении каждой проблемы, связанной с деструктивным поведением несовершеннолетнего, становится, как показывает практика, наиболее целенаправленной, эффективной.
Особое внимание в подготовке курсантов к профессиональной деятельности инспектора ПДН обращается на их личностное становление. (Осуществлять педагогическую работу в области нравственного, гражданско-патриотического воспитания в высшей школе сегодня весьма сложно в связи с явным дефицитом воспитательной работы в современных школах, что подтверждают и наши ежегодные опросы первокурсников). Именно укрепление нравственной, гуманистической позиции курсанта-первокурсника мы отмечаем как существенное инновациционное положение, реализуемое в учебном процессе (этому способствуют соответствующие лекционные темы, блоки, такие методы, как художественно-рефлексивные проекты типа «Герб моей личности», «Образ моей эмпатии», «Мой нравственный идеал», «Линия моей жизни», эссе «Мое незабываемое детство», «Я – человек – гуманист», дискуссии и проч.).
В целом следует подчеркнуть, что сам принцип организации образовательного процесса кафедрой педагогики стал концентрически-сквозным, заменив линейный. Его сущность заключается в том, что уже с 1-го курса обучающиеся полноценно погружаются не только в служебную, учебную, но и воспитательную и квази-профессиональную деятельность, поэтапно двигаясь к личностной зрелости и профессиональной компетентности (А.А. Базулина, Е.А. Никитская и др.) [1, 10].
Ориентируясь на значимость в профессиональной подготовке курсантов тесной связи теории и практики, следует обратить внимание на инновационные аспекты подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН к профилактике деструктивных форм поведения несовершеннолетних на основе следующей таблицы (рис.1):
Организация практик в системе подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН
1 курс
|
||
Специфика учебно-научного процесса |
Специфика воспитательного процесса |
Специфика практики |
Актуализация воспитательных аспектов, вопросов нравственности, самовоспитания в учебном процессе (элементы лекций, семинарских и практических занятий: кейс-метод, дискуссии, социально-педагогический анализ художественных произведений, кинофильмов и проч.).
|
Организация культурно-досуговых мероприятий: - День социального педагога, Посвящение в кружковцев - литературно-музыкальная гостиная «Все начинается с любви» - оформление Социально-педагогического календаря - разработка и оформление поздравительных плакатов - мероприятия по плану педагога-куратора, университета |
Участие в Молодежном проекте «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» (Психологический институт РАО): встречи с известными людьми, выполнение тематических проектов, первичное взаимодействие со школьниками как потенциальными объектами профилактики (в течение учебного года) и субъектами группы нормы. |
Участие в научном кружке (Мастер-классы, Актуальные встречи, первые пробы написания научных статей). Адаптационный тренинг. |
Участие в работе Киноклуба, Библио-клуба, Диспут-клуба |
|
Участие в научных конференциях (преимущественно как слушатели) |
||
Интеллектуальная межвузовская игра «Брейн-ринг» |
2 курс |
||
Специфика учебно-научного процесса |
Специфика воспитательного процесса |
Специфика практики |
Изучение деструктивного поведения в контексте учебных дисциплин. |
Участие в работе Киноклуба, Библио-клуба, Диспут-клуба |
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений во взаимодействии с несовершеннолетними групп нормы и отклоняющегося поведения. |
Участие в научном кружке (Мастер-классы, Актуальные встречи, написание научных статей). |
Оформление научных, художественно-творческих отчетов по практике |
Базы практики: «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»; «Первый Московский Образовательный Комплекс»; «Школа № 705». |
Участие в научных конференциях |
Разработка и оформление тематических плакатов Социальная реклама |
Контингент: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (группа «норма»), несовершеннолетние от 14 до 18 лет, стоящие на учете ВШУ, КДНиЗП, ПДН, родители и педагоги |
|
Мероприятия по плану педагога-куратора, университета |
Цель: изучение психологических, педагогических, социальных и иных отличий несовершеннолетних «группа норма» и несовершеннолетних отклоняющегося поведения, формирование первичных социально-педагогических навыков. |
3 курс |
|||
Специфика учебно-научного процесса |
Специфика воспитательного процесса |
Специфика практики |
|
Изучение деструктивного поведения в контексте учебной дисциплины «Социальная педагогика».
|
Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб |
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; знакомство с различными видами девиантного и/или делинквентного поведения несовершеннолетних, формирование актуальных профессиональных навыков. |
|
Участие в научном кружке.
