Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями ГАПОУ Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий в процессе досуговой деятельности. Представлены результаты фундаментального исследования, позволяющие определить условия социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством организации поликультурной и инклюзивной досуговой среды. Исследование проводилось на базе Ресурсного центра социального-психолого-педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Формированию социальных, профессиональных, личностных компетенций обучающихся ГАПОУ Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий способствует инклюзивная среда Ресурсного центра. Студенты педагогических специальностей имеют возможность осуществлять практическую подготовку в учебных фирмах, которые функционируют в Ресурсном центре, а обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями проходить реабилитацию. Досуговая деятельность направлена на социализацию лиц с инвалидностью и включает мероприятия по ознакомлению с традициями и культурой многонационального народа Республики Башкортостан. В исследовании принимали10 участия молодые люди с легкой степенью умственной отсталостью, которые обучаются в ГАПОУ СКО и ПТ. Жизнь и реабилитация детей с инвалидностью часто протекает в закрытых условиях, коммуникация и взаимодействие ограничены, в результате отмечается нарушение процесса социализации, дети не осваивают социальные роли и не реализуются в обществе. В процессе исследования выяснилось, что у обучающихся с умственной отсталостью отмечается низкая мотивация к коммуникативной деятельности, ограничен круг общения, нарушение регуляции поведения, его стереотипность и ригидность, склонность к созданию конфликтных ситуаций. Реализация социальных, культурно-массовых мероприятий, направленных на повышение социальной и творческой активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью осуществлялась в процессе формирующего этапа эксперимента. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут использовать учителя, логопеды, психологи в своей профессиональной деятельности.
поликультурное образование, личностные компетенции обучающихся, социальная и творческая активность, досуговая деятельность
Введение. Проблема социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не теряет своей актуальности и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание. Следуя идеям Конвенции ООН о правах инвалидов, Россия вступила на путь построения общества, ценностью которого является культура инклюзии. Основные идеи Конвенции ООН о правах инвалидов заключаются в обеспечении самостоятельной жизни человеку с нарушениями, полноправному участию его во всех сферах общественной жизни, в реализации его прав на труд, образование, досуг.
Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.
В педагогике понятие «поликультурное образование» определяется как образование, которое строится на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель такого образования - формирование умения общения и сотрудничества людей разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Формированию поликультурной среды в образовательном учреждении способствует многонациональный контингент обучающихся. Студенты активно реализуют проекты, которые способствуют ознакомлению с культурой и традициями других народов. Необходимо отметить, что колледж активно сотрудничает с Домом дружбы народов Республики Башкортостан и принимает участие в реализации совместных международных проектов Башкортостана и земли Баден-Вюртемберг, координатором которых является Венера Ахметовна Фарганова.
Единство концепций прослеживается между инклюзивным образованием и поликультурным образованием. Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как и входит в состав инклюзивного образования. Все это можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания, культуры или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве очень важного основания для развития поликультурного и инклюзивного образования [5, с. 186].
В Салаватском колледже образования и профессиональных технологий реализуется вариативная образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На всех обучающихся составлена индивидуальная программа реабилитации, которая разрабатывается узкими специалистами (дефектологом, социальным педагогом, логопедом и т.д.). В программе отражается деятельность специалистов в соответствии с рекомендациями центральной психолого-медико-педагогической комиссии, обозначены ресурсы обучающегося, поставлены задачи коррекционной работы в каждом направлении развития, отмечены необходимые специальные условия.
Индивидуальная программа реабилитации определяет траекторию деятельности студентов, которая основывается на развитии сохранных анализаторов и компенсаторных функций. В течение учебного года специалистами, педагогами вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с динамикой развития обучающегося.
Таким образом, для обучающихся с особыми образовательными потребностями предоставляется специальная организация пространства (индивидуальные парты, парты для групповой и парной работы, зонирование). Наличие в учебных кабинетах места для релаксации и уединения, что особенно актуально для детей с расстройством аутистического спектра. Обучение осуществляется с включением зрительных, тактильных, слуховых анализаторов с использованием различных дидактических материалов.
Реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации способствует включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в мероприятия, которые организуются на базе Ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях Ресурсного центра создается реабилитационная среда способствующая формированию социальных, профессиональных и личностных компетенций обучающихся. Необходимость организации психолого-педагогической поддержки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализации индивидуальной образовательной траектории, взаимодействия с родителями предполагает применение индивидуального и личностно-ориентированного подхода. Процесс реабилитации становится наиболее эффективным, когда учитываются потенциальные возможности каждого студента.
Жизнь и реабилитация детей с инвалидностью часто протекает в закрытых условиях, коммуникация и взаимодействие ограничены, в результате отмечается нарушение процесса социализации, дети не осваивают социальные роли и не реализуются в обществе.
Методика. В качестве диагностического инструментария использовались методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко, Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание, переживание собеседником тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место, сочувствие, переживание из-за чувств другого. Эмпатическая способность личности возрастает с ростом жизненного опыта. [4, с. 186].
Тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко направлен на исследование самооценки личности.
Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева). ест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
C целью обоснования эффективности организации инклюзивной поликультурной досуговой среды в cоциализации cтудентов с ОВЗ была организована экспериментальная работа.
Исследование проводилось на базе Ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В нём принимали участия молодые люди с легкой степенью умственной отсталостью, которые обучаются в ГАПОУ СКО и ПТ. Участники исследования стали посещать реабилитационный центр c сентября 2017 года. Состав испытуемых: 10 человек в возрасте от 17 до 19 лет.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности социальных компетенций обучающихся на момент поступления в колледж.
В процессе диагностики выяснилось, что у обучающихся с умственной отсталостью отмечается низкая мотивация к коммуникативной деятельности, они практически не вступали в диалог со сверстниками и педагогами. В совместной деятельности студенты предпочитали не участвовать, это обусловлено неумением взаимодействовать, сотрудничать, высказывать собственное мнение, имеют ограниченный круг общения, наблюдается нарушение регуляции поведения, его стереотипность и ригидность, склонность к созданию конфликтных ситуаций.
Обучающиеся не проявляли интереса к общественной жизни образовательного учреждения, отсутствовала инициативность к участию в культурно-массовых мероприятиях, многие не посещали кружки и секции дополнительного образования.
Характерна неадекватная самооценка: заниженная – 32% и завышенная – 68%.
Результаты исследования. Диагностика и наблюдение за студентами с лёгкой степенью умственной отсталости показали, что молодые люди на момент поступления в Ресурсный центр, имели низкий уровень сформированности социальных компетенций.
В рамках формирующего этапа эксперимента реализованы социально-реабилитационные и культурно-массовые мероприятия, направленные на повышение социальной и творческой активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На базе Ресурсного центра организуются театрализованные постановки, фестивали искусств совместно с Германией. В 2017 г. реализовался Международный инклюзивный проект «Искусство объединяет» с участием студентов Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий, сотрудников и пациентов трудовых мастерских ГБУЗ Республиканская клиническая психиатрическая больница №1 г. Уфы и из лечебно-трудовых мастерских г. Эслинген. Студенты колледжа представили театральную постановку по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Самореализации, социальной реабилитации способствуют условия Ресурсного центра, направленные на организацию поликультурной досуговой деятельности, участие в социальной деятельности формируют общественную активность и коммуникативные навыки у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
На базе Ресурсного центра реализуется программа «Обучение игре на народных музыкальных инструментах» ориентированная на социальную реабилитацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют творческой самореализации с учетом компенсаторных возможностей и способностей. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными навыками игре на музыкальных инструментах, учатся взаимодействовать и согласованно работать в коллективе.
С целью приобщения к паралимпийским видам спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности в Ресурсном центре функционируют спортивные и туристические секции. Большой потенциал в плане ознакомления обучающихся с культурой башкирского народа содержит секция «Стрельба из лука». Студенты изучают традиции и умения древних кочевых народов, знакомятся с одеждой и амуницией воина-башкира.
Туристско-краеведческий центр «Юрматы» проводит туристические экскурсии по достопримечательностям Республики Башкортостан, ежегодно в летний период организуется сплав по реке Белой для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей. Туристическая деятельность способствует формированию дополнительных и личностных компетенций, в том числе менеджерских и лидерских позиций.
Участие в творческих фестивалях музыкальной, театрализованной деятельности позволяет студентам с инвалидностью познакомиться с различными традициями, культурой, открыть новые внутренние ресурсы, укрепить уверенность в себе и в своих силах. Повышению качества жизни, расширению мировоззрения, восполнению недостатка впечатлений способствует среда полноценного общения, которую создает культурно-досуговая деятельность.
Благодаря сотрудничеству Башкортостана и земли Баден-Вюртемберг мастерские Ресурсного центра оснащены ткацкими станками, которые предоставила организация Кемпхилл Бодензее г. Юберлинген.
Важно отметить, что в мастерских осуществляется индивидуальное сопровождение каждого обучающегося на рабочем месте. Преподаватели эстетических дисциплин, башкирского языка оказывают помощь ребятам в процессе деятельности, работа осуществляется с разными видами материалов. Студенты занимаются национальным творчеством, изучают традиции народа, его важные черты, отношение к жизни. Через народное прикладное творчество познают национальную историю. Профессиональная мотивация, общение в процессе деятельности, стремление выполнить изделие качественно и эстетично способствуют реализации творческого потенциала студентов с инвалидностью.
В Ресурсном центре функционирует фирма «Коррекция речи» в рамках которой студенты с ОВЗ посещают логопедические занятия, а студенты колледжа, обучающиеся по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Дошкольное образование» проходят педагогическую практику.
Студенты воплощают свои методические задумки и конструируют игры и дидактические упражнения на основе принципов деятельностного и системного подходов, создают оригинальные и интересные задания, дидактические упражнения. Произведения народного фольклора представляют огромный потенциал для развития и формирования речи обучающихся с ОВЗ. Использование произведений фольклорного жанра на занятиях по коррекции речи позволяют автоматизировать правильное звукопроизношение, расширить словарный запас, сформировать грамматический строй речи, способствуют развитию связной речи.
