SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF A POLYCULTURAL LEISURE ENVIRONMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
He article discusses the process of socialization of students with disabilities and disabilities of the Salavat College of Education and Professional Technologies in the process of leisure activities. The article presents the results of a fundamental study that allows determining the conditions of socialization of students with disabilities through the organization of a multicultural and inclusive leisure environment. The study was conducted on the basis of the Resource Center for Socio-psychological and Pedagogical Support for the Disabled and Persons with Disabilities. In the conditions of the Resource Center, a rehabilitation environment is created that contributes to the formation of social, professional and personal competencies of students. It was attended by young people with a mild degree of mental retardation. The life and rehabilitation of children with disabilities often takes place in closed conditions, communication and interaction are limited, as a result, there is a violation of the process of socialization, children do not master social roles and are not realized in society. In the course of the study, it turned out that students with mental retardation have a low motivation for communicative activity, a limited circle of communication, a violation of the regulation of behavior, its stereotyping and rigidity, a tendency to create conflict situations. As part of the formative stage of the experiment, a cycle of social rehabilitation and cultural events aimed at increasing the social and creative activity of students with disabilities and disabilities was implemented. The practical significance of the study is to develop recommendations that teachers, speech therapists, psychologists can use in their professional activities

Keywords:
multicultural education, personal competencies of students, social and creative activity, leisure activities
Text

Введение. Проблема социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не теряет своей актуальности и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание. Следуя идеям Конвенции ООН о правах инвалидов, Россия вступила на путь построения общества, ценностью которого является культура инклюзии. Основные идеи Конвенции ООН о правах инвалидов заключаются в обеспечении самостоятельной жизни человеку с нарушениями, полноправному участию его во всех сферах общественной жизни, в реализации его прав на труд, образование, досуг.

Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.

В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования - формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Формированию поликультурной среды в образовательном учреждении способствует многонациональный контингент обучающихся. Студенты активно реализуют проекты, которые способствуют ознакомлению с культурой и традициями других народов. Необходимо отметить, что колледж активно сотрудничает с Домом дружбы народов Республики Башкортостан и принимает участие в реализации совместных международных проектов Башкортостана и земли  Баден-Вюртемберг, координатором которых является Венера Ахметовна Фарганова.

Единство концепций прослеживается между инклюзивным образованием и поликультурным образованием. Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования [5, с. 186].

В Салаватском колледже образования и профессиональных технологий  реализуется вариативная образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На всех обучающихся  составлена индивидуальная программа реабилитации, которая разрабатывается  узкими специалистами  (дефектологом, социальным педагогом, логопедом и т.д.). В программе отражается деятельность специалистов в соответствии с рекомендациями центральной психолого-медико-педагогической комиссии, обозначены ресурсы обучающегося, поставлены задачи коррекционной работы в каждом направлении развития, отмечены необходимые специальные условия.

Индивидуальная программа реабилитации определяет траекторию  деятельности студентов, которая основывается на развитии сохранных анализаторов и компенсаторных функций. В течение учебного года специалистами, педагогами вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с динамикой развития обучающегося.

Таким образом, для обучающихся с особыми образовательными потребностями предоставляется специальная организация пространства (индивидуальные парты, парты для групповой и парной работы, зонирование). Наличие в учебных кабинетах места для релаксации и уединения, что особенно актуально для детей с расстройством аутистического спектра. Обучение осуществляется с включением зрительных, тактильных, слуховых анализаторов с использованием различных дидактических материалов.

          Реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации способствует включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в мероприятия, которые организуются на базе Ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях Ресурсного центра создается реабилитационная среда способствующая формированию социальных, профессиональных и личностных компетенций обучающихся. Необходимость организации психолого-педагогической поддержки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализации индивидуальной образовательной траектории, взаимодействия с родителями предполагает применение индивидуального и личностно-ориентированного подхода. Процесс реабилитации становится наиболее эффективным, когда учитываются потенциальные возможности каждого студента.

Жизнь и реабилитация детей с инвалидностью часто протекает в закрытых условиях, коммуникация и взаимодействие ограничены, в результате отмечается нарушение процесса социализации, дети не осваивают социальные роли и не реализуются в обществе.

Методика. В качестве диагностического инструментария использовались методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко, Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание, переживание собеседником тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место, сочувствие, переживание из-за чувств другого. Эмпатическая способность личности возрастает с ростом жизненного опыта. [4, с. 186].

Тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко направлен на исследование самооценки личности.

Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева). ест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

C целью обоснования эффективности организации инклюзивной поликультурной досуговой среды в cоциализации cтудентов с ОВЗ была организована экспериментальная работа.

Исследование проводилось на базе Ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В нём принимали участия молодые люди с легкой степенью умственной отсталостью, которые обучаются в ГАПОУ СКО и ПТ. Участники исследования стали посещать реабилитационный центр c сентября 2017 года. Состав испытуемых: 10 человек в возрасте от 17 до 19 лет.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности социальных компетенций обучающихся  на момент поступления в колледж.