|
Мероприятия по плану педагога-куратора, университета |
Базы практики: «Каширская специальная учебно-воспитательная школа закрытого типа»; Социально-реабилитационный центр «Алтуфьево»; «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №102»; «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1»; Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки». |
|
Участие в научных конференциях, научно-исследовательских проектах. |
|||
Контингент: несовершеннолетние в возрасте от 12 до 17 лет, совершающие систематические самовольные уходы из кровной семьи, их родители; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей от 1 года до 21 лет; несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН. |
4 курс |
||
Специфика учебно-научного процесса |
Специфика воспитательного процесса |
Специфика практики |
Изучение деструктивного поведения несовершеннолетних и работа с ним в контексте специализированных учебных дисциплин: «Работа инспектора ПДН с молодежными объединениями». «Социально-педагогическая виктимология». |
Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб
Мероприятия по плану педагога-куратора, университета |
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Цель: ознакомление с основными формами и видами профессиональной деятельности инспектора ПДН, уяснение и закрепление социально-педагогических и организационно-правовых основ деятельности сотрудников полиции. Контингент: преимущественно несовершеннолетние отклоняющегося поведения, их родители, педагоги. |
Участие в: научном кружке; научных конференциях; научных конкурсах. Публикация статей разного уровня. |
5 курс |
||
Специфика учебно-научного процесса |
Специфика воспитательного процесса |
Специфика практики |
Изучение деструктивного поведения в контексте специализированных учебных дисциплин: «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности»; «Педагогическая профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних»; «Работа инспектора ПДН по профилактике угроз в киберпространстве». Участие в: научном кружке; научных конференциях; научных конкурсах. Публикация статей разного уровня. |
Библио-клуб, Кино-клуб, Диспут-клуб
|
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в должности сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних; преддипломная практика. Цель: апробация профессиональных компетенций. Контингент: несовершеннолетние нормативного поведения (профилактика), отклоняющегося поведения (коррекция, ресоциализация). |
Мероприятия по плану педагога-куратора, университета |
Наряду с вышесказанным учебная педагогическая практика реализуется у курсантов 2, 3 и 4 курсов (исходя из учебного плана) в Детском оздоровительном лагере (ДОЛ) «Русичи». Несмотря на то, что инспектор ПДН в профессиональной деятельности не выполняет функции вожатого в ДОЛ, данный вид практики формирует ряд профессиональных и личностных компетенций сотрудника полиции (инспектора ПДН).
Вместе с тем кафедрой педагогики разработан инновационный формат устного выпускного экзамена на уровне Государственной итоговой аттестации.
Данная экзаменационная процедура максимально учитывает запрос общества на компетентность выпускника образовательной организации высшего образования – будущего инспектора ПДН, способного оперативно включаться в решение профессиональных задач. В связи с этим, с учетом системно-деятельностного, практико-ориентированного принципов организации учебного процесса, слушателю (на выбор) предлагается социально-педагогическая задача (кейсинг). Ее решение позволяет Государственной экзаменационной комиссии оценить не только социально-педагогические, юридические знания слушателей, но и их воспитательный потенциал, аналитические, коммуникативно-речевые, креативные способности.
Формат презентации кейсингов различен, это:
- отрывок из художественного фильма социально-педагогической проблематики (отклоняющееся поведение несовершеннолетних, неблагополучная семья и т.п.);
- видео-ролик, отражающий определенный вид деструктивного поведения несовершеннолетнего;
- гипотетический запрос в отдел по делам несовершеннолетних (соседей, педагогов и проч.);
- материалы из средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, Интернет), сообщающие о фактах деструктивного поведения несовершеннолетних.
Для более целенаправленного и максимально структурированного ответа на экзамене слушателю предлагается Алгоритмическая карта, условно разделенная на два блока: 1) Социально-педагогический и 2) Психологический. В контексте социально-педагогического блока слушатель должен осветить рассматриваемую проблему на философском, общенаучном, конкретно-научном уровнях, оценив педагогический потенциал образовательной организации, семьи, дворового окружения несовершеннолетнего (в настоящее время раскрывается дефицит профилактических ресурсов всех субъектов профилактики), уточняются, конкретизируются социально-педагогические ошибки, недостатки взрослых в системе сопровождения подростков, юношества. Наряду с этим отвечающему необходимо охарактеризовать действия инспектора ПДН в конкретной проблемной ситуации. В контексте Психологического блока слушателю следует проанализировать с психологической точки зрения представленные в кейсинге личность несовершеннолетнего, его поведенческие отклонения, дать психологическую характеристику его семье.
Для экзаменаторов важно зафиксировать, насколько в ответе слушателя научно взаимообусловлены теория и практика; каковы его знания в области понятийного аппарата социальной педагогики, психологии и юриспруденции, законодательной базы деятельности инспектора ПДН; как он владеет умением решать проблемы деструктивного поведения несовершеннолетних. Слушателям необходимо продемонстрировать свою компетенцию в сфере профилактической работы с несовершеннолетними и его окружением, подчеркнув ее системный характер (как правило, в качестве примеров выпускники приводят случаи из своей практики, анализируя их сущность, собственные действия и действия наставников).