Обучающиеся принимают участие в постановке спектаклей по мотивам башкирских народный произведений (башкирская народная сказка «Легенда о курае», «Медведь и пчёлы»). В процессе занятий тетрализованной деятельностью у ребят формируется уверенность в собственных силах, пропадает страх в процессе общения, развивается эмоциональная сфера, появляется саморегуляция поведения. Процесс театрализации тесно связан с коррекционной работой, это коррекция речевых процессов, развитие памяти, внимания и мышления. Художественный материал способствует изучению произведений башкирского, татарского, русского народов. Благодаря участию в спектаклях детей и молодых людей различного возраста, национальности, с разными образовательными потребностями создаётся инклюзивная поликультурная среда. Не менее важным фактором в процессе подготовки к спектаклю является развитие у студентов с ограниченными возможностями здоровья умений самостоятельно решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки коммуникации на родном языке.
Студенты принимали активное участие в проектной деятельности, тематика проектов связана с национальной культурой, историей родного народа. Проектная деятельность предполагала социальный характер взаимодействия, студенты выполняли работу совместно, в группах. В процессе выполнения работы учились планировать деятельность, распределять обязанности, делать выводы и заключения, доводить начатое дело до завершения. Итогом проектной деятельности стали сборники стихотворений, сказок на национальных языках, ковры с орнаментом, национальные костюмы.
Реализация совместных проектов с обществом "Мост дружбы Уфа–Бодензее" способствовала сотрудничеству башкирских и немецких студентов. Например, в процессе участия в акции, посвященной событиям Первой мировой войны, студентка колледжа разыскала дневник своего прадеда, который в это время находился в г. Штутгарт.
В рамках взаимодействия с Домом дружбы народов Республики Башкортостан обучающиеся принимали активное участие в «Межрегиональном фестивале этнотуристических практик - Этнотурфест «Многоцветье Башкортостана». Руководитель проекта Венера Фарганова организовала посещение событийных мероприятий праздника: участие в мастер-классах по прикладным видам искусства, фольклорных посиделках «Русская вечерка», а также в презентации сборника старинных песен с. Красный Яр.
Коррекционно-развивающая работа по социализации молодых людей с умственной отсталостью проводилась на базе ресурсного центра в период с сентября 2017 года по май 2020 года.
Для выявления динамики формирования социальных компетенций у молодых людей с интеллектуальными нарушениями проведен анализ результатов контрольного и констатирующего этапа эксперимента. В результате отмечается сформированность личностных и социальных компетенций. У молодых людей наблюдается повышение уровня коммуникабельности, отмечается проявление эмпатии, обучающиеся контролируют поведение, не вступают в конфликтные ситуации, проявляют инициативу в процессе общения, способность сопереживать, соучаствовать. Студенты проявляют интерес к общественной жизни и организации творческих, спортивных, музыкальных мероприятий.
Показатели уровня самооценки: заниженная – 22%, адекватная – 45%, завышенная – 33%. Молодые люди стали включаться в группу и работать в команде, принимать участие в мероприятиях центра, что свидетельствует также о повышении их компетенций в сфере социализации.
Вывод. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что организация поликультурной досуговой среды, направленной на поддержку и социализацию молодых людей с инвалидностью способствует формированию
социально-коммуникативных компетенций.
Необходимость социального взаимодействия как показателя успешной социализации отмечают отечественные и зарубежные ученые. Важно обеспечить обучающимся дальнейшее взаимодействие и возможность реализации в обществе. В условиях Ресурсного центра студенты с инвалидностью получают комплексную поддержку, которая выражается в социально-психологической, социально-бытовой и профессиональной реабилитации, что способствует социализации его воспитанников [1].
Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут использовать учителя, логопеды, психологи в своей профессиональной деятельности.
При организации процесса социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо:
- осуществлять индивидуальную поддержку каждого студента и учитывать компенсаторные возможности при нарушениях различной нозологии;
-использовать вербальное поощрение;
-ориентироваться более на резервные возможности, динамику развития обучающегося;
-использовать системно-деятельностный подход в процессе социализации;
-создавать «ситуацию успеха»;
-предоставить обучающимся возможность уединиться, самостоятельно выполнять работу, когда это необходимо;
-компетентно реагировать на особенности и незначительные нарушения поведения, разрабатывать меры педагогического воздействия в случае непреднамеренных нарушений.
Для эффективной реализации поликультурного и инклюзивного образования необходимо формировать инклюзивную культуру у педагогов, родителей и обучающихся, которая предполагает уважение личного достоинства, отзывчивость, толерантность.
1. Гольцева О.С., Кураев А.Н., Орлова И.К., Рабаданова Р.С. Особенности позитивного функционирования студентов с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2019, Т. 4, Л. 77, с. 183-186.
2. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.
3. Толерантность в межкультурном диалоге. Москва, 2005. 372 с.
4. Эрдеева З.С. Инклюзивная культура в поликультурной образовательной среде. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Элиста, 2018. С. 186-189.
5. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Элиста, 2018. С. 186-189.