В процессе диагностики выяснилось, что у обучающихся с умственной отсталостью отмечается низкая мотивация к коммуникативной деятельности, они практически  не вступали  в диалог со сверстниками и педагогами. В совместной деятельности  студенты предпочитали  не участвовать, это обусловлено неумением взаимодействовать, сотрудничать, высказывать собственное мнение, имеют ограниченный круг общения, наблюдается нарушение регуляции поведения, его стереотипность и ригидность, склонность к созданию конфликтных ситуаций.

Обучающиеся не проявляли интереса к общественной жизни образовательного учреждения, отсутствовала инициативность к участию в культурно-массовых мероприятиях, многие не посещали кружки и секции дополнительного образования.

Характерна неадекватная самооценка: заниженная 32% и завышенная 68%.

Результаты исследования. Диагностика и наблюдение за студентами с лёгкой степенью умственной отсталости показали, что молодые люди на момент поступления в Ресурсный центр, имели низкий уровень сформированности социальных компетенций.

В рамках формирующего этапа эксперимента реализованы социально-реабилитационные и культурно-массовые мероприятия, направленные на повышение социальной и творческой активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На базе Ресурсного центра организуются театрализованные постановки, фестивали искусств совместно с Германией. В 2017 г. реализовался Международный инклюзивный проект «Искусство объединяет» с участием студентов Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий, сотрудников и пациентов трудовых мастерских ГБУЗ Республиканская клиническая психиатрическая больница №1 г. Уфы и из лечебно-трудовых мастерских г. Эслинген. Студенты колледжа представили театральную постановку по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Самореализации, социальной реабилитации способствуют условия Ресурсного центра, направленные на организацию поликультурной досуговой деятельности, участие в социальной деятельности формируют общественную активность и коммуникативные навыки у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

На базе Ресурсного центра реализуется программа «Обучение игре на народных музыкальных инструментах» ориентированная на социальную реабилитацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют творческой самореализации с учетом компенсаторных возможностей и способностей. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными навыками игре на музыкальных инструментах, учатся взаимодействовать и согласованно работать в коллективе.

С целью приобщения к паралимпийским видам спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности в Ресурсном центре функционируют спортивные и туристические секции.   Большой потенциал в плане ознакомления обучающихся с культурой башкирского народа содержит секция «Стрельба из лука».  Студенты изучают традиции и умения древних кочевых народов, знакомятся с одеждой и амуницией воина-башкира.

 Туристско-краеведческий центр «Юрматы» проводит  туристические экскурсии по достопримечательностям Республики Башкортостан, ежегодно в летний период организуется сплав по реке Белой для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей. Туристическая  деятельность способствует формированию  дополнительных и личностных компетенций, в том числе менеджерских и лидерских позиций.

Участие в творческих фестивалях музыкальной, театрализованной деятельности позволяет студентам с инвалидностью познакомиться с различными традициями, культурой, открыть новые внутренние ресурсы, укрепить уверенность в себе и в своих силах.  Повышению качества жизни, расширению мировоззрения, восполнению недостатка впечатлений способствует среда полноценного общения, которую создает культурно-досуговая деятельность.

Благодаря сотрудничеству  Башкортостана и земли Баден-Вюртемберг мастерские Ресурсного центра оснащены ткацкими станками, которые предоставила организация Кемпхилл Бодензее г. Юберлинген.       

Важно отметить, что в мастерских осуществляется индивидуальное сопровождение каждого обучающегося на рабочем месте.  Преподаватели эстетических дисциплин, башкирского языка оказывают помощь ребятам в процессе деятельности, работа осуществляется с разными видами материалов. Студенты занимаются национальным творчеством, изучают традиции народа, его важные черты, отношение к жизни. Через народное прикладное творчество познают национальную историю. Профессиональная мотивация, общение в процессе деятельности, стремление выполнить изделие качественно и эстетично способствуют реализации творческого потенциала студентов с инвалидностью.

В Ресурсном центре функционирует фирма «Коррекция речи» в рамках которой студенты с ОВЗ посещают логопедические занятия, а студенты колледжа, обучающиеся по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Дошкольное образование» проходят педагогическую практику.

Студенты воплощают свои методические задумки и конструируют игры и дидактические упражнения  на основе принципов деятельностного и системного подходов, создают  оригинальные и интересные задания, дидактические упражнения. Произведения народного фольклора представляют огромный потенциал для развития и формирования речи обучающихся с ОВЗ. Использование произведений фольклорного жанра на занятиях по коррекции речи позволяют автоматизировать правильное звукопроизношение, расширить словарный запас, сформировать грамматический строй речи, способствуют развитию связной речи.

Обучающиеся принимают участие в постановке спектаклей по мотивам башкирских народный произведений (башкирская народная сказка «Легенда о курае», «Медведь и пчёлы»). В процессе занятий тетрализованной деятельностью у ребят формируется уверенность в собственных силах, пропадает страх в процессе общения, развивается эмоциональная сфера, появляется саморегуляция поведения. Процесс театрализации тесно связан с коррекционной работой, это коррекция речевых процессов, развитие памяти, внимания и мышления. Художественный материал способствует изучению произведений башкирского, татарского, русского народов. Благодаря участию в спектаклях детей и молодых людей различного возраста, национальности, с разными образовательными потребностями создаётся инклюзивная поликультурная среда. Не менее важным фактором в процессе подготовки к спектаклю является  развитие  у студентов  с ограниченными возможностями здоровья  умений самостоятельно решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки коммуникации на родном языке.