В течение всего периода профессиональной подготовки в университете курсанты в рамках учебных дисциплин на семинарских, практических занятиях включаются в решение кейсингов, выходя далее под руководством преподавателя на уровень учебно-профессиональных дискуссий, формируя навыки публичных выступлений, эффективных коммуникаций.
Одним из инновационных направлений, реализуемых кафедрой в настоящем учебном году, выступает проведение киберучений в рамках реализации дисциплины «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности». Основными задачами указанных киберучений выступали следующие:
- актуализация теоретических знаний по профессионально-служебной деятельности, полученных на лекционных, семинарских и практических занятиях;
- выявление проблем отдельных профессионально-служебных действий и закрепление навыков принятия инспектором ПДН решений и их служебного оформления;
- анализ и оценивание ситуаций по предложенным фабулам;
- развитие профессионального мышления, творческих способностей;
- выработка идей для развития профессиональных черт характера, моделирование деятельности по заданным параметрам;
- взаимодействие с различными категориями несовершеннолетних, контроль кризисных ситуаций;
- индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними отлоняющегося поведения, а также их родителями или законными представителями;
- устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, принятие мер к их устранению;
- выявление и пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;
- взаимодействие инспектора ПДН с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Основными формами работы при реализации киберучений выступают следующие: решение практических задач по предъявляемой фабуле с использование модуля «Сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП)» и специальной компьютерной базы «Служебные документы инспектора ПДН», что в свою очередь, способствует обучению участников киберучений практическому применению полученных знаний путем проведения отдельных профессионально-служебных действий и закрепления навыков принятия инспектором ПДН решений, их служебного оформления.
Кроме того, на кафедре педагогики ежегодно осуществляется подготовка и апробация дипломных работ по проблемам профилактики деструктивного поведения в детско-подростково-юношеской среде по различным направлениям: профилактика агрессивного поведения, вандализма, экстремизма, делинквентного поведения, аддиктивного поведения и др. Практической значимостью данных работ выступает разработка методических рекомендаций по профилактике деструктивного поведения для различных субъектов профилактики (инспектора ПДН, социального педагога образовательной организации, родителей и т.д.), а также рекомендаций по организации эффективного взаимодействия субъектов профилактики с несовершеннолетними на различных уровнях.
Для совершенствования профессиональной подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН именно в области профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних в учебный план набора 2022 г. по специальности 44.05.01 включен ряд новых дисциплин, в числе которых:
- Педагогическая профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних
- Работа инспектора ПДН по профилактике угроз в киберпространстве.
- Работа инспектора ПДН с молодежными объединениями.
- Социально-педагогическая виктимология.
Преподаватели кафедры педагогики популяризируют свой инновационный опыт посредством научных публикаций в периодических изданиях, выпуска учебно-методических пособий, монографий, активного участия в научно-практических конференциях различного уровня.
В целом необходимо подчеркнуть, что концепция практической подготовки курсантов в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя (по кафедре педагогики УНК ПСД) с 2016 года является уникальной и на сегодняшний день единственной в системе социально-педагогической подготовки будущих инспекторов ПДН.
В настоящее время в число социальных партнеров нашего университета вошли уже больше 15 различных организаций Москвы и Московской области, среди них 5 гражданских университетов, которые ведут подготовку по схожим специальностям и направлениям.
1. Базулина А.А. Организация функциональной основы развивающих технологий в обучении курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России посредством системы ситуаций // Евразийский юридический журнал. № 6 (133). 2019. С. 391-393.
2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В трех томах. Издательство АСТ, 2006 г.
3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб: Питер, 2019.- 3-е издание, дополненное. - 352 с.
4. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4505 (дата обращения: 26.02.2022).
5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник для бакалавров. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 817 с.
6. Нефедьева В.Е. Комплексный подход к нравственному воспитанию курсантов образовательных организаций МВД России: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Нефедьева Валентина Евгеньевна; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»], 2021. 249 с.
7. Простакишина Ю. А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Простакишина Юлия Александровна; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»], 2019. 304 с.
8. Песков Д. Форсайт образования - 2030: Открытая лекция [Электронный ресурс]. URL: https: //www .youtube.com/watch?v=s 8 -0tu5L534 (дата обращения: 30.01.2022).
9. Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. А. Соколова [и др.]; под общей редакцией Н. А. Соколовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 222 с.
10. Таничева Е.Д., Никитская Е.А. Роль учебной практики в подготовке будущих социальных педагогов в вузе в системе МВД России // Научное обозрение. Педагогические науки. №3. 2019. С. 123-126.
11. Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» // Народное образование. 2019. № 1. С. 9-22.