Студенты принимали активное участие в проектной деятельности, тематика проектов связана с национальной культурой, историей родного народа. Проектная деятельность предполагала социальный характер взаимодействия, студенты выполняли работу совместно, в группах. В процессе выполнения работы  учились планировать деятельность, распределять обязанности, делать выводы и заключения, доводить начатое дело до завершения. Итогом проектной деятельности стали сборники стихотворений, сказок на национальных языках, ковры с орнаментом, национальные костюмы.

Реализация совместных проектов с обществом  "Мост дружбы Уфа–Бодензее" способствовала сотрудничеству башкирских и немецких студентов. Например, в процессе участия в акции, посвященной событиям Первой мировой войны,  студентка  колледжа разыскала дневник своего прадеда, который в это время находился в г. Штутгарт. 

В рамках взаимодействия с Домом дружбы народов Республики Башкортостан обучающиеся принимали активное участие в «Межрегиональном фестивале этнотуристических практик - Этнотурфест «Многоцветье Башкортостана».  Руководитель проекта Венера Фарганова организовала посещение событийных мероприятий праздника: участие в мастер-классах по прикладным видам искусства, фольклорных посиделках «Русская вечерка», а также в презентации сборника старинных песен с. Красный Яр.

Коррекционно-развивающая работа по социализации молодых людей с умственной отсталостью проводилась на базе ресурсного центра в период с сентября 2017 года по май 2020 года.

Для выявления динамики формирования социальных компетенций у молодых людей с интеллектуальными нарушениями проведен анализ результатов контрольного и констатирующего этапа эксперимента. В результате отмечается сформированность личностных и социальных компетенций. У молодых людей наблюдается повышение уровня коммуникабельности, отмечается проявление эмпатии, обучающиеся контролируют поведение, не вступают в конфликтные ситуации, проявляют инициативу в процессе общения, способность сопереживать, соучаствовать. Студенты проявляют интерес к общественной жизни и организации творческих, спортивных, музыкальных мероприятий.

Показатели уровня самооценки: заниженная 22%, адекватная 45%, завышенная 33%. Молодые люди стали включаться в группу и работать в команде, принимать участие в мероприятиях центра, что свидетельствует также о повышении их компетенций в сфере социализации.

Вывод. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что организация поликультурной досуговой среды, направленной на поддержку и социализацию молодых людей с инвалидностью способствует формированию

социально-коммуникативных компетенций.

Необходимость социального взаимодействия как показателя успешной социализации отмечают отечественные и зарубежные ученые. Важно обеспечить обучающимся дальнейшее взаимодействие и возможность реализации в обществе. В условиях Ресурсного центра студенты с инвалидностью получают комплексную поддержку, которая выражается в социально-психологической, социально-бытовой и профессиональной реабилитации, что способствует социализации его воспитанников [1].

Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут использовать учителя, логопеды, психологи в своей профессиональной деятельности.

При организации процесса социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо:

- осуществлять индивидуальную поддержку каждого студента и учитывать компенсаторные возможности при нарушениях различной нозологии;

-использовать вербальное поощрение;

-ориентироваться более на резервные возможности, динамику развития обучающегося;

-использовать системно-деятельностный подход в процессе социализации;

-создавать «ситуацию успеха»;

-предоставить обучающимся возможность уединиться, самостоятельно выполнять работу, когда это необходимо;

-компетентно реагировать на особенности и незначительные нарушения поведения, разрабатывать меры педагогического воздействия в случае непреднамеренных нарушений.

Для эффективной реализации поликультурного и инклюзивного образования необходимо формировать инклюзивную культуру у педагогов, родителей и обучающихся, которая предполагает уважение личного достоинства, отзывчивость, толерантность.

 

References

1. Gol'ceva O.S., Kuraev A.N., Orlova I.K., Rabadanova R.S. Osobennosti pozitivnogo funkcionirovaniya studentov s OVZ // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.[The world of science, culture, education] 2019, T. 4, L. 77, p. 183-186.in Russian

2. Starovoyt N. V. Inklyuzivnaya kul'tura obrazovatel'noy organizacii: podhody k ponimaniyu i formirovaniyu // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept».[Scientific and methodological electronic journal "Concept"] - 2016. - T. 8. - pp. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm. in Russian

3. Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge.[Tolerance in intercultural dialogue] Moskva, 2005. 372 p. in Russian

4. Erdeeva Z.S. Inklyuzivnaya kul'tura v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede. Sostoyanie i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Kalmykiya. Sbornik materialov regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii.[Collection of materials of the regional scientific and practical conference] Elista, 2018. p. 186-189. in Russian

5. Sostoyanie i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Respublike Kalmykiya. [The state and prospects for the development of inclusive education in the Republic of Kalmykia]. Sbornik materialov regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of materials of the regional scientific and practical conference]. Elista, 2018, pp. 186-189. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?